Квазитехнология. гл 17. Сказка - ложь?

Продолжение. Начало в  http://www.proza.ru/2020/04/01/1627

Позвольте, читатель, сделать небольшое философское отступление на тему, что такое ложь.  Все мы с ней постоянно сталкиваемся в жизни и искренне негодуем по её поводу. Но задумывался ли кто-то из нас, что она представляет из себя в экзистенциальном плане?  Что определяет её существование?  Для начала мы можем сказать, что ложь – это нечто противоположное  правде или искажающее её.
Но что тогда такое правда?  Может быть, набор неких устойчивых конструктов  с заданными причинно-следственными свойствами? К примеру, дерево  стоит на одном месте и имеет корни в земле - это правда. Ложью же будет утверждение о том, что дерево бегает, и что корни его врастают в небеса. Такая ложь очевидна. Дерево, являясь живым существом, находится в рамках жёсткой причинно - следственной связи - функции, которая есть некая правда, не подлежащая лживому искажению. У дерева не так много степеней свободы для искажения своей  функции, своего природного предназначения.

А вот у человека таких степеней свободы не счесть. Вся материальная  правда про человека заключается в том, что от рождения ему даны ноги, руки, голова и туловище с их физиологическими функциями элементарных действий. В голове есть мозг, в сосудах течёт кровь, мышцы наращены на кости, мясо покрыто кожей – всё это фактологическая биологическая правда. 

Далее, уходя в поведенческие пространства обитания человека, мы попадаем в терра инкогнито, где  правду найти уже практически невозможно. Всё, что мы считаем правдой про человека, может быть им же самим  искажено и тут же перейти в разряд  лжи.  Мила - хорошая девочка? Вроде бы да, это правда.  А, может быть, это ложь?  Зачем Мила обставляла свою квартиру и принимала подарки от Вильяма в виде золотистого  Мерседеса? Так ведь поступают только плохие девочки.
Возьмём два противоположных  высказывания: «человек по природе своей добр» и «человек по природе своей зол».  Какое из них - правда? Оба лживы? Может быть, фифти-фифти? Человек по природе злобно-добр или добро-злобен? Сколько в нём  плюсиков добра и минусов зла?

О! Тут можно просто открывать  поле разнообразных процентных составляющих, высчитывать статистические проявления доброты или зла в абстрактном человеке. Злой солдат тебя убьет, добрый врач тебя спасёт… А, может, наоборот? Злобный врач тебя убьет, а солдатик всё ж спасёт?
Нельзя применять мерки зла и добра к абстрактному человеку…  А к конкретному можно?  Вы уверены, что конкретный Миша всегда добр?  Он, действительно создал новый мир, в который нужно всем убегать, или всё же его новая игра - это ловушка смерти?
 
Допустим, в мире начало проявляться золото. Проявляется, рассыпается, растёт в своей массе… Значит ли это, что данный процесс подвержен экспоненциальному росту?  Кто изрёк данную «страшную» правду? И почему она не может быть  ложью? Потому что название красивое?  Экспонента –это функция возведения в степень числа  e , так называемого, числа Эйлера, равного примерно, 2, 7 .  Чем она красивее, скажем, чем функция возведения числа  2 в степень   или числа 3 в степень?

Красивее она тем, что описывает природные процессы.  Потому что, лежащее  в её  основе иррациональное число Эйлера,  имеет смысл универсальной единички роста. Но почему эта красота выражается иррациональным (бесконечным, неисповедимым) числом Эйлера?   Почему  в этом мире даже в музыке расхождение полутонов определяется иррациональным числом?  Может быть, потому что всё в этом мире завязано на круг с его великой иррациональностью в виде числа пи? И ведь само непостижимое число пи – это тоже некая универсальная единичка кривизны круга. 

Да, всё что известно про круг – это правда.  Никто её оспорить и не сможет. Круг подчиняется числу пи, а если его развернуть во времени, то он обретает вид гармонической функции. Гармония определяется ещё одним  иррациональным, бесконечным числом  Фибоначчи, равным примерно 1, 6. Это то самое число, что задаёт пропорцию золотого сечения, где меньшая часть относится к большей, точно также, как большая к целому. Это число словно бы является единичкой гармонии отношения между частью и целым. Именно оно «забито» в пентаграмму, в пятиконечную звезду, а звезда заключена в круг. И сам Витрувианский человек подобен звезде… И ещё  число Фибоначчи «забито» в спираль ДНК, оно даёт  пропорцию, которая определяет строение человеческого тела во всех его частях в гармонии с целым. Длина голени к длине стопы, длина предплечья к длине ладони – всё это в одном и том же отношении числа Фибоначчи.

Математика  чётко определяет  конструкт, скелет, основу. И ведь на всей этой правдивой  феноменальной основе как-то произрастает ноуменальная человеческая психика, которая намеренно или ненамеренно создаёт постоянные искажения правды.
Правда и ложь – это лишь проявления человеческой психики. Психика конструирует незыблемые опоры в виде правды и она же продуцирует искажения этой правды. Дом стоит на земле, небо наверху, земля внизу – это физическая  правда. Всё остальное – нефизическое, психическое, ноуменальное  зыбко в своих проявлениях правды.  Оно изменчиво и потому лживо. Источник правды – природа, подчиняющаяся физическим  законам, источник лжи – человек, который постоянно пытается их оспорить.
Дом стоит на земле. Земля внизу, небо вверху. Это правда. На кровати лежит Игорь. Это, видимо, тоже правда. А, может быть, и нет. Что определяет личность Игоря?  Ведь не только физическая форма тела, а нечто ещё?

Мила смотрела на спящего Игоря, и в голове её неслись вихрями мысли о том, что она участвует в каком-то театральном действе. Действо это  насквозь лживое и иррациональное, оно не подчиняется физическим законам и правилам. Более того, оно создаёт свои лживые законы и правила о том, что надо куда-то бежать и что-то делать.  И Мила не может сказать всему этому безумию «стоп», она вовлечена в данную динамическую реальность, и у неё опять же есть обманчивое ощущение того, что она предназначена для этого действия.  Она не знает его сути, но она словно аргумент встраивается в функцию, выдавая её значение. Так птицы улетают на юг, не ведая смысловой сути полёта, но принуждённые исполнять этот встроенный в них смысл великой миграции.  Птица летит на юг, «зная», что это правда, которую она должна исполнить. Но, может быть,  это ложь?  Давно уже  нет грозных зим, и нет необходимости никуда лететь!  Но птица исполняет некую функцию,  гениально, неповторимо, без лишних рефлексий, она втягивается в неотвратимость функциональной зависимости. Так же и Мила вовлечена в некую функцию, где её пугают концом света, золотым песком забвения. И Мила втянута в неё своими понятиями о правдивом и ложном, которые не дают ей возможности знать наверняка о том, где глобальная  правда, а где ложь в том потоке событий,  который преподносит ей бытие.

При этом Мила сама не знает, как она поступит в будущем. И никто не может предсказать её действие и обозначить его как правду. Может быть, она склонится над спящим принцем  Игорем в надежде его разбудить поцелуем?  А может быть, она скинет его со своей кровати, или начнёт тормошить в попытке  вывести его из сна? В любом случае свершённое действие станет для неё правдой, а предполагаемое может правдой и не стать. Оно изначально будет находиться в изменчивом  пространстве лжи, и лишь обратившись в свершённый факт станет правдой. Хотя… И эту правду можно будет оболгать. Ведь правда становится таковой, когда её подтверждает большое множество людей, они её легитимизируют, так сказать, ставят печать истины. Но и печать истины не является  гарантией того, что эта прошлая правда не будет пересмотрена ими и возведена в ранг лжи.

Человек - источник постоянной лжи, он её генератор. Правда статична, а ложь – это изменение правды. Ложь – это неопределённость, это туман незнания. Для человека как генератора лжи нет преград  в деле свержения правды. Он рождён лгать  и опровергать любую правду, созданную им же.
Есть  неоспоримая правда про человека, которая  состоит в утверждении того,  что он смертен телом. Но опять же, эта правда не есть правда для одного отдельного человека, ведь он не может её подтвердить лично про себя, только про других. Он ведь не может сказать:
- Я умер.
 Значит, неизбежная смерть других – для нас - это правда, а своя личная смерть это ложь?
Миле казалось сейчас, что её личность далеко не исчерпывается  двумя десятками с хвостиком лет.  Этот жалкий обрубок временной цепочки не может описать всего того многообразия сил, что в эти дни  просыпаются в ней. Только ли руки, ноги, голова, туловище определяют её жизнь, или ещё некий магический круг, в который она вписана, круг гармонической функции и золотого сечения?

- Игорь, проснись! – сказала она громко и зло.
- Он не проснётся. Я усыпил его. Считай, что он сейчас спящий принц, - ухмыльнулся Вильям, подходя к кровати. 
Свободным  краем большого одеяла он прикрыл спящего Игоря, пробормотав что-то про уход и заботу о тех, кто заваливается спать прямо в одежде. Хорошо хоть ботинки стояли в стороне, под кроватью. Но носки не были сняты, футболка смялась на животе, на джинсах застёгнут ремень. Так нормальные люди не засыпают.
- Что ты с ним сделал?
- Активировал  в нём  светоча и усыпил глубоким летаргическим сном. Пробуждать Игоря будем перед самым входом в Мишину игру.
- Ты активировал светоча? Как? Ты провёл Игоря через катарсис?
- Мила, я бы мог соврать тебе, что после того, как ты убежала от него, он кинулся в погоню за тобой, разбился в аварии и вошёл в кому. А потом вышел со звездой во лбу. Но, всё гораздо проще. Я провёл его через усушку и утруску. Просто тупо убрал стрелочника у него из головы. Совсем. Кардинально. Теперь наш Игорёк словно чистый листок, пиши, что хочешь, любую повесть. Ну, на повесть времени нет, а на «дойти до Сокольников и проснуться» – есть.
- Ты стёр ему память?
- Да. Есть такой способ активирования светоча. В пустой голове у кретина всегда светло.
- Ты, ты… Ты просто бандит!
- Не просто.  Я бандит высшей категории. Память упакована, заархивирована и после перехода она в его голове будет автоматически восстановлена. Функция под названием «стрелочник» - необходима для любого живого существа. А я – не живодёр. Я повелитель-стрелочников. Распакуется твой Игорёк после перехода в полном звёздно-стрелочном здравии.

- И я должна тебе поверить?
- У тебя нет выбора.
- Выбор всегда есть.
- Эх, Мила. В нашем мире его уже быть не может.
- Ты уверен?  Ты анализировал скорость поступления золота? Может быть, завтра всё закончится?
- Нет, Мила, всё только начинается. Все страны молчат, но разведка моя докладывает, что инициировано приведение в порядок бункеров. Видимо, они надеются там  спрятать  необходимых людей, чтобы  сохранить их тела и возможность  функционировать в них. Я не могу судить о росте золотой массы  на всей планете. В России на данное время  этот рост трудно подогнать под известную функцию, времени прошло всего ничего – несколько дней.  Пока этого золота немного. Но если человек догадается, что его можно размножать делением, то боюсь, что этот рукотворный рост значительно превысит экспоненту. И тогда… Представь, человек получает в руки слиток, он делит его пополам,  и у него снова целый слиток, плюс к нему  две половинки. Он этих половинок из целого слитка может сколько угодно материализовать! Ну, а если пятно золотое на стене, то собирай песок, сколько хочешь. За всеми не уследишь. Этак придётся людей в резервации запирать! 

- Вилли, у меня уже кругом ото всего этого идёт голова! Может быть, ты разрешишь мне хотя бы звонок подруге? Я могу и под твоим присмотром. Мне кажется, что я потеряла точку отсчёта.
Мила подошла к окну, отодвинула в сторону портьеру глубоко синего цвета. Ткань слабо пахла пылью, налетевшей с открытого окна. Интересно, а что если вся пыль станет золотой? Но пока нижний мир  имел привычные серые очертания.  Солнце висело в зените, пуская лучи в земную твердь. Внизу шелестели деревья и прибойно шумели машины.
- Зачем тебе подруга?
- Ты же сам говорил, что для коммуникации человеку нужен Я и Другой. Ты – Иной, Вилли, и Миша - Иной. А мне нужен Другой для опоры.
- Алевтина Мешкова. Педагог по вокалу. Работает в детской студии «Лучики». Не замужем, но собирается. Будущий муж представляется бизнесменом.
- Вилли, стоп. Я знаю, что ты всё знаешь.
- Звони.  Я пока сделаю заказ обеда. Надо перекусить и хорошенько пораскинуть мозгами. Я ведь тебе не всё ещё рассказал.

продолжение в http://proza.ru/2020/05/26/1636


Рецензии
Она лучи в земную твердь
Пускала - звёзд всех круговерть...

Принц Андромеды   27.02.2021 15:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.