Время внешнее и внутреннее

Представим себя древними жителями планеты Земля, которая, однако, всегда плотно окутана облаками.  Солнца и тем более звезд никогда не видно.

С раннего детства привыкаем к изменениям светло-темно суточного цикла.  Потом открываем для себя  годовой цикл теплее-холоднее, если живем не на экваторе. 

Понимаем, что наши урожаи, а с ними и сама жизнь, зависят от сезонных изменений, скажем, разлива Нила.  Замечаем, что от одного разлива до другого проходит одно и то же количество смен дня-ночи.  Отсчитывая количеств ночей от начала разлива,  можем планировать заранее наши действия на полях.

Наверно, долгое время этих знаний-умений будет достаточно. Но по мере развития культуры и общественной жизни захочется большего.  В первую очередь для совместных действий. Например: если на работу еще можно всех собирать звуком трубы, то как бы научиться заранее договариваться о частной встрече, чтобы не ждать кого-то…  Неопределенное «когда почти стемнеет» не устраивает.  Появляется потребность в более мелком отсчете изменений, не сводящемся к суточному (напомним, что солнечные часы невозможны).

Можно попытаться ориентироваться, скажем, на момент раскрытия или закрытия тех или иных цветов (такие «фиточасы» можно в форме открыток найти и сейчас). Но и тут разброс свойств, ошибки, да ёще и цветы иметь (и таскать с собой?).

Допустим, что удачливый знахарь в процессе синтеза лекарств составил такую смесь жидкостей, которая очень долгое время периодически меняет свой цвет: бесцветная – синяя -  бесцветная -…(такие реакции Белоусова – Жаботинского действительно существуют).  Несложно убедиться, что при одной пропорции веществ все сосуды (и уж точно – все одинаковые) будут мигать одинаково часто.

Теперь, не забыв дома свою склянку, друзья при расставании могут договориться снова встретиться через  N  миганий (учесть путь до дому и обратно – задача для второклассника).   Далее,  можно подсчитать, сколько миганий составляет время от самого темного до нового самого темного момента.  Сравнивая новые и более старые смеси, можно заметить, что мигания в них одинаково часты.  (Конечно, все реальные опыты и наблюдения имеют свою погрешность-неопределенность).

Более того, при наличии склянки-«эталона» можно создавать и другие приборы для подсчета изменений.  Например, песочные или водяные – сосуд с делениями, показывающими, сколько миганий склянки случится, пока уровень песка или воды опустится до данного деления.

Заметим, что теперь уровень между делениями соответствует «нецелому» числу колебаний цвета. То есть изменения стали непрерывной переменной.  Вместо делений можно взвешивать вытекший песок или воду.

Допустим, что все приборы мы создали зимой.  Что изменится летом?  Как правило, с повышением температуры ускоряются химические реакции. Значит, за одни сутки совершится больше миганий цвета.  Мы решим, что и ночь, и день стали длиннее…  По нашему эталону, и на известный путь нам понадобится больше миганий; это явление , скорее всего, объясним тем, что труднее ходить летом.   За одно мигание и воды выльется меньше, и нам она покажется более «густой», более вязкой (в теперешней системе измерений – наоборот, но чуть заметно).

Если мы еще догадались сделать прибор-маятник,  то его длина от нагревания увеличится, а потому частота колебаний-изменений, наоборот, упадет.  Иными словами, даже первоначально согласованные приборы при изменении условий станут давать несколько различающиеся показания. Но при этом, как легко видеть,  неизменно выполняется условие монотонности:

 пусть один прибор отсчитал  N изменений в первом опыте и M   - во втором, а другой соответственно - n  и  m . Тогда, если N    меньше, чем  M  , то обязательно и  n   меньше, чем  m.  И наоборот.

По Аристотелю,  любое изменение называется движением, а «число движения» - временем.  Как видим, это число появляется из естественного опыта без всякой философии. Правда,  оно не единственно:  допустима любая  монотонная  замена переменной, но сразу во всех случаях одна и та же. Важно, что направление ее роста и, соответственно, порядок следования событий при этом сохраняются (так же, как есть разные способы оценки твердости тел, скажем, камней, но всегда бОльшей твердости должно соответствовать бОльшее число).

В шиитской философии есть понятие двух времен: ЗАМАН АФАКИ – количественное время внешнего мира, внешней истории, и ЗАМАН АФУСИ – внутреннее время, время души, чистое качественное время.

Очевидно, выше мы говорили о первом – внешнем времени. Его еще можно бы назвать фоновым.  Во всех же традициях
философские и\или религиозные суждения – именно о втором, внутреннем времени в очень многих аспектах.  При этом «внутренность» времени не исключает его связи с Богом, общим миром идей итп.

. Отметим интересную особенность  упомянутых двух временах:  понятия ДО и ПОСЛЕ в них имеют разное значение. В ЗАМАН АФУСИ  существуют реальные события, не отражаемые во внешнем времени.  Порядок последовательности заменяется порядком одновременного, как бы пространственного  сосуществования.

Обсуждение видов и аспектов внутреннего времени (заведомо неполное) отложим до следующего раза.

(продолжение возможно)

По поводу иллюстрации – см. http://proza.ru/2011/06/10/302 

.

 


Рецензии
Познавательно,но материал сыроват,размыт и маловат.Вот бы поглубже и четче расписать затронутые вами темы,то тогда стало бы продуктивнее чтение для любознательных.
Вдохновения вам и времени!

Оксана Светлова   27.05.2020 10:41     Заявить о нарушении
Признателен за внимание, Оксана.
Действительно, тема далеко не завершена. Пока только речь о вохзникновении понятия времени как упорядочения изменений...
А у него еще много обличий...

Николай Старорусский   27.05.2020 11:34   Заявить о нарушении
Вы затронули мегапласт про Время, и он очень интересен своим содержанием и применением.Мы многого еще не знаем о нем,а хотелось бы знать!

Оксана Светлова   27.05.2020 16:11   Заявить о нарушении