Моё интервью в warhead. su не по поводу литературы

Подробности на warhead.su:

КАК СКРИНШОТ ИЛ-2 ИЗ ИГРЫ ПРЕВРАТИЛИ В «ИСТОРИЧЕСКИЙ СНИМОК».
ИНТЕРВЬЮ С СОЗДАТЕЛЕМ КАДРА

Фото истерзанного немецкими пулями, но продолжающего лететь советского штурмовика часто всплывает в социальных сетях. Его даже пиарщики компании Huawei использовали как символ стойкости и героизма. Вот только это не документальный кадр, а скриншот из компьютерной игры, и мы нашли человека, который 15 лет назад сделал его.

WARHEAD.SU / 21 мая, 16:45

История с постером китайской компании Huawei прокатилась по русскоязычному сектору интернета. Не каждый день иностранные пиарщики используют в качестве символа стойкости наш легендарный штурмовик Ил-2. Впрочем, открылся у истории и второй слой — картинка, которая часто «светится» в отечественных соцсетях под видом документальной фотографии, на самом деле — скриншот из российской игры «Ил-2: Штурмовик», вышедшей в 2001 году. Редакции WARHEAD.SU удалось найти автора этого скриншота. Им оказался Алексей Лесь, человек непростой, — первый заместитель директора в ГАУ Республики Мордовия «Госинформ». Он с удовольствием согласился ответить на наши вопросы, и мы, конечно же, не могли пройти мимо возможности раз и навсегда расставить все точки над «ё» в этой многолетней истории.

WARHEAD.SU: Добрый день, Алексей! Расскажите, как вы вообще относитесь к игре «Ил-2: Штурмовик»?

Алексей Лесь: Я с детства искренне люблю самолёты. Это увлечение мне привил отец, который служил в авиации. Увы, из-за незначительной по «наземным» меркам проблемы со зрением стать настоящим лётчиком мне не удалось. И возможность хоть как-то компенсировать это возникла с появлением компьютерных авиасимуляторов. После первых анонсов «Ил-2: Штурмовик» ожидал выхода этой игры с трепетом. И она не разочаровала — увлёкся я ей очень сильно. Особенно возможностью сражаться по Сети с друзьями. Да и не только этим — игра оказалась универсальной. Здесь и освоение виртуального высшего пилотажа, и историческая реконструкция, и различное творчество. Вокруг игры образовалось большое интернациональное сообщество людей разных интересов и разных поколений. Было очень интересно.

WARHEAD.SU: А когда и при каких обстоятельствах появился тот самый скриншот?

Алексей Лесь: Это было примерно 15 лет назад. Используемая в то время версия игры дала удобный и стабильный инструментарий для записи прохождения миссий. И в сообществе стало очень модным делать такие записи и обмениваться ими, а также монтировать из них видеоролики, подбирать эффектные скриншоты и т. д. Записывали и делились всем подряд. Вот, например, мой скриншот пролёта на ТБ-3 под мостом. Был в сообществе тогда такой популярный «чкаловский» челлендж. В качестве доказательства предъявлялись скриншоты.

Тот самый скриншот, ставший вирусным, — из записи одного многопользовательского сражения, показавшегося мне выдающимся. В онлайне я любил использовать именно эту модификацию Ил-2 — на ней был очень «злой» хвостовой стрелок. В том бою я достиг отличного результата за вылет — что-то около 18 фрагов. Большей частью, правда, это были противники, уничтоженные на земле. Потом за мной началась охота, но мне удалось вернуться на базу, несмотря на сильные повреждения. Будучи под впечатлением и распираемый гордостью, я поделился достижением с другими игроками. Скриншотов было несколько, они показывали разные моменты боя, но значительная их часть демонстрировала насколько израненным, но не побеждённым вернулся мой Ил;2.

К сожалению, я не придавал серьёзного значения этим картинкам и не хранил их. Вышеупомянутый скриншот с ТБ-3 нашёл в старых записях одной из соцсетей, когда решил что-то поискать для нашего разговора. Он, по сути, случайно сохранился. От той «звёздной» серии скриншотов у меня сохранилась только картинка-мотиватор, которую я иногда использовал в соцсетях, когда речь шла о «старых добрых боях в „Ил-2“»… Потому и осталась. Если внимательно рассмотреть, то видно, что тип самолёта, все повреждения, высота полёта, опознавательные знаки — всё совпадает с вирусной «фотографией», только ракурс другой.

WARHEAD.SU: Вы переделали скриншот в подобие фотографии или кто-то сделал это уже за вас? Если вы, то с какой целью — пошутить, просто сделать красивую картинку или ещё зачем-то?

Алексей Лесь: Как я уже написал, я использовал скриншоты именно с целью показа своих достижений в игре. Тут любое редактирование не приветствовалось сообществом. Но помню, что потом я пытался что-то сделать с некоторыми из них, когда хотел создать что-то вроде мотивационных плакатов. Мне не нравилось искажение визуальной перспективы, которое делала игра, и точно помню, что экспериментировал с тем, как сделать картинку более естественной. Но не помню публиковал результаты или нет. Сами же те скриншоты я выложил на паре популярных тогда в сообществе «вирпилов» (виртуальных пилотов) форумов — кажется, это были «Сухой» и «Алекс».

WARHEAD.SU: То есть вы не знаете, как и когда «завирусилась» картинка?

Алексей Лесь: Я так думаю, что картинка пошла в народ с одного из этих двух форумов. К сожалению, администрации форумов тогда регулярно чистили базы данных и безжалостно удаляли «старые» и «неактуальные» записи. Народу там толпилось очень много, все норовили чем-то своим поделиться. Я же особо эти картинки не ценил — а выходит, что зря! Оставил себе на память одну из той самой серии — получается, не ту. Помню, что ещё о том бое я рассказывал в социальной сети «Мой мир», которая тогда только появилась. Возможно, что туда тоже попал «легендарный» скриншот. Но проверить это не получится — в «Моём мире» всё, что было до 2010 года, потёрли…

WARHEAD.SU: Как вы относитесь к случившемуся?

Алексей Лесь: Я очень рад, что вы обратили на это явление внимание. С тех пор как «мой» Ил-2 начал гулять по интернету, я постоянно пытаюсь процесс как-то остановить или притормозить. Меня как большого поклонника военной авиации и военной истории очень печалит и даже несколько раздражает то, как и в качестве чего эту картинку используют, как преподносят. Обидно за наших дедов и прадедов. Дело даже не в китайцах, хотя я впечатлён и удивлён тому, до каких масштабов дошло дело.

Я очень надеюсь, что эта публикация как-то заставит людей быть более разборчивыми и вдумчивыми при использовании иллюстраций к своим публичным выражениям патриотических или ещё каких-либо чувств. Заставит ценить и уважать факты и реальность, а не хватать что попало… Я хочу, чтобы люди поняли, что в наше информационное время, несмотря на изобилие материала в Сети, за каждой фразой, за каждой картинкой стоят реальные породившие это люди, имеющие свою, настоящую историю появления этих материалов. Историю, которая порой очень сильно отличается от «накрученных» домыслов.


Рецензии