Посмотрите людям в глаза!

Это было в девяностые годы, я работала  мастером в жилищном участке. У нас был очень хороший и дружный коллектив. В нашем управлении было 15 таких участков. Наш новый начальник управления К. для улучшения обслуживания жильцов  принял  решение  провести собрания с жильцами, но не такие, какие обычно проводились в ЖЭУ, около подъезда дома.  Жильцы участка приглашались в красный уголок управления. В президиум садилось руководство управления во главе с самим начальником, затем в первом ряду  партера,  лицом к присутствующим жильцам,  должны были  сидеть работники жилищного участка. Жильцам  предлагалось  оценить работу ЖЭУ в целом, высказывать  свои замечания, пожелания, а также претензии к работникам участка, внести предложения по улучшению работы, а наша задача заключалась в том, чтобы, глядя в глаза людей, которых мы обслуживаем, отвечать на все вопросы, жалобы и претензии. «Посмотрите людям в глаза!» - зловеще сказал начальник свою коронную фразу. Собрания проводились в порядке очередности по номерам  участков. Мы все работали в ЖЭУ много лет, и за это время много чего видели и слышали. И то, что нас надо «давить танками, расстреливать из автомата», а уж «увольнять» нас  грозились еженедельно. Но большинство жильцов к нам относились  хорошо, почти всех квартиросъемщиков  мы знали в лицо, ведь в то время была талонная система распределения продуктов. И эта обязанность была возложена на жилищные участки.

Наконец пришла и наша очередь. С огромным  волнением мы пришли на собрание. Жильцов  на собрание пришло  человек двадцать. Начались выступления. Первой выступила одна пожилая женщина, ругала слесарей, которые затянули с установкой унитаза. Затем  также с критикой выступила ее  соседка, работавшая много лет в нашем же управлении инженером и недавно ушедшая на пенсию. Она хорошо нас всех знала, не раз обращалась к нам не только с официальными заявками, но также и с неформальными просьбами,  которые мы всегда выполняли. Мы слегка приуныли. Хоть мы и  относились к своим жильцам очень доброжелательно, но критику в свой адрес всегда трудно слушать. Тем более, что  говорил человек, который нас хорошо знает, инженер планового отдела, с которой мы часто контактировали, и втайне рассчитывали на ее поддержку. Что же скажут другие люди?

 А затем стали выступать другие жильцы.  И эти другие  очень тепло и по-доброму  говорили о работе участка  в целом, и о работе каждого из нас. О каждом из нас были сказаны добрые слова о том, как, где и когда мы им помогли, о том, что мы всегда доброжелательно и с пониманием к ним относились, благодарили нас за нашу работу. Для нас это оказалось настоящей пыткой, хуже  критики, так  как нам всем захотелось плакать, глядя в глаза благодаривших нас людей, слушая добрые слова в свой адрес. Мы чувствовали, что наша работа  была оценена, причем оценена высоко и  именно теми, для кого мы работали  – нашими жильцами. А плакать было стыдно, и мы сидели, и прятали свои глаза, вытирая украдкой слезы.  Самым последним выступил один из наших жильцов, у которого в том году полностью выгорела квартира. Мы очень много работали  по ликвидации последствий пожара в его квартире. На  время ремонта  его переселили в другой  дом, относящийся к другому  участку,  было много волокиты  и всяческих проблем  в связи с переездом, ремонтом  квартиры,  оформлением  различных бумаг, справок, обратному заселению. Поэтому он очень часто приходил к нам в контору в том году.  Он взял слово в самом конце собрания, когда выступили уже все, и  сказал: «Очень хорошо девчонки работают! Я говорю это не просто так. Я бывал в разных жилконторах и видел, как там работают,  как работают в других организациях, как там относятся к людям. Молодцы, девчонки!  Очень хорошо работают!  Даже не просто хорошо, а отлично работают!»

На этих добрых словах, под аплодисменты наших жильцов, закончилось это собрание.  Результат собрания  очень удивил начальника К., который ждал, что жильцы разнесут нас в пух и прах, что в основном и происходило на собраниях других участков.  Меня удивило то, что люди могут прийти на собрание вовсе не для того, чтобы жаловаться, ругать,  требовать чего-то, а для того, чтобы сказать добрые слова. И, что самое главное, таких  людей оказалось большинство. Все уходили домой веселые и счастливые. И только наша бывшая работница ушла с собрания  не поднимая глаз. Наверное, ей было стыдно, что она не нашла  для своего ЖЭУ ни одного доброго слова.
         


Рецензии