Сказ о неприкаянном Закире

Давно известно, что подобно тени человеческое счастье – как ни гоняйся за ним, не поймаешь!
Жил некогда в Багдаде бедняк по имени Закир. Не было у него ни семьи, ни друзей, ни хижины, где мог бы он укрыться от непогоды. Жалкие лохмотья казались ему богатством, а милостыня в Рамадан – единственным утешением. С раннего утра приходил Закир на базар и нанимался на работу к богатым купцам, но получал за труды лишь мелкие монеты.
Однажды, не выручив за день ни одного хабба*, заплакал Закир и произнёс такие слова:
- О всемогущий Аллах! Нет во всём мире человека несчастнее меня! Тридцать лет прозябаю я на белом свете, и нет у меня ни пристанища, ни жалкой монеты, чтобы купить себе пропитание. Не многобожник я, не вор и не разбойник, но правоверный мусульманин. Отчего не пошлёшь мне милости от Твоих щедрот?
И сжалился над Закиром Аллах, и послал ему утешение – нашёл бедняк в пыли  набитый золотом кошель.
Обрадовался Закир и возблагодарил Аллаха, и достойно распорядился нежданным богатством: купил  землю, дом и торговую лавку. И узнали о том жители Багдада, и пошли к Закиру  за товарами, потому что явлено было ему благоволение Аллаха.
Праведно зажил Закир, но случались  и у него    нежданные  горести. Однажды увидал он, как играют возле его дома соседские дети, и прослезился, и воздел руки к небесам:
- О всемогущий Аллах! Нет во всём мире человека несчастнее меня! Ты - Даритель всех благ, и по Твоей воле есть у меня и дом, и достаток, но какой  в них прок, когда подобно могиле моё жилище? Не звенит в нём детский смех, не скрипит ручная мельница, размалывая зёрна. Отчего не пошлёшь мне достойной жены и сыновей, чтобы продолжился мой род, и чтобы было кому славить Твоё имя?
И внял Аллах слёзной молитве, и вскоре привёл Закир в дом добрую жену. И каждый день стучала мельница, измельчая зерно в муку, и выпекались на огне вкусные лепёшки, и шерсть верблюдов превращалась в тончайшую нить. И родила Зухра мужу здоровых сыновей, и наполнился дом счастливым смехом.
Много заботы прибавилось Закиру. С первыми лучами солнца уходил он в лавку, а приходя, заставал жену и детей спящими. Однажды стало тоскливо ему на душе, и начал он молиться:
- О всемогущий Аллах! Нет во всём мире человека несчастнее меня! Родился я простолюдином, простолюдином и умру, и дети мои будут знать лишь горький труд! Отчего не пошлёшь мне знатных друзей и покровителей? Ведь не безбожник я, не вор и не убийца невинных!
И внял Аллах молитве Закира, и сделал так, что приметил его один царедворец и приблизил ко двору султана. И стали допускать Закира во дворец, чтобы продавать благовония и ткани. И зажил ещё богаче Закир: не переводилось в его лавке добро, и золото текло рекой в  сундуки.
Однажды привёз ко дворцу султана Закир свой товар. И было угодно Аллаху, чтобы в это же время изволил султан выйти в сад полюбоваться солнцем и цветами после дождя. И упал торговец на колени перед повелителем, а когда встал, то увидал, что испачканы грязью его дорогие одеяния. Взглянув на измаранные одежды, воскликнул с тоскою Закир:
- О всемогущий Аллах! Нет во всём мире человека несчастнее меня!  Стал я по Твоей воле богат, но что стоит богатство в нашем мире, если нет у человека власти? И богатый, и знатный лежат в грязи перед власть имущим! Отчего, Справедливый, не пошлёшь и мне хоть немного власти над людьми?
И внял Аллах его молитве, и вскоре к дому Закира прискакали гонцы от султана, чтобы осчастливить торговца радостной вестью: желает повелитель, чтобы стал Закир визирем и помогал вершить дела государства. Возблагодарил Аллаха Закир и сделался визирем.
Каждый день являлся он во дворец, где  принимал послов, творил суд,  мирил ссорящихся и благоволил нуждающимся. А после государственных дел разделял Закир с повелителем  и другими царедворцами пиры и увеселения. Приятно, в радости и довольстве текла его жизнь, пока не узнали во дворце о том, что прибыл из пустыни дервиш-мудрец, который ведает о промыслах Аллаха и о том, как найти человеку своё счастье.
Пожелал султан видеть мудреца и вместе с визирями отправился в мечеть, где молился дервиш. И пока беседовал с мудрецом повелитель, загрустил Закир о том, что не чувствует более радости от придворной жизни, и вознёс такую молитву:
-  О всемогущий Аллах! Нет во всём мире человека несчастнее меня! Знает этот мудрец такое, о чём не ведомо мне, наделённому властью и богатством. Не трепещет он, видя грозного повелителя, и не смущают его земные тревоги, и мысль о смерти не тяготит умудрённую душу!  Я  же пекусь о благе государства и о семье, но забываю о Судном дне. Заботы и соблазны отвлекают меня от благодатной молитвы. Не от того ли, о Вседержитель, Ты не даёшь мне мудрости, которая открыта дервишу, и перед которой благоговеет наш повелитель?  Как хотелось бы и мне стать свободным от забот мудрецом! Отчего не пошлёшь мне, Властитель земли и небес, свободы от мирской суеты? Умудри меня, как умудрил этого человека, чтобы  открылась мне истина о мире и о человеческом счастье!
И внял Аллах молитве Закира, и очутился тот под жарким солнцем пустыни, одинёшенек, босой и в гнилом рубище, какое носил в далёкие годы, когда не имел ни крыши над головой, ни богатства…


Хабб (буквально – ячменное зерно) – мелкая монета.


Рецензии