Лето в степи

Лето в степи.

Сергей Целищев.

Холмы, балки и курганы, степь моя раздольная,
Синева над головой, как девица скромная,
Тучи белые клочки, в вышине летают,
И от ветра на глазах, словно льдинки тают.

Над землёй орлы степные, парами кружатся,
Как же можно красотою, их не любоваться?
Пролетает самолёт, белый "хвост" свой тянет,
И прозрачный горизонт, за собой в даль манит.

Кроны длинных лесополос, ветерок качает,
Ковыля седого гриву, ласково ласкает,
Гладит сочную траву, вихрями гуляет,
И рубашку мне как парус, лихо раздувает.

Развяжу узлы рубахи, и раскину руки,
Хлоп да хлоп, рубашка дарит мне глухие звуки,
Так и хочется схватить, ветер невидимку,
И немного полетать, сев на его спинку.

Солнце мячик для лапты, только не простой,
На него взглянешь, а он весь, будто золотой,
Жар исходит от него, словно как от печки,
Оттого собрались в круг, и стоят Овечки*.

Стоят Овечкин* - отары овец в жару собираются в кучу и стоят пока не спадет немного жара, таким способом они спасаются от зноя.

Поцелуй степного ветра.

Сергей Целищев.

Он вдруг внезапно появился,
До этого стояла тишь,
Поцеловал меня прохладой,
Я радостно, - привет, малыш!

Поцеловал мне нежно, нежно,
От пота мокрую щеку,
Такого жеста я от ветра,
Не помню на своём веку.

По гладил тихо по головке,
Дыханьем жар мне остудил,
И вдруг телесную усталость,
Во мне нечаянно разбудил.

Я сел в тени и снял ботинки,
Водицы ключевой попил,
Потом измученные ноги,
Живой прохладной окропил.

Заснул на время, и проснулся,
В зените солнышко стоит,
И горизонт мне в путь дорогу
Идти по зною вновь велит.

Смотрю, армады волн прозрачных,
Шатаясь от земли идут,
И искажая лик деревьев,
На небо синие бредут.

И мне пора, мой путь не близок,
Хотя бы к вечеру дойти,
И на душистом сеновале,
Под звёздами покой найти.

                ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Азбука для взрослых и детей.

Сергей Целищев.
                А.
Аист аисту сказал:
- Я в Австралию летал,
Африку я посетил,
Ах, устал, нет больше сил!
                Б.
Блеял жалобно баран:
- Поломался барабан!
- Успокойся, брат баран,
- Мы починим барабан!
                В.
Высоко взлетает ворон,
Ворон видит всё вокруг,
Видит ворон; волки встали
У ветвистой вербы в круг.
                Г.
Говорил гусыне гусь:
- Град с грозой я не боюсь!
- Гром гремит, и ссыплет град,
- Я грозе лишь только рад!

                Д.
Дуб дуплом друзьям хвалился;
- Я давно для всех открылся,
- Хоть метель, хоть дождь идёт,
- В дупле каждый дом найдёт.

                Е-ё.
Ёжик носит на спине,
Острые иголки,
Ежа в руки не возьмёшь,
Слишком они колки.

И у ели иглы есть,
Не возможно все их счесть,
Ветки пышные у ели,
Что в них, видно еле еле.
                Ж.
Жираф в Африке живёт,
Листья сочные жуёт,
Над жирафом жук кружит:
- По жужжи со мной жужжит.
                З.
Заяц зонт в траве нашёл,
Зверям похвалялся:
- Где ж ты взял его, Косой?
- ОН в траве валялся.

                И-Й.
Индюк йодом мазал ножку,
Ножку йод щипал немножко,
Индюк ранку завязал,
- Ой, спасибо йод, сказал.

Йогурт любят все на свете,
Мамы, бабушки и дети,
Йогурт всем продукт известный,
Он и вкусный, и полезный.

                К.
В кресло сел козёл Косьма,
Взял кочан капусты,
Быстро кончился кочан,
И козёл стал грустный.
                Л.
Лев под пальмой отдыхает,
Лев о крылышках мечтает:
- Были б крылья у меня,
На луну слетал бы я!
                М.
Возит мишка на машине.
Ягоду малину,
Посмотрите,загрузил,
Полную машину.

                Н.
Носорог носки надел,
И обул ботинки,
И Незнайку покатал,
На широкой спинке.
                О.
Очки обезьянка однажды надела,
И долго сидела,на небо глядела,
Белые тучки по небу плывут,
Очень очки обезьянке идут.

                П.
Пила песенки поёт,
Если дуб сухой грызёт,
- Пили - дили, пили - на,
Песенка пилы слышна.
                Р.
Рак в реке нашёл нору,
Стал в ней прятаться в жару,
А как вечер наступает,
Рак по дну реки гуляет.
                С.
Соловей, соловей, спой нам песню по скорей!
Соловей, соловушка, сладкий голосок,
Спой же нам, соловушка,
Хоть ещё разок!
                Т.
Тараканы танк толкали,
Но столкнуть танк не смогли,
Тараканы так устали,
Что без сил в тени легли.

                У.
Утки по небу летели,
Утки кушать захотели,
На ночлег на пруд присели,
Утром снова улетели.

                Ф.
Филин на рынке фломастер купил,
Филин фломастер в футляр положил,
Сразу флажок и футболку купил,
И на футбол, что есть сил поспешил.

                Х.
Хорь хорьку хвостом хвалился:
- Хвост мой, братец хорь, хорош!
- Хвост хорош, - хорёк ответил,
Хвостик твой на мой похож!

                Ц.
Цапля на одной ноге,
Целый день стоит в воде,
Как подцепит клювом рыбку,
Сразу дарит всем улыбку.
                Ч.
Черепаха Чиполлино чашку подарила,
Чайка - чёрный чемодан,чайник и чернила,
Чиполлино чашке рад, чайнику,чернилам,
Пьёт из чашки чёрный чай,
                и ест булки с тмином.

                Ш.
Шмель штанишки замарал,
Шмель штанишки постирал,
А пока штаны сушились,
В шалаше он сладко спал.

                Щ.
Щука щуке говорила:
- Я для всех щук щи сварила.
- Эй, кума, но мы же щуки!
- Да я просто так,от скуки.

Чистил щёткою щенок,
Серой щуке щёки,
Мох на щучьи щёки врос,
Дела щуки плохи.

                Ъ.
Твёрдый знак съел 3 арбуза,
Посмотрите-ка на пузо,
Хочется ещё ему,
Ананас съесть и хурму.

                Ы.
К выдре в гости мышь пришла,
Мыло выдре принесла,
Выдра мышке дала пышку,
Рыбку, пылесос и крышку.
                Ь.

Пню пожаловалась тень:
- Я на солнце целый день,
- Ни чего, - сказал ей пень,
Я ведь тоже  целый день.

                Э.
Эхо по лесу летало,
Эхо всех перекривляло,
Закричал я:  - эге - гей!
Эхо дразнится: - скорей!
                Ю.

Вот юла,
Юла певица,
Поёт песни,
И кружится.

Вот юла она певица:
Поёт песни и кружится,
Заводи юлу скорей,
И пой песни в мести с ней.
                Я.
Ястреб высоко взлетает,
Ястреб далеко летает,
Ястреб видит всё вокруг,
Ястреб человеку друг.   

Якал Яша: - Я смогу
Достать радугу-дугу,
Сколько Яша ни старался,
Только Якалкой остался.

Ира учится считать.

Сергей Целищев.

ОТ НОЛЯ И ДО ПЯТИ
БУДЕМ ТОЧНЫЙ СЧЁТ ВЕСТИ
Перед вами единица,
Она тонкая как спица.
Зовут спицу((ОДИН,))(РАЗ,)
Вот и весь оней рассказ.

Поливаю огород,
Со мной ходит рядом кот,
Я плюс котик - будет два,
Дома чай ждёт и халва.

Утка вывела утят,
все под крылышком сидят,
Сколько всех их,посмотри,
Два утёнка, утка три.

Ира учится считать:
-Два плюс два должно быть пять?
- Нет, ответили мы Ире,
- Два плюс два всегда четыре.

Единица плюс четыре,
Это будет пять,
Вот и всё, мы научились,
До пяти считать.
   
СЧИТАЛОЧКА НА ВЫЧИТАНИЕ.
   
Гному дали пять конфет
Три он скушал на обед,
Сколько есть ещё конфет?
Две конфеты - вот ответ.

На столе четыре сливы,
Три Незнайка взял себе,
и одна лежать осталась.
На Незнайки ном столе.

У совёнка три орешка.
Белочка один взяла,
И осталось у совёнка
Их не три, а ровно два.

У лисички две клубнички,
Скушала одну она,
И осталось на тарелке,
Их не две,а лишь одна.

У котёнка одна рыбка,
Он поймал её на моль,
Съел котёнок свою рыбку,
Рыбок стало ровно НОЛЬ.

Пролетало пять комет,
Двух из них давно уж нет,
В телескоп посмотри,
Их осталось ровно три.

Перед вами цифра 5,
Надо нам один отнять,
Единицу отнимаем,
И четыре получаем.

*****************
            
У зеркального пруда. Считалочка.

ВЫШЕЛ  МИШКА  ПО  ГУЛЯТЬ,
СТАЛ ДЕТЕЙ УЧИТЬ  СЧИТАТЬ.

Под большой мохнатой ёлкой,
В шляпке с рыжею иголкой,
Гриб стоит, как господин,
Жалко только, что один.


У зеркального пруда,
Слышен гомон: - ква да ква,
Тут лягушка, там лягушка,
Сложишь вместе-будет два.


У реки вздремнул рыбак,
Из ведра сбежал судак,
Лишь остались пескари,
Посчитай: один, два, три.

Две синицы песни пели,
К ним ещё 2 прилетели,
Стали вместе песни петь,
Сколько стало птиц,ответь!

Всем известно в целом мире:
Два плюс два равно четыре.

Сладко котик спит в кроватке,
Мыши с ним играют в прятки,
Кот один, мышей четыре,
Вместе пять в ночной квартире.

P.S. - Ставлю, дети, всем вам, пять;
На учились вы считать!

РАБ ДУДОЧКИ.

Сергей Целищев.

На берегу реки, в низеньком обветшалом домике, жила старая одинокая женщина. Она от рождения была сутула, и у неё был длинный-предлинный нос, который едва не касался земли. Немало хлопот и неприятностей доставлял нос своей хозяйке.

Например, при чихании она всё время ударялась им о землю.

Пошла она как-то в лес собирать коренья на лекарство и нашла у пенька старую медную дудочку. Протёрла она её от пыли и дунула в неё. Раздался неприятный звук, похожий на скрип телеги, и появился маленький безобразный старичок с длинной бородой.

– Что прикажешь, хозяйка? – спросил он, – говори, и я тут же исполню.

– Ты кто? – спросила старушка.

– Я раб этой дудочки и твой покорный слуга.

– Но откуда ты взялся? – изумлённо спросила она.

– Я же говорю – я Хулпан, раб этой дудочки и твой покорный слуга. Один раз в году я исполняю желание того, кто обладает этой дудочкой. Говори, что ты хочешь, и я исполню любое твоё желание.

– Вот здорово, – обрадовалась старушка, – сделай так, чтобы я была стройная и высокая, молода и здорова, и чтобы не было у меня этого мерзкого носа.

– Да будет так, – сказал Хулпан и тут же исчез.

Старушка сразу помолодела, стала стройная и высокая, как пожарная каланча, а вместо носа образовалась дыра величиной с большое яблоко. Женщина пришла в ужас. Стала она снова в дудочку дуть да Хулпана кликать. Но все её старания были напрасны. Рассердилась она на дудочку, забросила её в густую траву, и пошла домой.
Стала жизнь у неё хуже прежнего. Никто её не узнаёт, все боятся, и даже любимая собачка не хочет признавать свою хозяйку. Вот так и живёт она одна одинёшенька. А на том месте, где раньше был нос, свили птички себе гнездо и вывели птенцов. И если вы, гуляя по лесу, вдруг услышите крик птенцов, знайте, что это где-то рядом с вами бродит та самая несчастная одинокая женщина.

Жил в тех местах один барин, который страсть как не любил сырую погоду. Нанялся к нему как-то батрак косить барское сено на лесном лугу и нашёл в траве дудочку.

Поднял он её, осмотрел со всех сторон, а потом взял да и дунул. Раздался неприятный скрипучий звук и появился перед ним всё тот же безобразный старичок с длинной бородкой. Испугался батрак и спрашивает:

– Ты кто такой?

– Я раб этой дудочки и твой покорный слуга. Приказывай, и я исполню всё, что ты ни пожелаешь.

– Да нет же, – говорит батрак, – вы что-то путаете. Нет у меня никакого слуги, да и никогда не было.

– Я Хулпан, раб этой дудочки и твой покорный слуга, – говорит старичок, – и я никогда ничего не путаю. Один раз в году я исполняю желание того, кто обладает этой чудесной дудочкой. Говори чего ты хочешь, и я тут же исполню любое твоё желание.

– А что говорить то? – спрашивает батрак.

– Как что? – возмущённо спросил Хулпан, – говорит, чего ты сейчас больше всего хочешь!

– О, я бы сейчас хотел как можно быстрее скосить сено на этом огромном лугу.

– Хорошо, будь по твоему, – сказал старик и тут же исчез.

А батрак схватил косу, и стал носиться по лугу как сумасшедший, будто гнались за ним сотни растревоженных пчёл, и махал косой так, что ни рук, ни косы совсем не видно было. За пятнадцать минут скосил он луг и упал без чувств на землю.

Решил барин посмотреть, как батрак сено косит. Приходит и видит, что луг уже скошен. Обрадовался барин, что батрак так скоро его луг выкосил, хотел было поблагодарить за работу. Стал будить его. Да где там! Спит как убитый.

– Пьян работник, – подумал барин и решил за это не платить ему. Вдруг видит – лежит на земле дудочка. Поднял её барин и дунул два раза. Появился перед ним безобразный старичок и говорит:

– Что ты хочешь, хозяин? Приказывай, и я всё исполню.

– Ты кто? – спросил барин старичка.

– Я Хулпан, раб этой дудочки и твой покорный слуга. Один раз в год я исполняю любое желание того, кто обладает этой дудочкой.

Обрадовался барин и говорит:

– Я хочу жить без бед триста лет. Хочу видеть и слышать всё, что делают и говорят за моей спиной люди и мои работники, когда меня с ними нет. И чтобы повсюду слышали меня, и боялись даже цари.

– Ну что ж, будь по-твоему, – сказал старичок и тут же исчез.

А у барина появились огромные, как локаторы, уши и большие, на верёвке, глаза, которые он мог закинуть куда ему только заблагорассудится и увидеть всё, что где происходит. А когда начинал говорить, то во всех домах ближайших городов и деревень лопались стёкла на окнах, и его стали бояться даже цари. Даже сам барин, увидя себя в зеркале, пришёл в ужас.

Стал он дуть в дудочку и звать Хулпана. Но сколько ни звал и ни дул барин в дудочку, ничего не добился, кроме одного – что не только стёкла повысыпались в домах, но даже листья осыпались на деревьях, и лес стал прозрачным, как осенью.

Разозлился барин на старичка и в страшном гневе закинул дудочку далеко в лес. И даже сегодня, мои юные друзья, если кто-то из вас вдруг услышит гром во время,дождя не пугайтесь и знайте – это бурчит барин, сетуя на сырую погоду.

ЗВЕРИ НЯНЬКИ.  Сказка для взрослых и детей.

Сергей Целищев.

В одном казачьем хуторе жила  молодая семья, муж, жена да сынишка трех месяцев от роду. Муж в колхозе работал, сеял, землю пахал. Жена дома за хозяйством смотрела.

Случилось ей как - то раз по делам в город поехать, а чадо свое с мужем оставила. Стал муж с ребёнком дома сидеть. Сначала все шло хорошо. Но вдруг малыш стал капризничать и плакать, а потом и вовсе стал кричать. Бедный отец не знал, что уже и делать с ним. Кашку дает, не ест, водичку дает не пьёт. И песенки пел, и сказки читал, ни чего не помогает. Носится с ним по двору, да мать выглядывает.  Уже и темнеть стало, а её всё нет .Вошел отец в дом, положил сына в люльку, опустил руки и не знает, что делать. Тем временем хозяйская собака и говорит кошке.

- Жаль мне хозяина, давай поможем ему.

- Давай говорит кошка. И пошли они в дом. Услышали их разговор и другие представители скотного двора, и тоже решили помочь хозяину. Пошли они в дом, и каждый из них думал, что только он один может и знает как успокоить дитя.

 Первая подошла к люльке собака. Начала люльку качать и запела.
 
-  Баю-баю, баю-бай
- Спи гор ластик, засыпай,
- Баю-баю, ляг на бок
- Дам кости тебе кусок.

- Баю-баю, гав-гав ры
- Не люблю я детворы,
- Баю-баю, баю-баю
- Спи, а то с - час покусаю!

Да, права была моя бабушка, когда говорила, что у собак вместо мозгов одни кости в голове, говорит кошка.
 
- Эй, псина, разве  можно так петь, у тебя, что детей ни когда не было?
-Дети они ласку любят.

-А от твоего пения у меня усы спиралью свернулись, и шерсть на хвосте дыбом встала

- Смотри как надо. И стала она люльку качать.
- Баю - баю, спи малыш
- Я поймаю тебе мышь,
- Какую мышь? Заголосил петух. Дайте мне его покачать, и с силой оттолкнув кошку, запел.

- Спи малыш мой кукареку
- Мы пойдем  с тобой за реку,
- Там тебе я поутру
- Червяка в траве найду.

- Кукареку, куд - куда
- Спи малыш мой до утра,
- Баю-баю спи малюну
- Спи, а то сейчас в темя клюну.

- Да ты, что? Снова возмутилась кошка, взъерошила шерсть, выпустила когти, и прогнав петуха снова за пела.

- Баю - баю, мур, мур, мур
- Ты не слушай этих кур,
- Свои глазки закрывай
- Сладко, сладко засыпай.

- Баю - баю, баю-баю
- Спи, а то хвостом ударю,
- Словно мышку сцапаю
- И всего поцарапаю.
 
 Подошел к люльке баран, стал трясти её и говорит.

- Я малыш тебя лелею
- И трясу твою качелю,
- Дай поспать, ведь я болею
- Спи, а то вот как заблею!

 Подошел и козёл к люльке и тоже запел.

- Баю-баю, ме, ме, ме
- Надоел ты очень мне,
- Баю-баю, баю-баю
- Спи, а то сейчас забодаю.

 Услыхала их речь свинья, и возмущенно завизжала.

- ВИИИ, да ты что козёл, совсем обезумел? Разве можно детей рогами бодать.
 Подошла к люльке и тоже стала качать.
 
- Баю - баю, хрю, хрю, хрю
Успокойся, говорю,
Если перестанешь ныть
- Будем вместе землю рыть.

-  Да ты что свинья? Возмутилась лошадь, разве можно так орать, он же боится тебя, смотри как надо. Встала лошадь на задние ноги, а передними стала люльку качать. Нагнула голову до ушка младенца и запела.

- Баю-баю, иго -  го
- Мы поедем далеко,
- Баю-баю иго гуси
- Мы поедем до бабуси.

- Иго гуси иго гошки
- Мы помчимся с тобой в Вёшки,
- Баю-баю спи, мой сладкий
- А не то получишь задки.

- Баю-баю, я с тобой,
- Спи, а то, как дам ногой.

  Вдруг подходит к лошади гусь, и говорит.

- Уважаемая лошадь, разрешите и мне немножко покачать. Может у меня получится его успокоить. И запел.

- Баю-баю га, га, ши
- Спят по всюду малыши,
- Один ты крикун не спишь
- Всё кричишь, кричишь, кричишь.
И тут вдруг снова заговорила собака.

- Постой гусь, так дело не пойдёт, его надо утихомирить вот так. А баран говорит, нет, не так, а вот так. И стали они спорить между собой, как быстрее и лучше успокоить дитя. Спорили они, спорили, да так, что дело до драки дошло. Собака за кошкой по дому гоняется. Гусь петуха щиплет. Баран с козлом на смерть рогами бьются. Пух, чашки летят. Лошадь бегает по дому  ржёт и разнимает всех. А свинья  по горшкам и кастрюлям лазит, то каши, то щей, то сметаны поест похрюкивая. Хотел хозяин зверей успокоить, да где там. Не слышит ни кто его голоса, а ещё больше прежнего распаляются. Каждый хочет хозяину угодить. Кошка собаке глаз выцарапала и шерсть дерёт. Петух совсем голый стал, ему гусь все пёрышки выщипал. Лошадь по дому скачет, всю посуду перебила. Баран с козлом всю мебель в щепки разнесли, упёрлись рогами в друг друга, ели на ногах стоят, но уступать друг другу не собираются. На сорили кругом, по на гадили.
Сел мужик в уголке , взялся за голову руками и горько заплакал. В это время вернулась домой жена, открыла дверь и завопила.

- Что здесь происходит?

- Что здесь делает наше хозяйство?

- Зачем ты их сюда запустил?

- Что с нашим  сыном?  Подбежала она к люльке, взяла на руки родное дитя, схватила веник и давай прогонять не прошеных гостей. Кошка с собакой в окно выпрыгнули. Лошадь от испуга двери собой вынесла, а за ней  козёл, баран, да петух с гусем выскочили. Больше всех свинье досталось. Наелась она щей и каши, и спать улеглась, ели бедная ноги унесла. Стала жена в истерике на мужа нападать, и кричать не своим голосом.

- Ты что это без меня зоопарк в доме устроил, ты, что пьян?

- Да нет же, милая, нет. И стал рассказывать, как дело было. Как кричал малыш. Как он кормил его, и тот не хотел есть. Как  качал, и на руках носил, но всё было напрасно. Что кричал малыш так, что даже звери не выдержали. Как пришли они помочь и что из этого получилось.
 
- Эх, дурья твоя голова, говорит жена. Сыночка то надо было просто заменить пелёнку, и покачать.

- У писался он.


Рецензии