ТЯТЯ

               
"Отцу моему, ветерану 2 WW"

               
       -Ну куда тебе с ним? Ему косить надо, пока вёдро, да за тобой еще приглядывать, когда это он управиться. На покосе змеи бывают часто, до лугов идти еще три версты по тайге. А там слепни знаешь какие с твой палец , да еще мошка. Накусают, что я с тобой делать буду?
       -Я сдюжу. Можно мам?
       -Сдюжит он. Вставать  надо рано, затемно. Вымокнете все по росе. Я отпущу, а он то берет тебя с собой?               
         -Берет.
         -Сговорились уже без меня. Ложись спать мой хороший, рано пробужу. Ложись милый.               
         Заснуть не получалось. Все представлял себе как они пойдут по тайге. Это не лес. Идти можно только по тропам, свернуть невозможно кругом трава в рост человеческий. Иногда поперек тропы лежит старая колода, вся покрытая скользким мхом. Приходится через нее перелезать. Даже в жаркий день под ногами сыро. Он заходил в тайгу с мамой, малину брали по краю. Вот теперь по горе три версты, до дальних лугов. Пробужу рано...ра....   
       Трава высокая кругом, он лежит на спине и смотрит в небо. Какая ромашка там наверху, просто огромная. Кто он? Муравей, жук или кузнечик.
        Щ...уууууук. Слышится где-то рядом. Щ...ууууук. Совсем близко.Щ...ууук.Над головой. И  ничего кроме синего неба. Ни травы, ни ромашек только небо. Огромная рука поднимает с земли пучок скошенной травы вместе с ним . Раз .Одним махом вытирает мокрое лезвие литовки. Два. Пучок летит на землю, а он остается на рукоятке и внимательно рассматривает человека. Он никогда не видел людей в такой одежде.  Странной формы шапка с двумя пуговицами на лбу. Куртка с большими карманами перехвачена кожаным ремнем с бляхой. Черные сапоги. Вся одежда одного серо-зеленого цвета. Кто он? Что за человек? Зачем косит нашу траву?
      -Просыпайся сынок, просыпайся милый. Пора.
     Вы уже бывали в тайге? Вполне возможно. Только сомневаюсь, что попали в эти края. Зачем вам сюда? Это такие глухие места, что чужие сюда не заглядывают. На таежной тропе проще встретить африканского слона, чем незнакомца. Недоступность этих мест и есть их главное достоинство. Люди ушли в эти места для того, чтобы никто не указывал им как жить и в кого верить.
      -Я тебе бидончик приготовила, мимо родника пойдете, наберешь водицы. Тятя тебе укажет. Да под ноги смотри, а то и впрямь на гадюку наступишь. Экая  защита, сапоги дегтем вымазать. Да на солнцепеке не сиди.
         Сырая скользкая тропа уходила вверх в горы, поросшие ельником. Тятя шел впереди сбивая палкой росу, изредка оборачиваясь и ухмыляясь в бороду. Молчал. Он мало разговаривал и от того казался угрюмым. Да не верьте вы никому, добрый он и отзывчивый. Задумает кто баню ставить, так к нему первому идут. Отказа не будет, да и кто лучше него венцы в "лапу" зарубает. Дело знает. Да и лошадей своих подковать никому не доверит. Уж как он их любит. Ой ! Пуще собственных детей. Никогда их не понукал, подойдет погладит по гриве шепнет чего-то. А та уж сделает все как надо со старанием. Понятно, что лошадь должна работать, не любоваться же на нее. Но пределы он знал и никогда не переступал. После работы всегда гладил да разговаривал с ними, должно быть благодарил. 
           А страдают они как, люди так не страдают.  У гнедой кобылы случилось горе. Какое может быть горе у лошади? Самое настоящее. Не доглядели за жеребенком, он в реку за мамкой, подскользнулся на окатыше. Нога застряла между валунов, а теченье сильное на перекатах. Сломалась нога то. Вытащила она его на берег, никого не подпускает, рану лижет, а там кость торчит. Морда вся в крови. Блажит. Это  ЖЕ РЕБЕНОК её. Беда в том, что хромая лошадь никому не нужна. Это обуза для хозяйства. От неё нужно избавляться, это всем понятно. Но как? Разве рука поднимется на этого малыша, с которым спал в стойле и кормил из соски. Пометался тятя по двору, закусил удила да пошёл к мужикам. Заберите его ради бога, не могу я. Ушел на реку да и просидел там целый день, воротился с красными глазами. Так кобыла пять дней лежала в стойле на соломе не поднимаясь. Ничего не ела, воду только пила. Глаза, как большие сливы, в глазури. А оттуда слезы, слезы, слезы. Целыми днями слезы. Тятя переживает не меньше, все из рук валится. По ночам сидит с ней . А вы говорите скотина. Иной маму родную удавит и не покаится. Какие уж там слезы.
         -Пойдешь по этой тропе, приведет прямо к роднику. Я тебя тут буду дожидаться. Не забоишься один то, там в лощинке туман стоит маленько. Ну ступай.
         Тропа уходила вправо, вдоль небольшого оврага и у высокого толстого кедра спускалась вниз, к роднику. Когда он увидел на тропе человека, страха никакого не было. Это был тот, который косил траву. Он его сразу узнал, хотя очертания были слегка размыты туманом. Человек стоял не шевелясь и смотрел  на него. Ох уж эти таежные тропы, не разойтись со встречным. Посторонился. Перед глазами проплыла бляха с птицей . Хищный загнутый вниз клюв и распластанные крылья, чужие незнакомые буквы. Он почувствовал легкое прикосновение к волосам и не оборачиваясь пошел дальше, позвякивая бидончиком. На обратном пути человека не было, тятя стоял на тропе с литовкой на плече. Сказать ему? Нет, не поверит. Вот увижу в третий раз, тогда  откроюсь.   
             Стоя на коленях в белой исподней рубахе, тятя молился. Просил благословения. Без этого ни за какое дело браться нельзя. После молитвы разгладил бороду и повязал лоб припасенной белой тряпицей, чтобы пот глаза не застил. Прошелся по литовке бруском, подбил клин и......  Щ...уууук. Красиво пошел . Щ...уууук.
            Солнце еще не взошло. По росе косить хорошо, трава не такая жесткая, литовка скользит, как по маслу. Не бывали вы на покосе, я знаю не бывали. Самое яркое впечатление - это запахи. Только в этой точке земли, только в этот день и час можно насладится самыми свежими яркими запахами трав. Этот запах смешан со свежестью тумана, с ветром который колышет кедровые лапы. С легким ароматом пыльцы, который кружит голову. А этот воздух, пить и не напиться.
          -Подай- ка  воды сынок.  Тятя стягивал мокрую рубаху. Присев на траву снял сапоги и припал к бидончику. Вода стекала по бороде на тельник, висящий на длинном гайтане.
         Ему хотелось сделать что-нибудь полезное, угодить отцу. Он поднял литовку и пучок скошенной травы. Поглядел на него, тятя молча наблюдал. Раз. Трава осталась в зажатом кулаке. Между пальцев просачивалась кровь. Глаза заблестели от слез.
      Отец  встал оторвал подол рубахи.Погладил по голове.
     -  Потерпи Клёмушка, потерпи родной. Надо потерпеть. Помочись на руку, да разожми кулак  брось траву. Ох, будет нам от мамы. Давай не стесняйся, помочись. Все, откосились мы с тобой ноне.      
   -    Тащ..тан ,  таащ..тан там  люди дожидаются.
  - Какого черта , только задремал, какие люди?
  -Пополнение . К нам говорят. Двое.
 -Ладно. Обуюсь только.
       Весь день пробегал так портянки и не перемотал. Чувствую сор в сапоге.
    -Здорово мужики, рассказывайте кто где воевал.
    -Из хозвзвода мы. Я полгода на фронте, а он два месяца.
   - Понятно. А что это у тебя за голенищем ?
   -Кнут. Коней понукать, чтоб шибче бежали. Я же ездовой.
  - Так. А если я тебя этим кнутом стану охаживать, каково тебе будет?
  -Меня-то за что?
   -А её за что? Слушайте меня внимательно и зарубите себе на том самом месте. Лошадь на батарее - это такой же боец как и вы. Она стоит на довольствии. Она наш незаменимый помощник, при выполнении боевой задачи. Вот впрягу я вас вместо неё, далеко ли вы орудие утяните? Думаю нет. Поэтому ездовой у меня на батарее ест после того, как накормит и напоит лошадей. Его обязанность обихаживать лошадь и следить за ней. Не дай бог она раскуется или захромает, я такого ездового под трибунал отдам, в штрафную роту. Не знаю как там у вас в хозвзводе, а у меня на батарее свои порядки. Если кого увижу на козлах без моей команды,  сразу постромки накину и побежит рядом, пристяжным. Все понятно? Найдете старшину он вас определит. Дневальный, что там за люди на батарее болтаются?
   -Это пехота тащ ..тан. Подкрепление нам дали.
  -Давай командира сюда.
   -Здорово лейтенант, я гляжу долго топали все в повалку.
   -Сутки не спали.
    -Пускай отдыхают, а мы с тобой поговорим. Перед нами река, линия фронта. Дан приказ форсировать реку и захватить тот берег. Вцепится в него зубами, когтями, упереться копытами и держать, пока основные силы не подойдут. Наш берег пологий, а тот крутой. Там у них  вдоль берега пулеметы, вся вода простреливается. Ночью вся река под прожекторами. Нам с тобой достался участок крутой, но здесь пулеметы пореже. Не верят немцы, что мы здесь будем прорываться, у них река как на ладони. Но приказ мне дан наступать здесь. Как думаешь, лейтенант, сможем мы хотя бы до того берега добраться?
    -Не знаю. У меня пол роты новобранцы, степные. Большой воды отродясь не видели, они и без пулеметов потонут.
   -А бывалые есть, кто давно воюет?
    -Есть один, много прошагал, повидал.
   -Давай его сюда, вместе будем думать. Отправь разведку, пусть прошарят весь берег, мне нужен овражек или низинка какая. Как мне орудия на том берегу наверх тащить, вожжами поднимать? Нужно человека четыре, тех кто стрелять умеет хорошо. А затея у меня такая. Пойдем конечно ночью, это понятно. Пулеметы без прожекторов  слепые, поэтому их нужно гасить в первую очередь. Для этого и нужны твои стрелки. Да и по пулеметам им надо поработать.               
Рядовой Никифоров, по вашему приказа....      
   -Как  звать-величать?
    -Игнат Петрович.
     -Через реки переправлялся, Петрович?
    - Приходилось.
    - Опять придется, наступление скоро. Давай рассказывай, что сделать надо чтобы людей сохранить. Ты должен знать.
    - Поплавок нужен каждому из двух бревешек не толстых. Все лишнее оставить на этом берегу.
    -А что у солдата лишнее?
   - Кружки, котелки, все личные вещи а главное сапоги.
   - Как они без сапог воевать будут?
   - Вы спросили, я ответил. А на том берегу далеко бежать не придется. Забраться наверх и окопаться, бревешки на бруствер. Нужно еще несколько человек заранее на тот берег переправить с гранатами. Пулеметы надо гасить сразу, иначе даже соваться нельзя. У них все пристреляно, фриц  даст очередь вслепую и пол роты нету.
    - Готовьте бойцов мужики. Лейтенант, у Петровича опыта побольше, делай как он говорит, это приказ.
    - Рота слушай мою команду. Вещмешки кладем перед собой, развязываем и вытряхиваем все на землю. Снять сапоги. В мешке должна быть только саперная лопатка и патроны, все остальное заворачиваем в портянку и в сапог. У кого есть чистая нательная рубаха, одевайте.
  - В чистой рубахе в гроб кладут.
  - Положат, если нечем будет рану перевязать. Рвать будете на бинты. Сапоги связать и вместе со скатками сдать старшине на батарее. И не теряйте время пилите поплавки. Старшина, помогите артиллерии плоты для орудий собрать. Все понятно? За работу.
     Нужно поспать хотя бы часа два-три, завтра будет трудный день. Жарко будет ночью, а днем будет пекло. Может быть не в этот раз, может повезет, поживем еще немного, еще немно... , нем...
     Не взял ты, я точно знаю не взял. Не мог ты взять. За это они тебя и убили.  Да тебя даже до фронта не довезли. Расстреляли да скинули в яму. Кто мне укажет, где она эта яма? Кто?Если кто -нибудь заведет с вами разговор о братских могилах, плюньте ему в  рожу. Санитарную яму для трупов нельзя называть могилой. Не могила это. Как можно назвать могилой яму в которую бросили и православного и мусульманина и иудея. Как?В могилу КЛАДУТ только одного человека, соблюдая присущие его религии ритуалы. Любой человек заслуживает погребения, потому что он ЧЕЛОВЕК.   
   -Тащ каптан , таащ каптан просыпайтесь пора.
  С шипящим свистом  прямо на него несся шар, раздирая воздух. Его будто толкнули в левое плечо, он упал спиной на открытый снарядный ящик, порвав гимнастерку на спине. Снаряд пронесся рядом с ним и ушел на наш берег . За спиной грохнул взрыв.
   Калибр вдвое больше нашего - промелькнуло в голове.
  - Командир, самоходка лупит с прямой наводки.
  -Где , не вижу?
  -Справа за кустами, дым от выстрела видишь?
  - Разворачивай ребята, быстрее. Еще. Еще немного. Бронебойный.
  -Есть.
   - Сейчас. Сейчас я тебе .....
Будто огромным деревянным молотком снизу ударили. Земля затряслась под ногами, орудие вздрогнуло, даже слегка подпрыгнув. Снаряд вошел под бруствер но не разорвался и застрял в земле, прямо под орудием. Он мысленно перекрестился, восславил господа бога и припав к прицелу прошипел пересохшими губами -" Теперь я".
   - Огонь.
   -Бронебойный. Еще добавим.
   - Огонь. Так ... Так.. Есть. Есть мужики. Полезли тараканы.
  Нет не с тобой он, Мюллер, не с тобой. Сегодня он выбрал меня.
    Кто то воевал с Фрицами , кто то с Гансами, кто то просто с фашистами, а у него был свой персональный враг. Это был тот, кто косил траву и кого он встретил у родника. Он видел его еще и третий раз. Теперь только на плакате. Он протыкал штыком младенца на руках у матери. Лицо было свирепое, совсем не такое как на тропе. Он назвал его Мюллером, сам не зная почему. Теперь в прицеле орудия он видел его, он воевал с ним. Ненависти никакой не было, они были соперниками в смертельной схватке. Как и в этой дуэли в живых должен остаться только один. На этот раз повезло ему. Это странное слово-"везет".
   Спустился к воде, стягивая на ходу гимнастерку. Спина мокрая, от пота с белыми соляными разводами по краям. Руки, как у кочегара, вымазанные в "пушсале"с землей, совершенно не отмывались, хотя он пытался их тереть прибрежным песком. Бросив бесполезное занятие, стал стягивать сапоги и понял, что левая нога слегка опухла. Натер все таки. Вспомнил тот покос в тайге, тятину мокрую рубаху, порезанную руку. Война это тоже работа, тяжелая мужская работа.
     Толчок в спину оторвал от воспоминаний. Он повернул голову и увидел начищенные сапоги, галифе с лампасами. Поднялся на ноги. Перед ним стоял генерал с длинной палкой и что то говорил со злым выражением лица. Только сейчас он понял, что ничего не слышит. Провел рукой по щеке. Из ушей сочилась кровь. Генерал еще больше распалился, видя, что на его мат никак не реагируют и замахнулся палкой. Он перехватил палку и вырвал ее из рук генерала, чего тот никак не ожидал. Палка полетела через голову и воткнулась в воду метров в трех от берега. Двое штабных сопровождавших генерала метнулись на перегонки за палкой, но передумали не желая  замарать прибрежным илом свои, отливающие блеском  сапоги. Замахали руками, прибежал шофер и полез в воду.
      Он стоял босиком  широко расставив ноги, по измазанному копотью лицу с обеих сторон стекала кровь. Не моргая  из подлобья смотрел генералу в глаза, сжав свои черные кулаки. Генерал сплюнул на землю и махнув рукой направился к виллису.
      Не стихающий  гул пронизывал голову, сердце билось уже не так часто. Понимал что продолжение обязательно будет, но никак не мог сообразить в чем его вина. Что от него хотел этот генерал??
     Сколько может проспать обычный человек? Ну сутки, если очень устал. А если смертельно устал, если уже месяц спишь урывками и там где придется? Казалось, ему и недели будет мало.  Живой останусь две недели просплю.
     Не смогли они тебя согнуть. Вера это не гранитная глыба, которую не сдвинуть, только обойти. Вера это хрупкий стержень из фарфора или из стекла, согнуть его невозможно, а сломать легко. За что вы его убили, суки? Ненавижу вас сволочи. Не мог он взять, не мог. Вера не позволяет брать в руки оружие. Грех это великий. Я знаю кто тебя убил, эти в начищенных сапогах.
  -   Тащ тан,  тааащ  тан просыпайтесь, приехали за вами. Особисты похоже.
  -Генерал. Это он.
      Лейтенант сидел, положив руки на зеленое сукно стола. Стол был с одной тумбой и он видел его скрещенные ноги. Новенькая отутюженная гимнастерка. Похоже сапоги сам никогда не чистил. Они горели, также как и орден Отечественной Войны на груди. Заслужил не вставая со стула.
  -  Ну давай рассказывай с какой целью ты вывел из строя целое подразделение. Почему рота под твоим командованием осталась без сапог.
   - Мне поставили задачу, я ее выполнил. Они хоть босые но живые.
    - Ты себе это в заслугу не ставь. Солдаты должны умирать, это их работа. Повар должен щи варить, крестьянин землю пахать, а солдат умирать. Не надо мне вертеть вола, ты все понимаешь. Я все знаю о твоих подвигах, ты ими не прикрывайся. Знаешь что тебе полагается по законам военного времени? Трибунал!!
    - Я не слышу.
   - Не слышишь? Тебе что падла уши законопатило? РАССТРЕЛ  ТЕБЕ ПОЛАГАЕТСЯ. Теперь слышишь?
   -Слышу.
   -Тут до хрена героев сидело на этом стуле с мокрыми штанами. Моя бы воля я бы тебя прямо сейчас к стенке поставил. Знаешь сколько я сволочи разной, вроде тебя вывел на чистую воду? Я вас гадов давил и давить буду. Никто у меня не вывернется. Что скажешь в свое оправдание?
   - У меня был приказ, я его выполнил. И людей сохранил.
   -Ты что придуриваешься. Мне насрать на твой приказ, почему у тебя люди босиком?
В дверь постучали и дежурный войдя в комнату отчеканил.
- Разрешите доложить товарищ лейтенант? К вам командир полка.
   
   -Спасибо тебе, Николаич.
   -Ты вот думаешь я тебя вызволил, потому что люб ты мне? Ты опытный солдат, ты мне нужен. Только поэтому.  Пошел к генералу, говорю, с кем мне воевать? Отдайте мне комбата. Прислали молодых лейтенантов, так в первом же бою двоих убило. Выскакивает на бруствер с пистолетиком - "Ура! За мной". А он как дал очередь из пулемета так и развалил его на две части. Насмотрелись нашего кино, только в кинотеатре в тебя никто не стреляет.
    - Я из боя вышел, а он кинулся на меня с палкой.
    - Он проезжал мимо твоей батареи, а там по всему перелеску белые портянки с сапогами на деревьях висят. Мина попала в подводу, в ней еще снаряды оставались. Давай орать -" Демаскировка!! Где командир, под трибунал пойдет". А ты уже на том берегу был. Кананаду слышал ниже по теченью? Там был основной удар, но немец не дурак хорошо укрепился. Наступление затянули, рассвело уже, видно все. Много людей утопили, но так и не пробились. А ты прорвался, хотя никто не ожидал.
     -Не ожидал? Значит я должен был отвлекать? Ты списал меня, Николаич?
    -Это война капитан. Меня самого еще под Ржевом списали, а я жив до сих пор. Знаю, досталось тебе, а что было бы лучше в той мясорубке? Бог даст еще поживем с тобой Клементий. Тебя к ордену представили , а ты его просрал, поменял на портянки. Имя у тебя как у папы римского, ты откуда?
   - Староверы мы с Алтая. А какой орден ?
    -Да теперь какая разница, отмолила тебя мама, ты как колобок и в бою не погиб и свои не прикончили.Веруешь поди?
   -А ты встречал на передовой атеистов? Тятя с мамой крепко верили, а я то нет.
   - Отец  где ? На фронте?
   - Нет. Убили его.
   - Жалко. Соболезную.
   
     - Тащ тан, на козлах не жестко, может телогреечку подкинуть?
     -Мозоль у меня.
     - Ранение. Понимаю. У солдат мозолей не бывает, только у командиров. А от постромков тоже мозоли случаются, таащ тан?
    - Язва ты Мишка, на все изжоги. Чалый меня простит, он знает, я отработаю. Я все отработаю. Война не завтра кончится. Нужно еще потерпе...Еще  немного потер...еще  по.....
      21.05.2020г. 


Рецензии
Низкой поклон Вам! Давно не читала такой НАСТОЯЩЕЙ прозы!Удачи Вам и читателей,которые "на одной волне". С уважением, Т.Н.

Татьяна Тэн   09.11.2020 13:30     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отзыв, рад что Вам понравилось. Читаю Ваши трогательные стихи. Вы человек одарённый. Вдохновения Вам, доброжелательных читателей. С добрым сердцем П.Н.

Пантелеймон Нетужилкин   09.11.2020 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.