Зачем поют соловьи?

«Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.»
Б. Пастернак
«Любить иных тяжелый
крест...»

        Интродукция

Эта коронавирусная весна - весна откровений. А соловьи туго знают своё дело и поют в эти майские дни так, как будто ничего не случилось... С соловьями - загадочная история, уму непостижимая: почему именно эти серенькие неприметные птахи своим пением так тревожат и волнуют сердца людей никто не знает. Карканье  ворон, стрекотание сорок, крики попугаев не задевают душу, а пение соловьев трогает - одна из бесчисленных загадок Природы. И с человеческими голосами такое случалось: тут дело в какой-то необъяснимой магии тонов, интонаций и звуков. Известно, как вибрации легендарного оперного тенора Сергея Лемешева на слабый пол действовали, Игорь-Северянин пением-чтением своих стихов  поклонниц зачаровывал… Король поэтов и сам себя Соловьем, певцом весны величал, пытаясь показать, что такое чистое искусство и истинная поэзия. И показал-объяснил, оказавшись в 1918 году в Эстонии, в то время как В Маяковский, его товарищ и соперник по королевскому титулу «революционный печатал шаг» и заставлял свою музу на большевиков горбатиться, пока сам себе пулю в висок не пустил…
 
Наверное, нет такого поэта, который не писал о соловьях и их пении. Много пословиц и песен о соловьях в русском фольклоре. Феноменально популярная птица:

  Эй, соловей, соловей, пташечка,
Канареечка жалобно поет.
Эй, раз! Эй, два! Ай да люли!
Канареечка жалобно поет.

Жалобно поёт, жалуется  и жалеет кого-то птаха…  Может быть нас с вами, хотя девке  из этой песни, вязавшей в поле снопы, с солдатом в холодке, наверное, неплохо было... 

Биологи-орнитологи конечно знают, почему они поют в период размножения.  Но люди слушающие в майские дни пение этих волшебных птах, едва думают об этом: может быть только некоторые, сильно озабоченные этой проблематикой… Все остальные, включая поэтов, просто наслаждаются этими божественными звуками, у поэтов же они  пробуждают  вдохновение и заставляют взяться за перо… Но образ соловья, представленный поэтами требует осмысления и разгадки. Если спросить, почему людям так нравится пение этих птах, многие ответят: Красиво поют, волнуют душу, грусть-тоску навеваю...  Кто-то, выросший в социальных сетях, покажет вам большой палец. Едва ли вы добьётесь чего-то большего.
Самим соловьям, конечно, всё равно, что об их песенном искусстве думают люди, но им важен чувственный отклик, важно, чтобы кто-то при этом испытывал волнение и восхищался их трелями…. Они знают, зачем их направили на Землю, и только этим и озабочены.. Петь по весне, плодиться и размножаться, выполняя волю Творца. Но плодиться и размножаться - мало для живых существ, т.к. всё сущее пронизано идеей творчества и сотворчества... И соловьи об этом нам поют и поэты им вторят. Творцам-художникам обязательно нужно - не сегодня так завтра, не в этом веке так в следующем, - чтобы кто-то почувствовал, испытал восторг или радость, затосковал-заплакал и попытался понять смысл их творений, тогда в результате такого сотворчества зрителей, слушателей, читателей они приобретают завершенность и душа творца успокаивается...
Если бы Бог вместе с соловьями не создал человека, может быть они вообще бы не понадобились (по последним данным птицы появились на белом свете после сотворения человека). Тогда некому было бы их слушать, наслаждаться соловьиным пением, испытывать непонятное волнение и пытаться понять его смысл: такое волнение - верный признак чего-то очень важного, связанного с вызвавшей его причиной… Если в этом не разобраться, не попытаться понять его смысл, можно пропустить какой-то важный сигнал, посылаемый вам с Небес...Именно этому и учит Игра в бисер…

И самому Творцу, как величайшему Художнику, гению из гениев нужны были ценители его творений, пытающиеся разгадать их смысл, поэтому и был создан человек. Художник  не может существовать без зрителей, слушателей, читателей, пытающихся разгадать его загадки и стать соавтором его произведений. Если бы их не было, из искусства ушла бы  движущая им внутренняя   сила… Также и Земля не смогла бы существовать без человека, во всяком случае в таком виде…. Сложно всё в этом мире - трудно обычному человеку постигнуть замыслы Создателя.
Р. Штайнер в лекции «Сотворение мира и человека», прочитанной в Дорнахе 30 июля 1924 года говорит, что первоначально была живым существом, а потом отвердела и превратилась  в  каменную сферу, заполненную огнедышащей лавой, ради того, чтобы на ней мог существовать (он говорит - «паразитировать») человек. Но строгая Матушка-Земля извержениями вулканов постоянно напоминает ему  о том, что в любой момент он может превратиться в пепел...  Человеческий интеллект неукротим,  он всё время пытается проникнуть в суть видимых явлений безостановочное познание сущего есть главный смысл  существования на вверенной ему планете, и когда-нибудь люди разгадают загадку своего появления на нашей планете, хотя скептики утверждают обратное.….

       
        Нити   Красоты

Появление человека на Земле породило огромное количество проблем. Будучи изгнанными из Рая Адам и Ева со всеми их бесчисленными потомками потеряли прямую связь с Богом.  Потеря божественного руководства и свобода воли людей дали им возможности для самостоятельного творчества и не раз приводили их к трагическим последствиям… Оказавшись перед лицом дикой природы (по Канту - «мир жестокости и зла») и осознав невозможность жизни ро её законам, человек начал создавать для себя культурное пространство, в котором он мог бы чувствовать себя защищенным и свободным в достижении своих целей. Для этого потребовалось создание  не только облегчающих жизнь средств материальной культуры, но и правил общественной жизни людей, создания соответствующих норм морали и права.. Этот мир, противостоящий природе, Кант называет  миром свободы (миром культуры и морали). Свободу он определяет по-немецки конкретно как способность ставить любые цели.
У культуры два направления воздействия на людей: одно через право регулирует их внешнее поведение, прагматичным образом обеспечивая им свободу в достижении поставленных целей, второе - обеспечивает моральное развитие личности. Во втором плане культуры человек выступает как существо морально полноценное, абсолютно свободное, возделывающее самого себя. Мораль регулирует внутреннюю сторону человеческого поведения, она определяет мотивы поступков и строй мыслей. Идея моральности индивида и общества становится у него высшим проявлением культуры. Смысл культуры по Канту в замене деспотизма природы «деспотизмом разума». Здесь я вижу разрушительный изъян в философских рассуждениях Канта, т.к. моральные принципы поведения создаются людьми и изменяются со временем. Потом немецкий философ стал говорить о нравственном законе, который по мере эволюции, особенно с появлением христианства, стал проявляться в человеке, - это давало более надёжную опору для его духовного развития.
Но оказалось, что для гармоничного сосуществования мира природы и созданного людьми новообразования (мира культуры и морали)  необходим ещё своеобразный третий мир - мир красоты. Его существование было вызвано необходимостью развития сознания, нравственного совершенствования и творческой деятельности людей.  Для раскрытия и понимания сущности и форм существования красоты как источника  духовного развития человека появилась эстетика. На этих трёх китах Кант строит свою философию, а Ф Шиллер принимает его понимание мира красоты и эстетики для создания принципов эстетического воспитания целостного гармоничного человека. Оказалось, что красота связывает нас с дикой природой и способна будить чувства и мысль творчески одарённых людей,  заставляет человека одухотворять окружающий мир и запускать в действие  механизм эволюции человечества… И соловьи и их трели и воспевающие их поэты в этом магическом действе тоже участвуют…

Спасительные нити Красоты во все времена связывали человека с Творцом - он всегда чувствовал красоту окружающего  мира как поддержку свыше, как спасательный круг, как  путеводную нить..  Для этого человеку была дарована возможность чувствовать прекрасное в окружающих мирах.. Не всем было даровано и сейчас даруется это волшебное чувство. Кто-то был лишён его вовсе, для того чтобы он мог спокойно и безропотно нести тяготы жизни, другим отчасти как приятное волнение в утешение и для отдыха души, а наиболее одарённым и  духовно продвинутым, обладающим интуицией - для творчества. Последним, видящим и чувствующим красоту, и обладающим талантом её воспроизвести,  мы обязаны появлением всех видов искусства, от наскальной живописи до музыки и поэзии. Через искусство приобщиться к тайнам природы и красоте мира могут и все остальные, не обладающие способностью воспринимать их непосредственно. Так они становятся сотворцами, соавторами произведений художников.
Важнейшую черту воздействия красоты на сознание человека отметил и сам основоположник классической эстетики. И. Кант: при осмыслении эмоционального возбуждения вызванного созерцанием прекрасного человек приходит к нравственному строю мыслей, и именно это делает эстетику инструментом нравственного воспитания людей. Сам Кант дал ярчайший пример такого воздействия красоты в своём известном и много раз цитируемом мною высказывании:  «Две вещи поражают мое воображение: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас". Завораживающая красота звёздного неба вызывает у него мысли о нравственном законе, действующем внутри человека. Эти связи между красотой и нравственностью были рассмотрены во втором эпизоде Игры в бисер с Сергеем Таратутой.
Красота и её нити не только связывают человека с природой и духовных миром, объединяет понимающих её  ценителей-современников между собой, но проникая сквозь века она также соединяют в едином культурном пространстве  представителей разных народов, живших в давние и стародавние  времена; делает мне одинаково близкими и понятными и Ф. Шиллера, и У. Блейка, и Р. Штайнера, и И. Северянина, и Н. Гумилёва, и Б. Пастернака, и Н. Заболоцкого, и С. Таратуту.   Многих упустил, но пополнять и продолжать этот список не буду. Об этих связях и об этой памяти я и пишу в большинстве своих работ.

Красота, будучи нравственной и эстетической категорией сознания, может присутствовать везде и во всём (как и её противоположность - безобразие). По А.Ф. Лосеву (1893-1988, русский философ, антиковед), автору многотомного труда по античной эстетике, каждая область общественной жизни может стать источником эстетики. Кант и Шиллер считали, что красота и искусство  обладают изначальной интерактиивностью, возникает в результате суждений вкуса  и будят  эмоции  и мысль человека, вызывая приятное чувственное возбуждение, подобное тому, что возникает, например, при пении соловья или оперной дивы.. И это возбуждение говорит об очень многом: этим природа или произведение искусства как бы требует внимания и призывает к себе человека, она хочет, чтобы человек приоткрыл внешние покровы красоты,  стал  сотворцом и одухотворил её своей мыслью о причине возникновения такого волнения...  Примеры такого рода размышлений можно найти в первых двух  эпизодах (геймах) Игры в бисер с Сергеем Таратутой. Хорошими примерами одухотворения русской природы можно увидеть на картин И. Левитана.  Ф. Тютчев об этом написал в своём известном четверостишии:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
Вней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Это он пишет о природе, одухотворённой человеком. Это поразительно точно сказано, если под природой подразумевать не только окружающий нас минеральный, растительный и животный мир, но и душевно-духовные  миры… Там всё, перечисленное Тютчевым, действительно есть -  и свобода, и любовь , и язык.. Поэты часто «оживляют» природу, наделяя её душевными способностями человека.  Таких стихов много, приведу здесь запомнившиеся мне с юности строки из «Бегущей по волнам» А. Грина»  Утро всегда обещает... После долготерпения дня  Вечер грустит и прощает.

А советский поэт-философ Н. Заболоцкий в одном из своих стихов оставил нам образ дикой природы, не облагороженной сознанием человека - художники с таким мироощущением тоже были в истории искусства:

Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.

В примерах с Ф. Тютчевым и Н. Заболоцким видно как по-разному может проявлять себя творящая сущность художника.  А Игорь-Северянин, да и Сергей Таратута говорят-пишут о своём слиянии с природой… И это во многом определяет направленность творчества художника, делая его или чувственным и теплым  или холодно-рассудочным. В таком понимании и сама Земля, и душевно-духовный мир могут быть предметом и объектами творчества художников. 
Интерактивная реакция на красоту и стремление к творчеству и сотворчеству постоянно, а на одарённых этим чувством она действует как наркотик, заставляет человека искать прекрасное  в природе и в жизни, а художников пытаться воссоздавать в своих произведениях: таким образом мы пытаемся проникнуть в сущность окружающего нас мира и стать его соавторами. Думается именно такого сотворчества и ждут от нас духовные существа, направляющие жизнь людей на планете...    Наиболее удачные  образы прекрасного становятся нетленными шедеврами, а их создатели признаются гениями  человечества: вспомните скульптуры и архитектурные памятники древней Греции и Рима, великих художников эпохи Возрождения и других более поздних времён.
Ученые и философы стали исследовать феномен красоты, сущность и формы прекрасного в природе и в жизни людей - появилась эстетика. Наиболее продвинутые, тонко чувствующие и мыслящие люди поняли, что это канал связи с божественными началами и стали обожествлять красоту. Обожествление Красоты и поиск её первоисточников приводят человека к духовный идеальный мир, где находятся первообразы всего существующего в материальном мире, приводят человека к Творцу.  Стремление сохранить, удержать образы прекрасного в памяти привело к  возникновению различного рода искусств. Искусство появилось как спасательный круг: для того, чтобы сохранить откровения художников для будущих поколений и не дать человеку утонуть в океане обыденности, в морях мелких житейских забот.
Поэты писали стихи о соловьях, чтобы призвать живущих на Земле к творчеству. Скульпторы и художники старались показать могущество духа человека. Композиторы сочиняя свои произведения, мечтали воспроизвести музыку небесных сфер. Фридрих Шиллер (1759-1805) в своей эстетике утверждал, что красота может спасти мир.  Люди искусства часто и не спроста повторяют эту мысль….  Автор этого этюда солидарен с «благородным адвокатом человечества» (так Шиллера величал В. Белинский) тоже придерживается такого мнения.
Шиллер считал, что цивилизация, делает человека придатком машин (это он писал в те стародавние времена, когда и паровозов ещё не было) и разрушает его целостность, разрывая его связи с природой (в самом широком смысле этого слова), поэтому в настоящем мы чаще всего имеем дело с обломками людей... Сейчас в эпоху компьютерной техники, когда на горизонте уже замаячил искусственный интеллект,  деформация личности становится всё более явственной: эмоциональная составляющая  жизни всё более и более подавляется и отходит на задний план.    Одарённые поэты, как правило,   инстинктивно с детства пытаются защитить дарованный им талант и свою душу от пагубного влияния внешнего мира, общепринятой морали и правил, поэтому часто их судьбы складываются драматически: Игорь-Северянин систематическому образованию предпочитал удочку и рыбалку, Иосиф Бродский был осуждён за тунеядство, а потом был вынужден покинуть СССР,  С. Таратута, чтобы сберечь свою индивидуальность, не хотел учиться в школе и был отчислен за хроническую неуспеваемость по настоянию учительницы   литературы и русского языка...… 
Красота и искусство могут противодействовать духовной деградации и помогать воспитанию гармоничной личности. Поэтому люди, наделённые чувством прекрасного, так тянутся к памятникам культуры... Удивительно, что и Иосиф Бродский своим часто цитируемым мной высказыванием  о видовой цели человечества подводит нас к этой мысли. А Борис Пастернак, что имел ввиду, говоря, что разгадка секрета красоты, равносильна загадке жизни («И прелести твоей секрет Загадке жизни равносилен» - он это о любимой женщине пишет, но это стремление понять тайну прекрасного - универсально).

А люди попроще, часто не понимая смысла этого влечения, начали пытаться собирать красоту, копировать, коллекционировать и даже пытаться сделать своей личной собственностью. Вместо соловьёв, не желавших петь во внеурочное время сами пытались имитировать их пение в оперных театрах, держать дома в клетках певчих канареек, для воспроизведения природных явлений создавать парки, вместо водопадов устраивать фонтаны, держать дома горшки с растениями и цветами. И фантазии человеческой не было предела, и всё это делалось ради того, чтобы в своей будничной жизни иметь возможность хоть изредка прикасаться к Красоте. Тема эта огромная, ей посвящено много философских и научных трактатов и углубляться в неё дальше не буду. В   двух статьях («Играющий поэт» и  «Эстетика Сергея Таратуты») я попытался увидеть, как работают эстетические принципы Шиллера в творчестве талантливого современного поэта. Увидел, убедился, что работают…

Чтобы подкрепить изложенные мысли мнением ещё одной знаменитости приведу здесь с небольшими комментариями гениальные  строки Николая Заболоцкого из его стихотворения «Некрасивая девчонка», строки завершающие его поэтическое озарение -  это тоже одно из открытий моей юности:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Заболоцкий в этом стихотворении тоже хочет помочь нам в постижении красоты мира и населяющих его людей, таких как эта «некрасивая девчонка» ( а на самом деле - божественно прекрасная). Пустой сосуд - это красота окружающего нас материального мира, а огонь, мерцающий в сосуде человеческой души - это красота нравственного совершенства людей, что и является нашей видовой целью.  Больше ничего не могу здесь добавить: сказал свою половину слова, вторую должны досказать читатели…        Соловьиные трели Таратуты

Возможно, некоторым покажется это странным, но толчок к этим размышления дали  два недавних стихотворения  Сергея Таратуты, появившиеся на фоне  наших коронавирусных страданий:

О соловьях сегодня как писать,
Они в стихах у каждого поэта,
И под окном заливисто опять
Они поют с заката до рассвета!
 
Они слышней - дороги без машин
И пешеходов-слушателей нету.
Уходит май, как в зелень, в карантин
И соловьи пока не под запретом!
(Май 2020г.)

Коронавирус всё затмил.
Как будто нет других болезней.
И без вакцины свет не мил.
И без молитвы. Что полезней?
Пришел твой звёздный час лимон.
Имбирь как никогда в почёте.
И счастья прячется гормон
Среди зелёных свежих крон.
Вы, птицы, так не зря поёте!

Гормон счастья прячется там в ветвях крон, где поют соловьи и их сородичи…   Стихотворения, казалось бы простые, без тенденций, но с намёками полными глубокого смысла, подтверждающими  высказанные мысли. Простота -  одно  из достоинств таратутинского стиха, делающее его доступным широкому читателю,  она была замечена ещё в советское время известной поэтессой и литературоведом Татьяной Михайловной  Глушковой, называвшей его поэтические строки музыкальными и призывавшей его в одном из писем не бояться этой простоты.  Она поразила меня на фотографии своими лучезарными глазами и проникновенным взглядом. К сожалению, рано ушла из жизни и покоится на переделкинском  кладбище.
Соловьиная тема и раньше появлялась в его лирике её появление сам Таратута правильно - не как орнитолог, а как мистик - увязывает со временами Адама и Евы и Богом, когда первые люди начинали учиться чувствовать и размышлять:

  Соловьи
Несмотря на позднюю весну,
Несмотря на грохот пыльных улиц,
Для того чтоб голосом блеснуть
Прилетели, милые, вернулись!
Не пугаясь фар и фонарей,
Так как май не май без их работы,
Затерялись где-то меж ветвей.
И они слышней, чем выше ноты!
Можно не распахивать окно,
Проникает пение сквозь щели.
А поэт все ночи про одно,
Каждый май одни и те же трели
Где большой талант, там рядом Бог!
И с времён Адамовых и Евы
Соловьёв никто затмить не смог,
Несмотря на эти перепевы!..

Или вот ещё  с оттенком характерной таратутинской грусти:

Соловей в кустах, а не рояль.
Сколько мощи в птице-невидимке!
Песнь его осваивала даль,
Находя свой путь в вечерней дымке...
Сколько дней певец летел сюда,
Проверяя голос по дороге.
И хотелось жить, как никогда,
Без печали, грусти и тревоги!

Дарвин своей теорией естественного отбора и происхождения человека нам всем мозги сильно затуманил, а ведь были времена (по Штайнеру), когда человек и птицы в виде облачков вместе летали в небесах, будучи воздушными существами. Об этом говорится в той самой лекции о сотворении мира и человека, о которой я упомянул в начале этого эссе  Потом человек уплотнился и осел на землю, а птицы за счет воздуха в костях остались воздушными существами. Видимо поэтому, люди сами не понимая почему часто с тоской смотрят на облака и просыпаясь по ночам с замиранием сердца  слушают соловьёв…

        Миррэльский соловей

Снова и снова спрашиваю себя: Зачем поют соловьи?.. И если бы не поэты, мы бы никогда ответа на этот вопрос не узнали.  Мне в осмыслении образа Соловья помог Игорь-Северянин. В его поэзии много таких символов.  Соловей - певец весны, времени возрождения природы, когда всё живое  вновь пробуждается к жизни. Всё - кроме человека и других представителей животного мира. Они возродиться не могут, они живут по своим биологическим законам, проживая отпущенный им век.
Одному человеку как существу, обладающим разумом и сознанием при неизбежном биологическом старении дан шанс возрождения духовного. Для человека по определению, данному в словаре Даля, возрождение возможно только в духе. Возрождение в духе - это обретение новых жизненных ориентиров связанных с развитием духовного «Я» человека. И вот Соловей своим волшебным пением каждую весну напоминает нам об этом, волнуя и тревожа нашу душу.  И эта история продолжается из века в век… И в этом коронавирусном мае, времени разобщенных и терзаемых страхом людей призыв соловьёв звучит особенно тревожно. И поэты,  обращаясь в стихах к образу Соловья тоже проводят с нами эту работу, пытаясь таким образом донести до нас Смысл этого символа, Смысл соловьиных трелей.
   
И соловьи и помогающие им поэты пытаются напомнить нам о Создателе, о Любви к ближнему, завещанной нам Христом, об оставленных им Заповедях, пробудить нас от спячки обыденной жизни и сделать творящими личностями, творцами или сотворцами… Без вдохновения, особого и редкого состояния души, когда поэты и обычные люди слышат ангелов, этого сделать невозможно... Соловьи,  природные представители чистого искусства каждую весну тревожат душу,  отвлекают от мелких смути угрюмой действительности и напоминают о вечном.  Игорь-Северянин в одном из ранних стихов очень хорошо говорит об этом:

Мои стихи - туманный сон.
Он оставляет впечатление…
Пусть даже мне неясен он, -
Он пробуждает вдохновение…

О люди, дети мелких смут,
Ваш Бог - действительность угрюмая.
Пусть сна поэта не поймут, -
Его почувствуют, не думая…   
1909 год

Пробуждать вдохновение - работа трудная, но соловьи и поэты с ней справляются, творя по наитию свыше, и помогая нам пытаясь понять Божий промысел, скрытый от поверхностного взгляда Смысл всего происходящего вокруг нас, в том числе и смысл шедевров талантливых поэтов - «Где большой талант, там рядом Бог!» Как ответ на этот духовный запрос и желание одаренных сверхчувственными способностями талантов показать сокровища, скрытые в подсознании человека в искусстве появился сюрреализм., в котором художники рассказывают о видениях духовного мира. Наиболее известен здесь Сальвадор Дали, но были такие среди писателей и поэтов. Игорь-Северянин в образах придуманной им мифической страны Миррэлии представляет нам  этот плане духовной жизни людей, стремящихся вырваться из паутины материализма. Свою страну поэт  назвал по имени рано умершей поэтессы Мирры Луховицкой, обладавшей необычным духовным талантом и которую он считал своей духовной наставницей….
 
Поэты, как и соловьи не могут существовать и творить без такой помощи со стороны читателей и слушателей. Вот и мой любимый Игорь-Северянин вторит нам с Таратутой из трагического для России 1918 года из эстонского приморского, тогда рыбацкого посёлка Тойла (прекрасное место на северо-востоке Эстонии, где нашел приют русский поэт, рекомендую его посетить):

Интродукция
Я — соловей: я без тенденций
И без особой глубины…
Но будь то старцы иль младенцы, —
Поймут меня, певца весны.
Я — соловей, я — сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.
Я — соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей? —
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!
Я — соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!
Тойла. III
Год написания: 1918

Северянин, объявляя себя Соловьём, использует здесь психологический прием рефлексии  для пояснения смысла и направленности своего творчества, но одновременно он помогает ответить на трудный вопрос, поставленный в заголовок этого эссе.  Кто-то из прагматично мыслящих может обвинить Поэта в легкомыслии: в такое время о соловьях чирикать. Можно, конечно, искать услад  в обыденных вещах, как говорит поэт - «в корыте»...  Но на самом деле в этом не отягченном моральными сентенциями произведении чистого искусства он о глубоких вещах - на поверхностный взгляд бессмысленно чудесных - говорит, призывая нас к постижению Смысла его призыва к спасению людей, зажатых государственными тисками и обманываемых придуманными «демократиями», призывая  «всех в нездешние края».
  У Северянина есть серия стихов, посвященных описанию «нездешних краев», он называет эту страну Миррэлией. В очерке «Мир Игоря-Северянина» я рассказывал о ней. Приведу отрывок из одного стиха удивительно точно, передающий описание Рая и штайнеровского Духовного мира, и где всё пронизано соловьиным духом и любовью:

Миррэлия — светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.
Миррэлия — царство царицы
Прекрасной, премудрой, святой,
Чье имя в веках загорится
Для мира искомой Мечтой!
Миррэлия — вечная Пасха,
Где губы влекутся к губам.
Миррэлия — дивная сказка,
Рассказанная мною вам.

***

О ты, Миррэлия моя! -
Полустрана, полувиденье!
В тебе лишь ощущаю я
Земли небесное волненье…
Тобою грезить упоенье:
Ты - лучший сон из снов земли,
И ты эмблема наслажденья, -
Не оттого ль, что ты вдали?

Благословенные края,
Где неизживные мгновенья,
Где цветны трели соловья,
Где соловейчаты растенья!
Земли эдемские селенья,
 
В этом призыве в «эдемские селенья», в этих мечтаниях он становится близок и мне и Сергею Таратуте, обещающего показать нам «дорогу к Храму» (об этом мы рассуждали в предыдущем гейме Игры)…  Привожу эти стихи, чтобы по возможности конкретно показать, что скрывается за образом Соловья, создаваемом в своих произведениях великими поэтами. Да, и еще раз, пользуясь случаем, хочу напомнить читателям, каким певучим завлекающим Соловьём был Игорь-Северянин и в каких садах он пел, и сейчас поёт:

БАЛЛАДА I
… Миррэлия - подобье сада,
А я - миррэльский соловей.

Ну что же вот тебе награда:
Даю тебе край светлых фей.
Кто - ты, читатель, знать не надо,
А я - миррэльский соловей.

В заключение. Не хотелось бы с этим стремлением и с этой идеей быть навязчивым или слишком большим умником показаться, в  вопросе духовных устремлений каждый сам должен разобраться и решить, что ему делать: Храм Небесный искать, в церковь идти, предаться тихой грусти и помечтать или … в магазин за водкой бежать, поэтому хочу здесь остановиться и пожелать читателям успехов на этом пути.


                ***

На этой высокой соловьиной, северянинской ноте хочется закончить это эссе. Всего несколько поэтических прозрений, объединенных соловьиной темой, составляют этот эпизод Игры в бисер с Сергеем Таратутой (геймg3).  На самом деле эта игра как вы видите открыта   и для других участников, маститых поэтов, у которых есть, что сказать по темам, затрагиваемым в каждом гейме. Довольно приятная компания единомышленников каждый раз собирается…
Под занавес   для прояснения моей позиции как литературоведа (лучше было бы сказать - поэзоведа) захотелось добавить в нашу компанию моего ровесника, мексиканского художника-сюрреалиста  Октавио Окампо. Он по знаку Зодиака тоже Рыба и в своих картин с оптическим иллюзиями тоже изображает параллельные миры, которые можно увидеть пристально вглядываясь в его картины. К этим мирам и я пытаюсь привлечь ваше внимание, призывая искать скрытые планы в поэтических шедеврах. Видимо наши Игры с Сергеем Таратутой тоже можно к этому направлению отнести. Кажется, сюрреалистов в литературоведении ещё не было…

Поразительно, в разных частях планеты, люди разных национальностей, художники разных направлений думают и пытаются каждый своими средствами рассказать об одном и том же!  Благодарен всем присоединяющимся к Игре за то, что они помогают  прояснить жизненно важные  вопросы, и приближают нас к постижению загадки жизни, к открытию Закона творческого участия… Судя по охватившему меня в этот раз волнению, мы на правильном пути… 

Присоединяйтесь!


Рецензии
Замечательная, глубокая и тонкая работа. Поздравляю!

Михаил Иванович Лапшин   22.05.2020 19:08     Заявить о нарушении