Несколько слов о майской погоде

     Только и слышишь: черемуха зацветает к холодам, а рябина к теплу. Так ли это и на чем основаны такие убеждения? Давайте постараемся совместно разобраться.

     Май – особенный месяц в нашем календаре, месяц промежуточный, на стыке весны и лета, об этом и пословица говорит "май зиму провожает – лето встречает", погода еще устояться не может, волны холодного арктического воздуха набегают на территорию страны, затем отступают и снова набегают. Метеорологи называют это явление возвратными холодами. Мне нравится такое определение, действительно ведь возвратные, приходят и уходят, чтобы снова прийти и совсем уйти, словно волна от прошедшего корабля на речной берег набегает. 

     О мае существует много пословиц и поговорок: "майский мороз не выдавит слез", "май холодный – год хлебородный", или таких взаимно исключающих: "май- под кустиком рай" и "май – коню сена дай, а сам на печку полезай". Я всегда к народной мудрости прислушиваюсь и уже давно заметил, что на многие пословицы имеются другие с противоположным значением, и лучшим примером служит приведенная выше парочка.      

     Народ непостоянство майской погоды отметил, сопоставил с цветением красивых и очень популярных деревьев, получилось очень даже замечательно. "Черемуховые" холода сменяются "рябиновым" теплом, чтобы снова начались холода, на этот раз последние "дубовые".

     Начнем с "черемуховых" холодов. Действительно, почему так происходит - когда черемуха цветет, похолодание бывает? Версий этому и строго научных, и за уши притянутых, масса. Рассмотрим некоторые, наиболее часто встречающиеся, а потому и кажущиеся более и менее достоверными.

     "Когда черемуха цветет, всегда холод живет" – основополагающая народная мудрость, характеризующая майскую погоду. Метеорологи объясняют это явление близким соседством с великим природным холодильником – Арктикой.  Зимой там полярная ночь, все сковывается морозом, воздух там тоже выхолаживается и вот, когда у нас он начинает прогреваться, холодный и тяжелый арктический воздух перетекает в южные края. Высоких гор на его пути нет, вот он и растекается. Тут же возникает законный вопрос, а почему это происходит какими-то рывками, а не постоянно? Ответ очень даже логичный. Оказывается, ему препятствует завеса, которую создают теплые ветра, дующие  с Атлантики, и завеса эта весьма мощная, высота ее достигает девяти километров. Но, а почему тогда "черемуховые" холода возникают с заметным постоянством? Потому что атлантические ветра не постоянны, иногда они затихают, вот этим и пользуется арктический холод. 

     Но главный вопрос остается, как такое похолодание связано с цветением черемухи?

     Одна из весьма спорных, но очень симпатичных версий объясняет это магическим воздействием чарующего аромата белоснежных цветов на арктический холод, привлекает он его, понимаете, поэтому и случаются похолодания именно в момент цветения черемухи.  Красиво, не правда ли?

     Существует и такое объяснение: молодая только что появившаяся листва активно выбрасывает в атмосферу большое количество кислорода, вследствие чего снижается относительное количество углекислого газа, вызывающего так называемый "парниковый" эффект, вот и понижается температура воздуха. Вроде логично, но, по-моему, маловероятно.

     Далее, цветение черемухи сравнивают с кипением, так много этих белых цветочков, вот якобы белый цвет отражает солнечные лучи и не дает им прогревать воздух. А тут еще и обильная листва не допускает солнечные лучи до земли, значит, опять тепла будет не хватать. Ну, это уже, наверное, полная чушь, но ведь такая научная версия тоже существует. 

     И вот таких, а зачастую и совсем противоречащих здравому смыслу версий накопилось достаточно много.

     Мне же кажется наиболее достоверным мнение ботаников - кому как не им разбираться в этом вопросе? Итак, для цветения и образования завязи черемухе необходима прохлада, цветочные почки она завязывает в тепле, а затем терпеливо ждет, когда же арктический холод прорвется к нам, вот тут она сразу же и зацветает. Само цветение начинается в довольно большом временном интервале, иногда в первых числах, а иногда и в середине мая это происходит, так что, похоже, действительно ждет она похолодания. Бывает, правда, что и не дожидается черемуха, расцветает в теплые дни, но тогда и урожай ее ягод невелик, что возможно вызывается всякими вредителями, которые охочи до сладкого черемухового нектара. Если же черемуха цветет в прохладе, то вредителей намного меньше. Так что не прав народ "цвет черемухи холода приносит", надо наоборот говорить "холода вызывают черемухи цветение". А вот когда она отцветает, говорят "сыплет черемуха снегом", так как лепестки осыпаются, усевая все вокруг белыми чешуйками. 

      К концу цветения черемухи наступает резкое потепление - "рябиновое", ведь в это время солнце начинает не на шутку прогревать землю, и именно в эту пору расцветает русская любимица – рябина. Причина та же, что описана выше, только рябине наоборот нужна теплая погода, так как опыляющие ее насекомые активней размножаются в тепле. Зацвела рябина - сильных холодов уже не должно быть, вот народная мудрость и рекомендует: "Начала рябина цвести, пора высаживать помидоры и огурцы". О цветении рябины народ тоже немало поговорок сложил, например, "большой урожай рябины – к мокрой осени и морозам зимой".

     Стоит только рябине отцвести и завязи окрепнуть - набегает на нас очередная волна прохлады, значит, зацветает могучий дуб, именно он распускает свои цветочки последним. А причины все те же самые, для дубов важно, чтобы наступило незначительное похолодание, метко прозванное народом - "дубовыми" холодами. Вообще-то дуб боится холодов, поэтому и сокодвижение у него начинается позже, чем у других растений, а вот для сохранности соцветий нужно небольшое похолодание. 

     "Я не верю в долгосрочные прогнозы погоды, в этом плане я больше доверяю народным приметам" – эту фразу я позаимствовал у профессора Беляева, популярного комментатора прогноза погоды на нашем телевидении, и твердо под ней подписываюсь. Поэтому и ответ на вопрос - Верить ли народным приметам? - вне всякого сомнения, должен быть положительным.


Рецензии
Прочитал еще три главы вашей повести. Хотел уточнить в Интернете, когда в царской России заканчивались в селе уборочные полевые работы, так мне с десяток статей предложили, когда и в какие годы и десятилетия в россии были голода, Столыпинские времена и реформы, большевицкий голод 30 годов, а по существу вопроса ничего. Правда, про картофель сказали, что убирают в сентябре, а иногда в октябре, вспашку в сентябре-октябре, а когда задал вопрос, когда проходит Фроловская ярмарка, мне предложили ваши статьи о ней. Похоже, что один вы в России что то можете написать об этой ярмарке.

Иван Наумов   22.05.2020 10:58     Заявить о нарушении
День добрый Иван!
Смотрю Вы устаете читать мои длинные повествования. Решил с сегодняшнего числа начать выкладывать следующие главы дня через два-три. Чем дальше у меня главы все больше и становятся. В середине 18 столетия о картофеле в деревнях еще мало кто знал. Известно, по крайней мере я об этом читал, что первые крестьяне, начавшие выращивать картошку, стали есть ее семена, те самые зеленые ягодки, да плевались при этом, не вкусные они совсем, да мелкие очень. Давно когда-то, когда я много писал научно-популярных статей, я хотел написать такую статейку о цветах и семенах картофеля, но тогда не написал, много чего другого накропал, а сейчас уже желание пропало.
Полевые работы в средней полосе России всегда заканчивались в дню святых Луки и Фрола. Дальше уже только молотили и мололи.
О Фроловской ярмарке написано немало. Начнем с того, что в Холуе их пять в течение года проводилось, Фроловская из них самой популярной для офень была, поэтому и мои герои в основном на ней затаривались. Меня этот вопрос всегда интересовал, поскольку по семейному преданию мои предки офенями были. Я об этом, я офень в виду имел, даже пару статей написал, они на Прозе тоже есть, одна об офенях, а другая "По фене ботать". Чтобы Вам их легче искать было, если заинтересуют, естественно, подниму наверх путем авторского анонса. Одну сегодня, а вторую завтра.
Это все ладно, но вот мне очень Вашу реакцию хочется услышать, пусть даже в печатном виде, об этих трех главах романа.
С уважением,

Владимир Жестков   22.05.2020 11:34   Заявить о нарушении
Владимир, вы мне писали, что вам под 80, я вычислил что 77 лет. Так вот, мне пока 75, но я инвалид 1 группы, у меня инсульт, не хожу, правая половина тела парализована, а я правша, пытаюсь левой печатать, все время ошибаюсь. Часто забываю, за компом я сижу или телевизором. Я все время стараюсь вам писать рецензии, как могу. Я не могу вам написать те 3 рецензии, у меня нет возможности. Вам придется мириться с моими возможностями.

Иван Наумов   23.05.2020 12:10   Заявить о нарушении
Продолжаю. Отправил не законченное сообщение, потому что с утра не могу вам отправить, только напишу, а комп отключается на секунду, но все пропадает. А на включение уходит полчаса. Решил писать частями что отправил, уже не пропадет.

Иван Наумов   23.05.2020 12:17   Заявить о нарушении
Владимир Александрович, Я ПРОШУ чтобы вы прочитали обо мне статью на Стихире. Сначала, хотел дать ссылку, но вы на Прозе, вдруг не пройдет. Есть путь надежней, найдите ЯНДЕКС, напишите "Иван Наумов. Найти стихи РУ". От кроется моя страничка, точно такая, как на прозе, с баяном. Пройдите вниз до самого конца. Там будут 5 ссылок га другие ресурсы. Щелкните верхнюю и прочтите. Название "Крутых поворотов ...ит дд" Прочтите ее

Иван Наумов   23.05.2020 12:33   Заявить о нарушении
Иван, день добрый! Я давно уже всё сам высчитал и давно понял, что Вам тяжело и писать, да и читать долго тоже, и очень Вам благодарен, что Вы свои силы на чтение моей писанины тратите, да ещё и отвечать пытаетесь. Да я 1943 года рождения, это Вы правильно заметили, потому и датой начала романа поставил 1743, чтобы ровно двести лет было.
С искренним уважением и пожеланиями здоровья и успехов,

Владимир Жестков   23.05.2020 12:37   Заявить о нарушении
Иван Павлович! Разрешите уж так в Вам обращаться, не очень я люблю фамильярничать. Прочитал, сказать, что не тронуло, не могу. Тронуло и очень. Вы молодец, а, если учесть, что статья почти двадцатилетней давности, то я готов перед Вами шляпу снять. И не шучу, не ёрничаю, я вполне искренне это пишу. Скажем так, что чувствую, то и пишу. Знаете, как чукча. Все таки точно, Иван это имя магическое, на Вас Иванах издревле наша страна стояла и стоять будет.
Еще раз всего Вам самого доброго,


Владимир Жестков   23.05.2020 12:54   Заявить о нарушении