На Кавказе меня встречал Лермонтов

 
                Эссе

      В середине семидесятых годов прошлого столетия я с семьёй перебрался на Северный Кавказ, в сердце курортного региона – Кавказские Минеральные Воды: в небольшой промышленный городок Лермонтов.
   (Это ответ заинтригованному читателю – какой Лермонтов встречал меня на Кавказе).   
   Я тогда задумался: почему он так называется? Вроде ничем напрямую с поэтом не связан. Наверное, название города предполагало способ еще раз подчеркнуть значимость поэта для этого региона, возможно, название предполагало в будущем развитие его культурной составляющей? 
   Появление города Лермонтова обязано решению Совета Министров СССР в 1949 году в связи с разработкой урановых месторождений у горы Бештау. 
   Город основан в 1953 году как рабочий поселок для объектов атомной энергетики (добыча и обогащение урановой руды). И был некоей промышленной зоной на КМВ, на которой с полной отдачей ковался атомный щит СССР. Построили большое градообразующее предприятие - завод по переработке урана ГХРУ (горно-химическое рудоуправление). Руду добывали в недрах гор Бештау и Бык. Изначально город Лермонтов был засекреченным объектом, а потому именовался просто – п/я № 1.   
   Посёлку Лермонтовскому присвоили статус города 24 июня 1956 года, а в 1981 году, к 140-летию гибели Михаила Юрьевича Лермонтова, здесь был установлен памятник величайшему русскому поэту.
   Город Лермонтов щедро одарён природными богатствами: под землёй геологи обнаружили минеральные воды, вокруг города располагаются окружённые лесами горы Бештау, Острая, Шелудивая. Благодаря этим лакколитам Лермонтов защищён от туманов и холодных ветров, здесь свежий и чистый воздух, а солнечных дней не меньше, чем в Кисловодске.
   Добыча урановой руды была необходима для производства ядерного оружия, её контролировал лично глава НКВД Лаврентий Берия. Внутри самих рудников использовался труд заключённых, которые часто гибли под обвалами, от радиации и от силикоза.
   Закрыто производство было только в 1985 году, но до сих пор здесь можно найти заглушённые вентиляционные шахты, которые указывают исследователям вход в рудники.
Гора Бештау изрезана рудниками, общая протяжённость 50 штолен составляет около 150 км. Штольни объединяет вертикальная центральная шахта. Все входы давно замурованы или заварены, чтобы никто не заблудился в этом огромном радиоактивном лабиринте.
   При заводе имелся строительный участок УПП-2 (расшифровку этой аббревиатуры  я не помню), на который я устроился слесарем-ремонтником и проработал год, дожидаясь обещанной квартиры или хотя бы семейного общежития.
   У участок при заводе был создан для производства раствора, бетона, керамзита – изделий для строительства жилья в Лермонтове.
   Предприятие находилось за чертой города в южной его части. Я работал в бригаде, обслуживающей оборудование на заводе. Оборудование состояло из транспортера для подачи песка, гравия, керамзита в жерло бетономешалки, где все эторазмешивалось с цементом в воде до кашеобразной массы. Самосвалы подъезжали под эстакаду и заполняли кузов. И так день изо дня. В минуты естественных перерывов мы делали текущий ремонт конвейера и других агрегатов.
   Мне запомнился случай, как в один из обычных рабочих дней бортовая машина с прицепом привезла металлолом со стройки на участок. Какие-то фермы для вторичного использования, сваренные из арматуры и металлического уголка.
   Скидывать этот металлолом досталось мне. Приходилось брать за один конец длинной конструкции и рывком, придавая волнообразное движение металлической конструкции, скидывать на кучу металлолома. Я работал в строительных рукавицах, как того требуют правила техники безопасности. Во время выгрузки одной из конструкций рукавица зацепилась за ее металлический выступ, и меня неудержимо потянуло за ней.
   Несколько секунд полета вниз головой на эту груду металла… К счастью, она оказалась чуть дальше от края кузова, куда я упал.
   Куча старого металла и этот, каким-то чудом оставшийся свободным пятачок земли, поросший травой, размером буквально с пол квадратного метра.
   Мгновение полета,  Рука выскальзывает из рукавицы, и я приземляюсь головой в этот пятачок.
   Подбежали товарищи. Я был в сознании, они спросили, как я себя чувствую. В горячке ответил, что вроде ничего, только вот ногу больно и голова кружится.   
   Хотели вызвать «скорую», я отказался, но вскоре затошнило, стало плохо, и меня отвезли в городскую больницу, где поставили диагноз «сотрясение мозга», обработали и перевязали ободранную сильно ногу.
   Этот случай позже лег пятном на репутацию завода.
   К чести организации, мне не предлагали взять вину на себя или уволиться «по собственному желанию». Я действовал по инструкции и под наблюдением непосредственного начальника, но это тот случай, когда инструкции бывают бессильны...
   Через полгода в отделе кадров предприятия «вспомнили», что у меня есть диплом технолога машиностроителя, а при заводе находились ремонтные мастерские с токарными, фрезерными станками. У меня уже был опыт подобной работы после окончания вечернего техникума по этой специальности на оборонном заводе в сибирском городке, откуда я приехал.
   Предложили должность мастера, я в свою очередь попросил комнату в семейном общежитии. Мне пообещали, но не сразу… Я вынужден был отказаться, к тому времени с семьей мы жили на квартире.
   Как раз, я узнал, в Ессентуках есть организация, где требуются специалисты моего профиля и где сразу предоставляются жилые вагончики. Через пару лет обещали квартиру…
   Я переехал с семьей в Ессентуки.
   Лермонтов и сегодня остается промышленным городком. Работает после реконструкции завод ГМЗ (гидрометаллургический завод, ранее бывший ГХРУ), только теперь, когда штольни на горах Бештау и Бык закрыли, на заводе производят аммонийно-фосфатные удобрения в объемах всероссийского масштаба. Действует электромеханический завод (ЭМЗ), меховой и комбикормовый комбинаты.
   Как и везде, здесь теперь требуются другие профессии: все те же менеджеры, юристы, люди, занятые в сфере услуг. Многие люди находят себя в сфере культуры.
   В Лермонтове имеется городское литературное объединение «Светоч» при Центре творчества «Радуга», в котором занимаются взрослые и дети. Много разных кружков и студий. Одним словом – жизнь кипит.
   Объединение «Светоч» ежегодно организует краевой фестиваль-конкурс литературного и журналистского мастерства «Лермонтовские чтения», ведь Кавказские Минеральные Воды – один большой культурный мегаполис. Творческие люди друг друга знают, встречаются на мероприятиях в городах-курортах, чаще – в Пятигорске. Инициатор и Председатель Оргкомитета, член Союза профессиональных литераторов Ольга Мальцева, мой друг и коллега, я же участвую ежегодно в жюри. В 2020 году состоялся 10-ё, юбилейный фестиваль-конкурс.
   Работает это так: рассылаются приглашения в различные школы городов и поселков. Проводится электронный способ сбора работ молодых авторов, пробующих себя на поэтическом и прозаическом поприще. Электронный способ позволяет оперативно рассмотреть присланные работы, выставить оценки и подвести итоги.
   К назначенной дате приглашаются конкурсанты, их педагоги, родители. На месте оперативно проводятся мастер-классы приглашенными членами жюри - поэтами, прозаиками, после чего объявляются победители во всех номинациях.
   Творческие коллективы Центра творчества «Радуга» к этому торжественному моменту готовят концерт. Всё проходит на должном уровне. Дети получают дипломы, подарки, и моральное удовлетворение от общения с опытными литераторами. 
   В городе, кроме этого фестиваля ведется большая творческая деятельность.
   В связи с этим, возникает мысль о парадоксе, когда культура в стране падает, книги читают все меньше, а пишущих стало на порядки больше…
   Я тоже стал пробовать себя в качестве автора тогда еще, когда только что приехал в Лермонтов, и город мне запомнился еще и как отправная точка в творчестве. Там я начал сотрудничество с курортной газетой «Кавказская Здравница» в качестве внештатного корреспондента.
   Прошло более сорока лет, как я не живу там, но часто бываю в нем по творческим делам.
   Еще хотелось бы высказать некоторые мысли по поводу современной деятельности творческой в сфере. Как и всюду у нас подобная деятельность держится на голом энтузиазме самих энтузиастов – жителей этих городов, как и во всей стране.
   Это вполне одобряется учреждениями культуры данных городов, поселков. Самодеятельные авторы несут свое творчество населению, занимаются с детьми, создавая литературные, танцевальные, вокальные кружки в центрах, при библиотеках, в музеях, совместно с педагогами.
   С другой стороны, удручает, что официальные структуры не всегда в курсе, что проходят подобные события…
   В Лермонтове Управление культуры в этом плане выглядит неплохо – они действуют заодно. Но отсутствие финансирования создает немалую проблему и часто ложится на плечи организаторов, всеми силами старающихся обеспечить явку конкурсантов и их родителей, педагогов. Так же обеспечить участников дипломами, грамотами, призами. Часто такими призами становятся книги, жертвуемые  местными литераторами.
   В старые добрые времена, когда государство заботилось, отпуская на культуру необходимые средства, все выглядело достойно и профессионально.
   Сегодня уровень тоже обеспечивается, а вот помощь со стороны официальных структур оставляет желать лучшего. 
   Начав писать о городе с именем Лермонтова, я задался вопросом: почему его имя слабо работает на пользу города? Не промашка ли это тех, кто в благородных целях поспешил назвать промышленный, в общем-то, городишко именем великого русского поэта? Кому-то, может, казалось это обычной практикой, по принципу – чем больше на Кавказе памятных мест, связанных с именем поэта, тем лучше. Теперь вот аэропорты решили называть именами классиков, известных людей. И аэропорт города Минеральные Воды назвали в честь М. Ю. Лермонтова. 
   Очередная дань современной моде.
   В городском сквере, где установлен памятник Лермонтову, недавно провели реконструкцию.
   Еще один памятник располагается на территории местного многопрофильного колледжа, автор которого – лермонтовчанин Виктор Ренжин.
   Есть энтузиасты, кто чтит память поэта. Они готовят талантливых детей в различных видах искусства. Но нет, как мне кажется, некоей фишки, чтобы каждый, кто приехал в этот уютный городок, мог сказать: «Это город по праву носит имя великого поэта!».
   С другой стороны, может, не столь важен вклад города, так сказать, в дело лермонтовианы? Захотели и назвали.
   В дни советской власти была такая «традиция»: неоправданно и необдуманно называть все подряд знаменитыми именами, особенно связанными с революцией и ее деятелями. Улицы и памятники с их именами до сих пор в каждом городе и селе по всей России.
   В нашем крае бывали многие великие писатели, достойные быть увековеченными. Так появился и теперь вносит свой вклад в это благородное дело и город Лермонтов.
   В наши дни он принимает участие в государственной программе «Возрождение малых городов».
   Уже есть шикарный парк с фонтанами и современной детской площадкой. Идет реконструкция сквера Победы, где кроме мемориала «Вечный огонь» установлен памятник горнякам-основателям города Лермонтова. Скоро здесь на аллее появится памятник-бюст Ефиму Павловичу Славскому –  специалисту в области цветной металлургии, руководителю советской атомной промышленности, трижды Герою Социалистического Труда, одному из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия. Он был еще и министром среднего машиностроения СССР (1957—1986), и с его легкой руки многие города КМВ получили государственную поддержку в развитии курортной деятельности. С его помощью появилась и пятигорская телевышка.
   Главное, что радует меня, в городе имени Поэта также подрастает молодое поколение, возможно, будущих Лермонтовых, Пушкиных, Толстых… Возможно, они также внесут достойный вклад в копилку города своего детства...
   Конечно, я не зря вспомнил город своей молодости. И хотя прожить пришлось там не так много, но он не отпускает и поныне не только из памяти, но и связывает творчески с друзьями, притягивая каждый раз к себе в это уникальный уголок Кавказа.
    Хочется пожелать ему найти себя. Чтобы самый молодой город Кавминвод процветал и рос, как жемчужина в раковине между Бештау и живописной возвышенностью с не очень звучным названием – гора Шелудивая, с именем великого поэта в сердцах людей.
                30. 11. 2018 г.

               


Рецензии