Падение Константинополя и последствия

Совсем скоро, 28 мая, в Турции будут отмечать завоевание в 1453 году Константинополя турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. В дальнейшем, этот город стал новой столицей Османской империи под именем Стамбул и оставался ею целых неполных пять столетий до самого ее распада в 1922 году.
Константинополь - столица Византийской или Восточной Римской империи, считался неприступной крепостью и выдержал нападение 24 армий. И только один раз за всю многовековую историю Константинополь покорялся врагу. В 1204 году европейские рыцари по благословлению Папы Римского Иннокентия III отправились в 4-й крестовый поход на Ближний Восток в Аравийские пустыни, но по пути как-то спонтанно передумали и штурмом овладели христианской столицей Византии, вместо того, чтобы отбивать у мусульман Иерусалим и освобождать "Гроб Господень".

Войдя штурмом в Константинополь, они  его разграбили, убили и подвергли насилию тысячи его жителей, а также разрушили множество храмов и дворцов, домов горожан и хранилищ. В огне пожаров сгорели ценнейшие древние манускрипты и редчайшие произведения искусства античных мастеров. Был разграблен также главный храм Константинополя "Святая София". Сопровождавшие христовых воинов католические священники также приняли активное участие в грабеже и вывезли огромное количество реликвий и других церковных ценностей в свои европейские приходы.
 
И вот, через два с половиной века, к стенам древнего города подошла попытать военной удачи турецкая армия султана Мехмеда II. Она включала около 120 тысяч профессиональных воинов, 20 тысяч головорезов-башибузуков, несколько тысяч солдат ополчения  и службы тыла.

Турецкий флот возглавлял правитель Галлиполи Сулейман Балтоглу, кстати славянин по своему происхождению, принявший ислам и дослужившийся до высших чинов в Османской империи. В султанском военном флоте пришедшем к началу осады, насчитывалось 10 бирем, 6 трирем, 20 гребных галер, и еще 75 небольших и быстрых судов фуст, а также 20 тяжёлых грузовых барж для обеспечения фуражом и другими материалами.

Единственной поддержкой Константинополя была только  Венеция. Но венецианский военный флот отправился на помщь союнику  только 17 апреля, а кроме того, осторожные и расчетливые правители Венецианской республики приказали своим флотоводцам оставаться у острова Тенедос до 20 мая, ожидая подкреплений, и лишь после этого пытаться идти через пролив Дарданеллы курсом к Константинополю.

А что же другие христианские государства? Почему они не спешили на помощь своему соседу? Генуэзцы решили соблюдать нейтральное положение. Венгрия тяжело переживала недавнюю военную неудачу в войне с Османской Турцией.  Сербы и валахи уже были завоеваны турками и стали их вассалами. Православные сербы даже отправили на помощь султану Мехмеду II  свои  войска, о чем до сих пор не любят вспоминать. Империя Трапезунда была в упадке и также покорена османами.

А что же Московская Русь, которая импортировала свою православную религию из Византии, во всём старалась ей подражать, заимствуя даже государственную символику - двуглавого орла  и другие атрибуты сохранившиеся до наших дней? Надо сказать, что с 1425 года по 1453, то есть к началу осады Константинополя войсками османов, в Московской Руси шла жесточайшая грызня за власть между князьями, сопровождавшаяся как обычно взаимными предательствами, подлыми убийствами противников, глумлением и пытками над побежденными, например, выкалыванием у них глаз. Эта  крысиная война за великокняжеский престол шла  между потомками Дмитрия Донского, князем Московским Василием II по прозвищу "Тёмный" полученным им из-за того, что он был ослеплен своими противниками и его родным дядей - князем Звенигорода и Галича, Юрием Дмитриевичем и его сыном Василием "Косым" также ослепленным в ходе усобиц.
Главный приз - великокняжеский престол Московской Руси  несколько раз переходил из одних рук в другие. Поэтому русским православным было как-то не до своего некогда великого учителя и братьев по вере.

К 6 апреля 1453 года столица Византии была блокирована и с суши с моря и первый выстрел турецкой пушки ознаменовал начало осады. Надо заметить, что тяжелые пушки, которые турки массово применили в этой войне, изменили отныне доктрину войн, доказав, что даже крепчайшие и высочайшие крепостные стены больше не являются непреодолимой преградой для пушечных ядер с большой разрушительной силой.

Кстати, и в этом явлении есть большая доля экономических и просто эгоистических человеческих расчетов. Дело в том, что тяжелую артиллерию для османских войск произвел христианин - венгерский инженер Урбан который ранее предлагал построить такие пушки некоторым европейским монархам, но его инициатива была ими отвергнута. Одна из них, с собственным именем Базилика имела 12 метровый ствол с калибром до 90 сантиметров и могла стрелять полутонными ядрами. Именно она произвела колоссальные разрушения в древних стенах Константинополя.

После тяжелейшей осады и кровопролитных боев с большими потерями, в ночь  28 мая турки пошли на последний штурм по всей линии осады. Первой волной были пущены башибузуки - нерегулярное войско из всяческих сорвиголов, собранные со всей Европы и окрестностей. В их рядах были не только турки, но и славяне, венгры, немцы и итальянцы.

Несколько первых волн атакующих понесли огромные потери. Против них применялось даже древнее, но испытанное оружие византийцев "греческий огонь". И тогда Мехмед бросил в бой свою гвардию янычар - самых преданных, отлично обученных и бесстрашных солдат, которые по своему происхождению были в основном славянами из захваченных и проданных в рабство детей и подростков русских, украинцев, поляков, сербов, болгар и т.д.. Они с детства воспитывались в янычарских корпусах и становились самыми лучшими и преданными  воинами в Османской империи.

Любой янычар мог дослужиться до высочайшего поста в государстве и стать визирем - вторым лицом после султана. Янычарам не платили жалованья, как другим и они кормились только добычей  с военных походов, которая могла быть очень велика и делать их богатыми. Если долго не было войны, янычары выходили на улицы и колотили в свои пустые котлы, намекая, что им нечего есть и пора воевать! В дальнейшие эпохи расширения Османского владычества, янычары еще не раз сыграли важнейшие роли в войнах и политической борьбе внутри Турции, вставая на сторону того или иного претендента на трон.

Сам император Константин принял участие в битве, со своими самыми преданными друзьями и телохранителями он бросился в гущу боя и погиб в рукопашной свалке. История сохранила нам последние слова этого достойного и храброго правителя: "Город пал, но я еще жив!"

Мехмед II искренне восхищенный доблестью некоторых защитников византийской столицы и отказавшихся сдаваться, разрешил им беспрепятственно уйти вместе со всем имуществом и снаряжением на своих кораблях. Это были доблестные моряки из Крита, которые обороняли башни Василия, Льва и Алексея.

После гибели императора Константина XI империя Византия перестала существовать, а ее территория стала частью государства османов. Коренное население, состоявшее в основном из греков, осталось жить здесь же. Им было пожаловано право жить внутри Османской империи на правах самоуправляемой общины во главе с Патриархом Константинопольским, который лично отвечал перед самим султаном. По сути, этот порядок, с теми или иными незначительными изменениями, сохранился до сих пор.

Откуда же возник странный феномен, что Российская империя стала Третьим Римом и иного быть не должно? Историкам неизвестен ни  один документ по которому Русь стала преемницей Византии. Возможно, эта идея пришла в Московскую Русь извне и пришлась по вкусу великим князьям, а в дальнейшем и её царям? Вторая жена Ивана III Софья, в девичестве Зоя Палеолог, бывшая племянницей последнего императора Византии могла нашептать эту версию своему мужу. Каким то образом, эта идея продолжала существовать долгие годы и в дальнейшем, она была озвучена никому неизвестным иноком одного из монастырей Псковщины неким Филофеем, после захвата Пскова и аннулирования Псковской республики в 1510 году "вежливыми людьми" во главе с великим князем московским Василием III.

Псковские, доселе свободные и процветающие земли, стали вотчиной Москвы, вече было разогнано, более 300 богатых и влиятельных людей бывшей псковской республики было ограблено до нитки и выслано вместе с домашними в дальнюю ссылку, а их  имения Василий III раздал своим служилым "вежливым людям". Вечевой колокол был снят и ему отрезали "язык". Ничего не напоминает? Сильны всё-таки традиции на Руси!

Однако почему же именно сегодня, в 21 веке, в постсоветской и уже в постперестроечной России, идея-фикс юродивого инока из начала 16-го века обрела снова огромное количество ярых сторонников?

Если обратиться к истории и вспомнить наиболее известных и одиозных правителей России, то они никоим образом не коррелируют с идеей "Москва - Третий Рим!" Иван "Грозный" считал себя потомком римского императора Октавина Августа, который правил еще всей Римской империей, до ее разделения на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь).

Петр I став императором всея Руси и во всем копируя Римский Сенат с его уложениями и правилами, включая символику, о Византии даже не поминал.

Есть гипотеза, что Иосиф "Кроткий" Джугашвили в годы своего наивысшего могущества и усиления в связи с этим своей мании величия, стал тяготеть к древней византийской сиволике, что было мгновенно уловлено чуткими деятелями советского искусства и проявилось в текстах фильма от 1944 года "Иван Грозный" снятого гениальным и услужливым Эйзенштейном. Знаменитый монолог о Святой Руси и Третьем Риме из уст гениального актера Николая Черкасова в роли Ивана Грозного, видимо очень сильно запал в душу и в подсознание советским гражданам и это проявилось снова в эпоху тяготения к империализму и реваншизму обиженных на весь мир россиян в эпоху Путина. А самым активным проводником этой изрядно подтухшей идеи снова стало новорусское духовенство РПЦ, имеющее неограниченные ресурсы пропаганды и иного влияния на массовое сознание в современной РФ.

С древнейших времен Римского Права, ставшего основой всей мировой юриспруденции, в условиях выявления главной причины какого-либо явления, задается вопрос: "CUI PRODEST?"( Кому это выгодно?) и всё становится понятным.

Если уж рассуждать логически, то идея экспортировать православие из Византии на Русь подогревалась отнюдь не мессианскими соображениями, а самыми что ни на есть дипломатическими и практически выгодными. Языческая Русь представляла опасность для Византии, периодически нападая на нее и даже не раз угрожая самой столице, а также сильно затрудняя торговлю по пути с Севера Европы на Юг "Путь из варяг в греки". После кастрации Руси посредством православия она перестала угрожать своей христианской патронимии, акты славянской военной агрессии против владений Византии прекратились, торговля стала безопаснее и прибыльнее. И этого было более чем достаточно для византийских правителей, которые отнюдь не спешили в дополнение к православной вере экспортировать на Русь свои ученые, практические и духовные достижения, открывать на Руси учебные заведения, делиться своим опытом и пр. и пр.

И еще одну не очень хорошую черту переняли русские от византийцев - закрытость, как всегда, доведя ее до крайностей.  Дело в том, что в годы своего существования Восточная Византийская империя была довольно закрытым государством, так как со всех сторон ее окружали враждебные и еще варварские западные племена, с юга осаждали кочевники и т.д. И даже при этих условиях, Константинополь никогда полностью не закрывался от Западного мира, даже в позднейшую эпоху и несмотря на раскол христианства на католиков и восточных христиан и продолжал находиться  с ним в одном общем культурном поле.

Россия же, конечно в силу некоторых исторических причин и своего менталитета, в условиях жесткого противостояния в 16-17 веках с ливонцами, поляками, шведами, немцами и т.д. разорвала с Западом почти все связи, начиная от дипломатических и заканчивая культурными, на долгие годы. Зато никого отторжения или враждебности к Великой Степи в русском менталитете той эпохи практически не было заметно. А последствия ордынского влияния на российскую государственность легко увидеть и в современной РФ, в те же годы оно было чрезвычайно сильным и даже западные новации Петра I не смогли на нее существенно повлиять. Запад всегда воспринимался русскими неким антиподом, враждебным и непонятным.

Именно эти застарелые многовековые болезни и комплексы продолжают довлеть на умы российских граждан, что делает их легко внушаемыми и управляемыми на основе общей неприязни и даже ненависти к Западной цивилизации, а Россию оставляют вне Европейских достижений и современности всё той же Азиопой, по очень меткому и образному термину умницы Павла Милюкова.


Рецензии
Очень интересно изложили, Темиртас, спасибо!

Таких „Римов“ в дальнейшей истории человечества много!
Я бы назвал Третьим Римом германский город Ахен - главную резиденцию
Карла Великого. На обломках Западной Римской Империи Карл создал
огромное государство,послужившее базой для возникновения современных
европейских стран - Франции, Германии, Англии...
Ну и далее по хронологии и степени влияния на цивилизацию:
Багдад (Арабский Халифат), Каракорум (Империя Чингизидов),
Мадрид (освоение Южно-американского континента), Лондон (освоение Северной
Америки, Австралии, да вообще, гигантские территории по всему миру).

Кажется, Тамерлана пропустил, Вашего тезку, с его Империей Тимуридов...

Если смотреть объективно, надо признать, что нынешний Рим, девятый по счету,
это Вашингтон. Следующим будет, вероятно, Пекин. Ну а где же Москва в этом
славном ряду?
Не знаю. Не вижу пока...

С уважением,

Серж Левен   14.07.2021 11:51     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Серж! Благодарю вас за столь развернутую реценцию! Москва похоже все дальше уезжает на "машине времени" в прошлое, во времена полного невежества и мракобесия, судя по всему. И это печально! С уважением, Темиртас.

Темиртас Ковжасаров   15.07.2021 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.