Месяц на Дальнем Востоке. Завершение земного пути

Месяц на Дальнем Востоке. Завершение земного пути В.В. Верещагина. Заметка о главе 38 книги «Верещагин»


В.В. Верещагин встретил известие (примерно через месяц после начала 1904 года) о русско-японской войне  с большой тревогой.

Становясь на скользкую дорогу предположений, можно выстроить следующую логическую цепочку, характеризующую психологическое и политическое «движение» Верещагина.

Отъезд из Франции в Россию привел к написанию картин на тему «Вторжение Наполеона в Россию».

А благожелательный прием Теодором Рузвельтом Василия Верещагина в США побудил царское правительство к приобретению «Наполеоновской коллекции».

Приобретение императорским правительством «Наполеоновской коллекции» восстановило материальное положение семьи художника и финансово обеспечило его жену и детей на случай непредвиденных обстоятельств, стало знаком «введения художника в политическую элиту».

Произошло резкое потепление отношений между императором, правящими кругами и Верещагиным. Соответственно, у Верещагина усилились и приятные психологические последствия, и внешние проявления чувство долга.

По логике ситуации Верещагин полагал, что в трудный для правительства момент его место на Дальнем Востоке. (Не будем отрицать и того, что кругозор и интуиция, начало русско-японской войны порождали у В.В. Верещагина общий подъем чувства патриотизма и ощущение приближающейся социальной катастрофы). (Немного запоздала, конечно, тревога. Победа Пруссии в войне 1870-1871 годов начала создаваться после Тильзитского мира 1807 года, то есть потребовала около 60 лет. Допустим, сталинский режим успел, в общем, подготовиться к войне за 10-15 лет…).

В.В. Верещагин пытается оказать содействие русскому правительству в качестве  человека, обладающего обширными познаниями. Он пишет три письма императору Николаю Второму. (А.В. Кудря предполагает, что Верещагин был в определенной степени под действием чувства благодарности из-за приобретения «наполеоновской коллекции» русским правительством).

Рекомендация Верещагина императору назначить А.Н. Куропаткина на один из важнейших постов в армии, сражавшейся против японских войск, вызывает вопросы…

Конечно, главную роль в сравнительно благополучном завершении русско-японской войны сыграли не А.Н. Куропаткин и не А.М. Стессель, а Сергей Витте и лидеры западных стран (в первую очередь – США), не желавшие особенно крупных побед японцев и особенно крупных поражений русских войск.

Может быть, предложенная Верещагиным Императору Николаю Второму кандидатура Куропаткина имела свои плюсы, а линия Куропаткина на затягивание войны – имела некоторый позитивный стратегический смысл? А.Н. Куропаткин – это своего рода Фабий Максим русско-японской войны 1904-1905 годов?

Можно представить человека с мощным политическим воображением и картину контролируемой Российской Империей Маньчжурии, эффективно работающую КВЖД, удобные и выгодные порты России в Южных морях? Князь Гагарин летит в космос – в 1941 году… Трудно такое представить, но – всё же, все же… Где они были в 1904 году, Суворовские Орлы? (Не помешали бы и Талейраны - для усиления Сергея Витте...).

В.В. Верещагин добивается прикомандирования к действующей армии.

Примерно в первой половине марта 1904 года Верещагин прибывает на Дальний Восток. Ему выделяют отельный вагон.

В одном из писем Верещагин рассказывает об интересном наблюдении. «Артиллеристы, стрелки – все принимают [Верещагина] с распростертыми объятьями, повторяя, что „на Шипке всё спокойно“».

Напомним, что «Триптих «На Шипке всё спокойно» (в названии картины использовались слова из бодрого рапорта генерала Радецкого) изображал стадии замерзания в снежную пургу русского солдата, стоявшего на часах в Балканских горах» (А.И. Кудря «Верещагин»).

Замерзающий на посту солдат путем загадочных ментальных трансформаций превратился из негативного символа в некоторый символ победы над противником. Солдат обеспечивал контроль над ситуацией и спокойствие. Как официальная пропаганда, так и какие-то глубинные (оптимистические по характеру) течения в общественном сознании «выпарили» иронический смысл из названия и оставили тему победы и героизма. «Разве мы не победили?» «Солдат не бросает свой пост несмотря ни на что! Несмотря на новые трудности (холод), он демонстрирует мужество!»

Общение Верещагина с адмиралом С.О. Макаровым. Снова, как и в случае предоставления отдельного вагона, близость к власти…

Быстрый и почетный (в ходе морского бое-столкновения) уход из жизни. Для многих великих людей океан стал могилой…

Выскажу дерзкое предположение. Может быть, жена и дети Верещагина были бы более счастливы с живым мужем и отцом, хотя и без ста тысяч рублей, выплаченных за «наполеоновскую коллекцию», без благоволения, выразившегося в отдельном железнодорожном вагоне, в приглашениях на броненосец «Петропавловск»?

По мере развития событий русско-японской войны 1904-1905 годов некоторые очевидцы могли прийти к мнению, что балканская война 1877-1878 ушла не в такое уж и глубокое, далекое прошлое…

Еще одно предположительное соображение связано влиянием русско-турецкой (балканской) войны 1877-1878 годов на жизнь, судьбу, творчество Василия Васильевича Верещагина.

Можно предположить, что испытанный В.В. Верещагиным во время и после этой балканской войны психологический шок был настолько силен, что лишил его (в некоторой степени) душевного равновесия на многие годы вперед и оказывал некоторое не позитивное влияние на всю его последующую жизнь. (Встречное, позитивное влияние оказывали семья, жена, дети, творчество, культурная среда, путешествия, природа, архитектура…).

Ситуация близости Верещагина ко власти во время балканской войны 1877-1878 годов (способность «устроить» брата Сергея в официальной иерархической структуре) отчасти повторилась во время русско-японской войны. … Конечно, Верещагину было свойственно стремиться в центр событий, Верещагин обоснованно полагался на свою удачливость.

В Туркестанском походе (Туркестанской военной кампании) Верещагин оказался в еще существовавшем (со времен Александра Суворова?) «потоке успеха».

По мере развития событий оказаться в таком потоке становилось все сложнее и сложнее. Если солдаты и офицеры показывали и продолжали демонстрировать мужество и героизм, то управленческая машина империи во все большей мере генерировала отрицательные результаты…

Возможно, с какого-то момента для Верещагина было более целесообразно стремиться не к сближению с руководящими структурами империями, а к дистанцированию, отдалению от них, к автономному стилю жизни… (У кого получилось держать дистанцию? У Герцена? Но Герцен был, скорее, общественным и культурным деятелем; к числу творческих лидеров России его, наверное, никто не относит…).

Среда, традиции, общая социальная культура, привычки… Лев Толстой был вынужден сделать решительный шаг – демонстративно уйти из собственного дома…

Чем больше была бы степень автономности В.В. Верещагина, тем больше была бы вероятность сохранения жизни его брата Сергея, сохранения жизни самого Василия Васильевича Верещагина.

Конечно, отсутствие благоволения привело бы ко многим  понятным трудностям… Но, кажется, иностранные корреспонденты, действовавшие при русской армии, особым благоволением военного начальства не пользовались, однако они продолжали свою деятельность в относительно приемлемых условиях…

Жизнь Верещагина необычна по уровню удачливости.

Творчество Верещагина – уникально и гениально. Возможно, оно еще не расшифровано…

Книга «Верещагин» (автор А.И. Кудря) является достойной, отличной, хорошо написанной биографической работой.


23 мая 2020 г. 16:59


Рецензии