Нам не дано предугадать...

            Недавно мне прислали любопытное высказывание:

            «Россия – это страна, в которой люди без совести рассказывают людям без памяти, как хорошо им жилось без штанов».

            Кстати, к этой фразе можно добавить известное изречение:
            
            «На том стоит и стоять будет русская земля!»*

            Ну просто идеально подходит!

            Послала эти две фразы нескольким своим знакомым, которые могли бы оценить иронию, и подумала, кому ещё можно это послать, но остановилась, поскольку никто мне не ответил. Или все заняты, или за державу обиделись. С остальными товарищами, видимо, будет ещё сложнее. Нам не дано предугадать, кто за белых, а кто за красных.

            Впрочем, это не стоит понимать буквально. Но иногда в давно знакомых, казалось бы, людях просыпаются патриоты прошлого – яростные и умеренные, красноречивые и тихие. Они вечные патриоты СССР и советской власти – просто по привычке, привитой в детстве. Это как след от прививки оспы, но у многих он с возрастом затягивается. В каждом случае, немного зная человека, данный вид патриотизма можно объяснить и понять.



            Например, один мой знакомый недавно написал книгу о революции, о том, что она была неизбежна и что хорошего принесла народу. Упомянул о перегибах, но очень коротко. А в личном разговоре сказал: «Если бы не революция, моя мать не смогла бы получить высшее образование». Про отца не сказал – то ли отец не получил образования, то ли у него не было препятствий.

            Я не стала говорить хорошему человеку о том, что образование его матери не стоило таких жертв. Даже если имелась в виду черта осёдлости, то она не была непреодолимым препятствием для тех, кто хотел учиться, тем более что мать родилась в начале 20-х, и до института было ещё далеко, а за это время всё могло измениться в стране и без революции. Впрочем, определённые ограничения при поступлении в вузы были и в советское время, но это отдельный вопрос.

            А вот моя мать, несмотря на революцию, образования не получила – не то что высшего, но даже восьмилетнего. Четыре класса окончила – и всё, работай, девочка, по хозяйству, плети кружево, кормить тебя некому, у матери-вдовы пятеро детей. Да и не было в их селе другой школы, кроме начальной. А вот насильственная коллективизация, раскулачивание, черта осёдлости для крестьян, принудительный труд в колхозе за трудодни и отсутствие паспортов – это было.



            Однажды моя знакомая, очень начитанная женщина, прочитавшая все актуальные книжные новинки перестроечного времени (вы помните, тогда нам наконец-то разрешили читать другие книги), спросила у меня:

            – Что вам больше всего нравится у Солженицына?

            Я не задумываясь ответила:

            – Ничего! Как это может нравиться? Я, конечно, понимаю его роль и так далее, но «Архипелаг» – это ужасное испытание для читателя, хотя и обязательное, и «Один день Ивана Денисовича» тоже надо заставлять себя читать, но чтобы это нравилось… Однако я прочла!

            А она прочитала всё и, очевидно, имела в виду художественные особенности или достоинства произведений. Романы, в частности, ей показались неудачными. Я, кстати, их не дочитала.

            Однако на её мировоззрение эти новые книги не повлияли. Она считает, что революция была неизбежна и необходима.

            – Вы знаете, как жили крестьяне до революции?! – восклицала она.

            Вопрос, конечно, оригинальный. Я тоже училась в школе и даже в университете. Разумеется, я в курсе, что крестьяне жили трудно, и не только в России, но и во всех странах.

            – Знаю, – отвечала я. – И как они жили после революции, я тоже знаю. А некоторые вообще не жили – их убили на гражданской войне, расстреляли как врагов народа (то есть народ был врагом самого себя!), раскулачили, уморили голодом.

            И разговор о репрессиях у нас тоже не получился.

            – Наверное, были причины, по которым их репрессировали, – сказала моя знакомая. – Что-то они сделали такое, за что их осудили.

            Стоило ли читать все книжные новинки перестроечного времени, чтобы не извлечь их них ничего ценного для себя, не получить представления о тех трагических событиях, которые прежде или замалчивались, или кратко излагались в учебниках согласно господствующей идеологии?

            Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что от Перестройки, кроме расплывчатых планов и наших несбывшихся надежд, была некоторая польза: дозволили так называемую Гласность, имевшую границы, но всё же обещавшую справедливость. И мы постепенно узнавали, какой ценой, сколькими миллионами искалеченных судеб заплачено за "Союз нерушимый", руководящую роль партии и построенный подневольным народом социализм. Хотя вечные жители коммуналок и бараков, теперь уже пенсионеры, вряд ли согласны с тем, что они жили при социализме, а сейчас – тем более.

            И о Сталине эта начитанная женщина не имеет своего мнения:

            – Думаю, что всё не так просто, ведь он руководил страной, при нём построили социализм, с ним победили фашистов.

            Как вы догадываетесь, я не стала с ней спорить. Кто-то сказал, что отношение к Сталину – это лакмусовая бумажка. Я согласна с этой мыслью. Мне очень трудно общаться с человеком, если я постоянно должна помнить, что с ним нельзя говорить о том, что, казалось бы, почти все люди давно поняли и осудили; нельзя высказать своё мнение об интересной книге или фильме на эту страшную тему.

            Однако в истории СССР меня больше всего волнует и пугает именно этот период, когда большевики, чтобы удержать власть, В МИРНОЕ ВРЕМЯ (!) вели бесконечную войну против своего народа. А что было при крепостном праве (его отменили задолго до революции) или в Киевской Руси – я, конечно, знаю, но история в целом, со всеми войнами, жестокостью и вероломством, меня никогда не увлекала.

            Так вот, если этой лакмусовой бумажкой – отношением к Сталину – проверить своих знакомых, трудно сказать, сколько останется тех, чьи взгляды совпадают с нашими.

            А ещё у людей есть вполне объяснимое почтение к убеждениям и подвигам своих родителей и дедов.

            К примеру, дед этой женщины добровольно записался в Красную армию. Я удивилась: как обычный миролюбивый крестьянин «хату покинул, пошёл воевать»? Оказывается, новая власть дала крестьянам дополнительную землю, но вскоре пришли белые, вернулся помещик, и землю отобрали. Крестьяне рассердились и пошли воевать за советскую власть. Добровольцев было человек семь. Как я понимаю, у них был личный интерес, и наверное, агитаторы вовремя подоспели.

            Ну а поскольку дед – участник Гражданской войны, то как же им не гордиться пионерке, комсомолке, советской учительнице?



            У другой моей знакомой родители были коммунистами, и дома до сих пор хранится собрание сочинений Ленина. У одинокой дамы есть время для чтения, и она уверяет, что прочитала все тома этого писателя. А я только вынужденно конспектировала некоторые его работы. То есть вы понимаете, что сложные политические темы тоже не подходят для наших бесед.

            Да и вообще оказалось, что некоторые мои ровесники и более взрослые товарищи стали ностальгировать по старым добрым временам. Послушав их, я поняла, что не так и плохо им жилось: репрессии их родителей не коснулись, сами они не голодали, «бесплатные» квартиры и образование получить успели, а за всех остальных беспокоиться незачем. «Почему это вас так волнует?» – снисходительно спрашивают они.

            В основном картина вырисовывается следующая. Немолодым уже людям некомфортно: возраст, давление, суставы и прочие недомогания; угасание интереса к развлечениям и к культурной жизни в частности; недовольство всеми 150-ю каналами ТВ, особенно – молодёжным программами (как поётся в песне, «Не для меня цветут цветы…»); взрослые дети хотят жить своим умом и не ценят ни завоеваний Октября, ни накопленных родителями материальных ценностей со Знаком качества – не надо, мол, нам такого старья.

            А главное – нет перспектив, кроме предстоящего ремонта или замены газовой плиты. На исполнение желаний нет средств или времени, а иногда и того, и другого. Или нет желаний, что ещё печальнее.

            И грустные граждане бывшего СССР невольно вспоминают те времена, когда всё было понятно, чётко и скромно – 100-150 и даже 200 рублей в месяц, «бесплатная» квартира через 10-20 лет, проездной за 3 рубля и настоящая докторская колбаса из мяса (правда, такую делали только для москвичей, и то очень давно). Да, и бесплатное образование для тех, кто хотел получать именно 150 рублей, но зато не работая руками. А их ровесники, не пожелавшие тратить молодость на голодную учёбу, со временем могли зарабатывать 300-400 рублей, вкалывая на заводе.

            Те товарищи, у кого всё складывалось благополучно, кто не пил, не транжирил деньги на книги или наряды, могли даже откладывать деньги на машину или на старость – под 3% (срочный вклад, если помните). То есть лет за двадцать могла бы собраться приличная сумма, если бы наша могучая страна не рассыпалась, предварительно обобрав всех наивных вкладчиков.

            Однако многим ещё молодым гражданам удалось адаптироваться к новым реалиям и начать откладывать деньги заново – ну прямо как курица-несушка, у которой хозяева отбирали яйца, а она хотела высиживать цыплят, и наконец ей это позволили. И некоторые из этих терпеливых граждан, будучи в душе патриотами прошлого, на всякий случай говорят, что надо любить свою историю и довольствоваться малым, то есть каждый год ездить в Турцию у них не получается и приходится отдыхать на дачных грядках.



            Сегодня долго слушала по телефону проповедь 75-летней дамы (в прошлом – театральной актрисы) о том, как у нас хорошо и лишь бы не было войны. Сама-то она живёт в Москве, уже 25 лет, но душой – с родной Беларусью. И да, ещё она говорила, что люди не должны думать о материальном, а заботиться о душе и вечности.(Может, купить керосинку и отключить воду, свет и телефон? «Жила бы страна родная – и нету других забот».)

            А кто беден и несчастен, болен, живёт в аварийном бараке – тот сам виноват, что не умел работать хорошо, или его родители неправильно воспитывали, не научили, не привили и так далее.

            Стихи, сказала дама, надо писать только правильные – о Родине, о войне или духовные; не стоит писать о том, что есть бедные и богатые («Так было всегда – львы и зайцы», – сказала она), или о тех людях, которые просят милостыню – они не должны это делать (ага, попробуйте им это объяснить!).

            Ну что ж, многие артисты к старости разучивают другие роли – смиренных прихожан и проповедников для вежливых слушателей вроде меня. Я до сих пор стесняюсь спорить со старшими, даже если они, с моей точки зрения, не совсем правы или совсем не правы. Ну и, конечно, я беспокоюсь об их самочувствии.

            Достоевский, надо полагать, тоже неправильно писал – ну что у него за герои? Если положительный, то обязательно больной или несчастный, а все остальные – или злодеи, или неуправляемые особы, страдающие от пагубной страсти.

            Однако, ежели позволить порассуждать нашим моралистам о том, как неправильно жили герои Достоевского и как они должны были поступать тогда или, что ещё интереснее, живи они в наше время, то мы услышали бы много полезных советов.

            Возьмём, к примеру, «Преступление и наказание». Студент Раскольников мог бы подрабатывать программистом – это хорошие деньги, и не надо никого убивать. Или даже охранником пойти в гипермаркет – риска никакого, делать ничего особо не надо, только что на ногах всю смену стоять, но ведь это не навсегда.

            А Сонечку Мармеладову можно направить в Макдональдс. Там ещё и кормят бесплатно, и молодёжь приличная работает – те же студенты, к примеру. Не все же с топором ходят.

            Если бы Достоевский видел перспективу для своих героев, тогда не было бы такой мрачной книги. Лично я не понимаю, зачем её нужно изучать незрелым школьникам.

            Но у культурных людей не принято осуждать Достоевского, даже если они не в силах его перечитать – и это можно понять. Им надо хотя бы со своими печалями и проблемами справиться, а от чтения его великих романов вряд ли прибавится оптимизма. Вот и у меня стоит собрание сочинений – а как к нему подступиться? И когда? Хотя, конечно, надо бы найти время.

            Ещё одна дама, ещё более набожная, сказала, что надо читать духовную литературу и ходить в церковь. Разумеется, постоянно, не говоря уже о ежедневных молитвах и постах. Телевизор даже не обсуждается – я давно слышала от верующих, что его смотреть не рекомендуется.

            Вот какие мы разные… И выходит, что полезнее промолчать, не делиться своими впечатлениями и тем более не спорить с убеждёнными в своей правоте собеседниками.

            Однако, имея свой взгляд на вещи, не стоит тратить время и на выслушивание поучений и проповедей – зачем они нам, если произносятся не святыми старцами, не священниками, а обычными людьми — такими же, как и мы.

            Тем более что есть авторитетное мнение: истина в спорах не рождается.

            «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л. Толстой).


2019 год


* Автор этих слов — советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899—1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля!»


Рецензии
И писать, и логично думать, и делать правильные выводы вы умеете. Но вот очень уж безрадостная картина получается. Может всему виной наша больная совесть? Почему же вас так мало, что и руководить некому? А я тоже патриот, почему же мне нельзя гордится своими предками? Именно такими, какими они были: без памяти и без штанов.

Валентин Бакланов   18.06.2020 15:14     Заявить о нарушении
Предки - они какие есть, такие и есть. Но что-то в них было и хорошее, и правильное, что помнят потомки. Это их право - любить и защищать своих.
А если это не мои предки, я не обязана им поклоняться, тем более благодарить за гражданскую войну и последующие, мягко говоря, "перегибы".
У меня свой взгляд на жестокую советскую историю. И ещё - мне народ жалко.

Женские Истории   18.06.2020 23:18   Заявить о нарушении
Да, у вас свой взгляд на происходившее и происходящее. Люди вообще все мыслят по разному. Абсолютно все. А темы ваши для бесконечного спора. Одно не понятно Кто развязал войну Гитлер или Сталин? Это первый вопрос. Я думаю Войны хотел Гитлер, а Сталин готовился к её отражению. Второй вопрос. Если Сталин выиграл войну и следовательно спас евреев, а он их действительно спас, почему они его так сильно ненавидят? По поводу образования при СССР. Мои родители закончили пять классов, но потому что у них не было способностей учиться. А отец моего знакомого был писарем в армии в начале войны и за две или три недели успел прислать два или три письма, где он красочно писал о том, что враг будет разбит и победа будет за СССР. То есть он был грамотный человек.

Руслан Царгасов 15   20.07.2020 03:49   Заявить о нарушении
Я иногда смотрю интересные документальные фильмы, ну и кое-что читаю, разумеется. В последнее время я склоняюсь к мысли, что Сталин очень даже старался параллельно с Гитлером. Оба хороши. Пока Гитлер орудовал в Европе, Сталин "освобождал" Западную Белоруссию, присоединял Прибалтику и Карелию. Чьи бы ни были эти земли раньше, но на тот момент они принадлежали другим странам. Так можно бесконечно воевать за восстановление прежних границ государств, начиная хотя бы с Римской империи. И тогда можно найти оправдание всем войнам.

Женские Истории   21.07.2020 00:06   Заявить о нарушении
Я и говорю, это бесконечный спор. Во-вторых эти документальные фильмы проплачены. Если им заплатить, журналистам заплатить, они могут даже инопланетян обвинить в наших земных проблемах. А в-третьих, у каждого своё мнение. Об этом в самом начале сказал. И вот другой вопрос Почему евреи ненавидят Сталина? Он им как бы и Бирабиджан отдал. Там , кстати, нашли огромные запасы золота. Но так как территория когда-, то принадлежала Китаю, решили не обострять , и золото пока не добывают.

Руслан Царгасов 15   21.07.2020 02:16   Заявить о нарушении
Я вам отвечу, хотя вы со мной разговаривать не хотите.
1. Я очень верующий человек, хотя у меня достаточно оснований сомневаться в справедливости Божественного устройства мира.
2. Долгое время служил на Дальнем Востоке, в том числе и в Биробиджане. Поверьте, евреев там не больше, чем золота.
3. Многие мои друзья и товарищи одновременно являются евреями и почитателями Сталина.
Я не собираюсь с вами ни о чем спорить. Да и о чем спорить с человеком, который претендует на истину?

Валентин Бакланов   21.07.2020 05:00   Заявить о нарушении
Я не хочу сказать, что я очень верующий человек. Раньше говорил уверенно, что я верующий человек, но жил не по правилам. Сейчас не знаю, потому как всё равно живу не по правилам, хотя Многое поменялось в моей жизни. Я сильно заболел, очень сильно и в основном думаю сколько проживу. Сейчас мне 52 года. Иначе я жить не мог и вот теперь расплачиваюсь.

Дело не в том, что я уверен в своей правоте, и вы в этот правы, дело в том, что не хочу усугублять свою ситуацию. Человек за всё платит. Здесь или Там. Зачем мне лишние грехи. О том, что вы атеист сделал вывод из стихотворения Еклесиаст... Советовал бы вам или удалить его или исправить и ещё покаяться на исповеди священнику. Если вы считаете, что стихотворение это не содержит ничего предосудительного, покажите его священнику.

Руслан Царгасов 15   21.07.2020 06:37   Заявить о нарушении
Если считаете, что мир не справедлив именно к вам, посетителей клинику для душевно больных. В палаты вас не пропустят, но во двор пустят. Часа два на лавочке поседите, посмотрите что к чему и уверен, вы будите считать себя после этого счастливым человеком

Руслан Царгасов 15   21.07.2020 06:58   Заявить о нарушении
Я не атеист. Тяжело болею всю свою жизнь. Точнее, до сих пор мне удавалось перемалывать неизлечимые болезни, которые я не заслужил. Мои предки - почти святые люди. Я уже вытерпел гораздо больше, чем Иисус Христос. Когда моя бессмертная душа расстанется с болящим телом, кто помешает мне рассчитаться с обидчиками, где бы и кто бы они не были? Я нехристь, и мне не в чем каяться. Я уже устал бояться, пусть теперь боятся меня.

Валентин Бакланов   21.07.2020 07:35   Заявить о нарушении
Жизнь так сложна... Разобраться в том, что делают и думают другие - невозможно. Тем более в политике. Почему кто-то кого-то любит или ненавидит - зачем нам всё это знать? Зачем спорить? Истина в спорах не рождается.
Счастье - редкое явление. Но радости можно находить каждый день - они помогают жить.
Например, эта грустная, но прекрасная песня Адамо:
ВКонтакте
— источник видео
4 мая 2019
Salvatore Adamo - Un air en Fa mineur
Я сейчас её слушала несколько раз.

Или эта песня:

YouTube
— источник видео

2694
31 янв 2018
HD
Salvatore Adamo ~ J'Aime (2015)

Женские Истории   21.07.2020 22:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.