Курсант Байзаков

               
 Учился на нашем курсе студент по фамилии Байзаков. Не большого росточка, плотный такой, крепенький как казахский грибок боровичок. Очень был похож на японского шпиона из какого-то фильма про русско-японскую войну. Всегда улыбался, словно выиграл в лотерею и смешно говорил на  русском языке. Чувство юмора  у него было странным – шутил так, что понимали его только друзья казахи. Как-то раз на военных сборах в Туркмении построил наш взвод из курсантов подполковник, и давай проводить занятия по радиационной безопасности. После вводной командует : – Курсант Байзаков , я – отвечает как и положено студент. – Три шага вперёд , - есть – и бодро печатает маленькие шаги. Подполковник: – Вопрос , что у солдата всегда должно с собой, на передовой, в наступлении и обороне? – Как сто? - спрашивает курсант. – Повторяю вопрос : Что у солдата обязательно должно быть при себе когда он воюет, спит, ест? – Как сто? Взвод напрягся и шепчет ему  в спину :- противогаз, противогаз… . Подполковник весь побагровел, глаза выкатил : - Я тебя последний раз спрашиваю : - Какой предмет из боевого снаряжения обязателен у солдата для сохранения жизни в бою и на отдыхе? На смуглом плоском лице курсанта была добрая улыбка, узенькие глазки излучали преданность: – Как сто?  Котелёк! Взвод грохнул, а на реакцию подполковника было жалко смотреть. Потом полчаса Байзаков отрабатывал команды: - Атом справа, атом слева. А потом ещё и весь взвод отдувался до вечера за такой юмор. Когда потом у него спросили – Что это было? – Как сто? Было весело?  Радовались? А потом было трудно? Значит - это была трудная радость.
               
 В конце сборов курсанты заступили в наряд по кухне. Всё было как обычно – большие котлы, мухи в  киселе в ванной и прапоры стырили половину продуктов. Хорошо ещё, что с колхозного поля ночью притащили два мешка с картошкой. Старший наряда как мог распределил обязанности, обошёл всё хозяйство, и напоследок  заглянул в комнату с табличкой - обработка овощей. У стены стоял  какой-то странный большой аппарат, включённый в розетку. Сбоку был листок с инструкцией. В ней кратко по пунктам, как  и положено в армии, излагалось : - 1. Открыть крышку; 2. Засыпать ведро картошки; 3. Залить ведро воды; 4. Нажать чёрную кнопку; 5. Достать картошку. Ничего не было написано про красную кнопку. Старший наряда заинтересовался,  прочитал инструкцию, обошёл аппарат и решил попробовать. Всё сделал по инструкции: -  открыл, засыпал, залил и нажал. Аппарат загудел и задрожал, внутри шёл какой-то процесс. – Интересно – подумал курсант -  что там внутри происходит? Открыл крышку и заглянул внутрь… .  Вся рожа в миг была заплёвана мокрой шелухой. – Вот же …. – подумал испытатель и нажал на красную кнопку. Страшный аппарат затих. Курсант умылся над раковиной, покурил и пошёл на поиски следующего испытателя. Быстро нашёл Байзакова : – Так Байзаков, будешь отвечать за чистку картошки. Вон в той комнате стоит специальный аппарат. Высшее образование есть, разберешься. – Ладно – ответил подчинённый и отправился разбираться. Через стеклянную дверь было видно как курсант походил вокруг аппарата, почесал голову и начал действовать по инструкции … . Как только аппарат  загудел, он немного подождал, подумал и открыл крышку … . В очередной раз помогла красная кнопка, хотя  в инструкции про неё не было ни слова.- Так – сказал Байзаков, поворачиваясь лицом с шелухой к двери: - Панятный … , - и пошёл искать следующего.  Жалко только, что у него было только два друга казаха ….
               
 Потом курсант Байзаков объяснил это так: - Сначала было интересно, потом противно? – Противно! – А потом  было весело? – Весело!- Радовались? – Радовались! Значит, это была противная радость. Вот и задаёшься вопросом: - Зачем человеку высшее образование? Неужели только для радости!


Рецензии