Несусветная Грамота - 16 - Стараться или стареть?

      
                Стараться или стареть?

      Плохо приходится нам сейчас? Или всё-таки ещё сносно? Посмотришь в окно из своего "коронавирусного заключения": листочки наливаются при шуме и трескотне бездушно мчащейся техники  Чертановского "пролёта". Напротив, на другой стороне улицы расцвёл красивейший куст черёмухи; на газонах дружно зеленеют травки и уже "проклюнулись" первые жёлтенькие головки одуванчиков. "Живи - не хочу?" Ан, нет, ни-з-з-зя! Ну, что ж, верить на слово нас не в первый раз обязали. Опасности не видно, но она, говорят, есть и не только необычная, но ещё и с возможным для каждого землянина  "летальным исходом".

      Приходится только вспоминать и вспоминать в одиночестве, какие лекции читались во всех музеях Москвы даже в 90-е годы, как раздавали пенсионерам льготные билеты в театры и в кино, как со школьниками мы ездили на бесплатных автобусах в село Петрищево. Кто не знает из "егэшников", это 90 километров от Москвы по Можайскому шоссе до правого поворота, мимо памятника, прямиком в сельский Музей Зои Космодемьянской (ещё километра 2-3). А уж там: залы, подлинная деревенская скамья, приспособленная фашистами для пыток. За стёклами одежда начала 40-х годов, книги, учебники, военные плакаты, карты с синими стрелками оккупантов, стихи, рисунки, картины, портреты, скульптуры... И вдобавок чудесные экскурсоводы. Всё бесплатно!  Правда, мы выиграли эту поездку в соревновании с другими школами.

       Зато уж на всю жизнь в памяти остался дом, где пьяный немец-офицер допрашивал юную партизанку, разведчицу, московскую школьницу, добровольно написавшую 23 июня 1941 года заявление: хочу принести пользу любимой Отчизне на самом трудном участке фронта. И место казни, где мы читали стихи со слезами на глазах, отрывки из поэмы М.Алигер "Зоя", брали на память упавшую шишку... Она и сейчас хранится в школьном музее.  На обратном пути нас ждали. Ждали в придорожном кафе напротив памятника Героине, где за счёт мэрии Москвы нас (40 человек) накормили вкусным обедом из 4-х блюд. Уверяю вас, что возвращались домой будущие патриоты России, судя по тем вопросам, которыми они буквально засЫпали нас, организаторов этой поездки.

        А сколько мы сделали фотографий! Вот одна: большой портрет Зои в музее, у выхода, а перед ним на коленях стоит мальчик, ученик 4 класса, единственный из начальной школы, которого я упросила взять как самого младшего и лучшего активиста нашего школьного Музея Русской культуры. И ещё одно фото: человек 10 из разных классов у "дома пыток" с поднятым сжатым кулаком. Они на всю жизнь запомнили "слоган" испанских революционеров "Но пасаран!" (Фашизм не пройдёт!), потому что им рассказали в школе, на уроках истории и  на музейном занятии, об испанской патриотке ДолОрес Ибаррури, они увидели и прочувствовали картину "Герника" П.Пикассо, поняли, что несёт народам фашизм и ощутили опасность его  возрождения: уничтожение целых народов вместе с крупными благоустроенными городами, со старинными сёлами и деревнями.

        И, чтобы никто не упрекнул меня, как это бывает, в "подтасовке фактов", в доказательство того, что растут новые поколения патриотов России расскажу, какие вопросы задают современные ученики.
       
        Вопрос № 1. "Вот, говорят, старайся, делай старательно. А зачем стараться, не объясняют, или объясняют по-всякому, но не убедительно. А ведь это - слова однокоренные таким, как старик, старуха, старина, старший, старый, стареть, старость. То есть, если будешь стараться - состаришься гораздо быстрее? Ближе, и ближе, и быстрее старость, а там - конец жизни. А кому это надо?!"

        Вопрос этот задал мне мальчик-семиклассник, пришедший вместе с мамой на лекцию для учителей в августе, перед началом нового учебного года. Ну-ка, попробуйте, молодые родители и учителя, ответить на этот очень важный, базисный вопрос. Мне жаль, что новые "перестроечные" учителя, те, кто не знает Павла Корчагина, Януша Корчака, Антона Семёновича Макаренко, подростков "Молодой гвардии" и многое-многое другое, скептически относятся к понятию "советская эпоха, советская власть, советские учителя"... Что и как они ответят?

        Вопрос № 2."Вы говорите, что русская культура - это культура древнейшего народа. Но у древних народов есть легенды о праматери, а у русского народа такой легенды нет. Это что же, у нас нет древнейшей истории?! Значит, мы должны всё заимствовать у других народов? Идти путём более древних культур?!" Ну, как Вам? Этот вопрос мне задала учительница русского языка и литературы: стройная голубоглазая красавица-провинциалка, каких в столицах уже не встретить. И она не знала, что ответить и как...
      
        Ну, и в конце концов, вопрос № 3 уже из нынешних "пандемийных" проблем: "Если бы коронавируса не было, его надо было бы выдумать? Какими мы будем и каким станет общество после окончания изоляции? Кому выгоден этот этап развития нашей страны? Что изменится?"

        Как очевидно, приходится немало поломать головы над этими вопросами, прежде чем научно, интересно и, главное, доступно и честно, ответить на такие
историко-философские вопросы современности. Совсем не случайно в настоящее время впервые всерьёз ставится проблема развития русского языка и культуры вплоть до внесения специальных статей в будущий текст новой Конституции России, за который ещё придётся скоро голосовать.

        Чтобы ответить на первый вопрос, обратимся к этимологии, которую не преподают в средней школе и не используют её достижений в методике преподавания грамматики русского языка. Три важных понятия "старание", "старость" и "староста" объединяет их общий корень "С-Таръ", который рождает целое семейство слов: старец и старица, старина, стареть, старый,  старинный и даже пресловутая "старка". Корень "стар", казалось бы, не имеет никакого смысла в нашем языке, а вот в современном английском языке он обозначает загадочное понятие "звезда".

        И, если увидеть эту иностранную звезду в слове "стар-Ос-ть" сразу из ниоткуда появляется понимание, что старые люди гораздо больше знают о звёздах, о "звёздной оси", об их движении по ночному небосклону и о переходе человека из привычного земного мира в мир иной, небесный, непознаваемый в рамках земного. Но перевернём этот корень и посмотрим на его "подноготную" суть: тар-рать. Содержание слова "стар" становится ещё богаче!  Могучее и властное, помогающее нам выжить звёздное скопление, подсказывающее незаметным образом единственно правильный выход из сложного положения.  Звёздная рать, войско, наблюдающее за нами и днём, и ночью.

        Нам с детства вдалбливают все секреты русской грамоты, начинающиеся "с азов", главное содержание которых заключается якобы в делении слова на приставку, корень, суффикс и окончание.  Пойдём по проторённому пути: в слове "с-тар-ин-а" чётко выделяется приставка "с". Но буква "с" многие века, а возможно и тысячелетия, выполняла роль важнейшего  философско-религиозного понятия "СЛОВО", "СЛОВО Божие"! Затем обратим внимание на то, что следующая часть "ТАР" напоминает нам корень в слове ТАРа. И этот корень ведёт нас прямо в послеПОТОПные времена, когда потребовалась тара - "собир.ж.рода", как указано у С.И. Ожегова в его "Словаре русского языка".  Тара обозначает предметы для упаковки (ящики, бочки, мешки, кули, пакеты), а также предназначенные для перевозок без упаковки разные контейнеры и подДОНы с неупомянутым в словаре, но известным всем почитателям Библии, Великим Ковчегом.

        Таким образом, тара - это вместилище для хранения и перевозки самых необходимых для жизни человека предметов. Здесь в определении известного автора "нормативного пособия", призванного содействовать повышению культуры речи самых широких читательских кругов, вкралась недоговорённость. Представьте себе, что пришедший с фронтов Великой Отечественной войны мой израненный и контуженный победитель, отец - школьный учитель биологии - увидел изголодавшихся детей  и замученных женщин и стал рыболовом и собирателем, с раннего утра наполняя корзины рыбой, грибами и съедобными корешками. Вместо автомата в его руках появилась тара - корзинка. И он, биолог, хорошо понимал, что надо делать, чтобы спасти большую семью от голодной смерти уже после окончания войны. Недаром до самой смерти он читал, перечитывал, делал свои пометки на полях этого Словаря Ожегова, считая его наилучшей книгой, тем не менее требующей от русских людей дальнейшего развития.

        Вот, например, слово "тара" является собирательным, объединяя разные непохожие друг на друга предметы, необходимые для человеческой деятельности в разных условиях. Подойдём с исторической точки зрения и представим себе эпоху после Великих Потопов:  кругом вода! Поля, огороды, сады, - вместо прежнего изобилия - сплошное половодье, наводнение, грозящие гибелью человеческих цивилизаций. Но человечество выжило! Как?!
       Вот тут на историческую арену борьбы за жизнь выходит с Тарой в руках старец и старица, а с ними молодёжь и подростки. Чтобы наловить и принести на стоянку рыбу, нужна "морда" (плетёнка, нет в словаре), "мормышка" (что-то в виде подкормки для рыб). Это и есть тара для ловли, сплетённая из молодых гибких ветвей, и корзинка для пойманных рыбёшек. Где тару взять? Рядом с удильщиками   растут "Ивушки зелёные, над водой склонённые..."  Чтобы собрать ягоды, грибы, целебные травы и съедобные корешки,  нужна тара - корзинки. А на крутых откосах скал - крикливые "птичьи базары" с огромным количеством свежих яиц, прекрасного полноценного питания, которое надо достать, собрать, не разбить, принести, чтобы накормить весь свой РОД от мала до велика. Вот где появляются сТАРцы, старики и старУХИ, доБЫТчики и стряпУХИ. Так что Стар - это не только "английская" звезда, это древнерусские сТАРцы, умельцы с корзинами, наполненными рыбой, ягодами, грибами, свежими яйцами, съедобными корешками и целебными травами.
 
        По крутым откосам лазали ловкие подростки, а тару им доставляли (плели, меняли, подавали) всёзнающие старики с умелыми и ловкими руками. Зве -_Зда в русском языке это "Зов Со-ЗДА-теля", мерцание, а забытое, утерянное имя звезды - СТАР сохраняется бережно в понятии СТАР-ОСЬ-ТЬ, объединяет тех, кто знает много о периодах звёздных передвижений, да и сам приближается к этой загадочной, но ощущаемой Звёздной Оси, видимой с "Ть" - Тверди земной. 
       Запомни, мальчик и девочка: чем больше ты приложишь стараний, тем больше узнаешь о "звездной оси", приблизишься к неисчерпаемым мировым знаниям, обретёшь не только мастерство, получишь не только творческое вдохновение от открытий, но испытаешь огромную радость, безграничное удовольствие от того, какую пользу ты приносишь людям, человечеству, Земле, Природе, и познаешь душевный покой.
       Лучший кинофильм, созданный для детей советской эпохой - это "Каменный цветок" (по уральским сказам П.П.Бажова). Объясните детям, что в любом труде мастерство и творчество делает человека воистину счастливым! Посмотрите этот фильм и объясните, что старание и старательность ведут к мастерству и творческим успехам даже в условиях крепостной зависимости, приносят огромную радость, любовь и уважение окружающих. Так что почаще надо петь: "...Старость меня дома не застанет, я - в дороге, я - в пути!" Вы поняли, почему Катя беззаветно полюбила Данилу-мастера и сама стала точить уральские камни, чтобы лучше понять его увлечённость любимым делом?

        На этот первый вопрос я постаралась ответить. Теперь перейдём ко второму вопросу. Вот представьте положение: пятиминутный перерыв в моей лекции и вопрос, который мне никто никогда до этого не задавал и сама я не задумывалась: где в русском языке праматерь? И, глядя в глаза замечательно красивой, к тому же умной, думающей русской провинциалки, желая найти ответ на её вопрос, я испытываю то, что называется "на-И-тием": какая-то волна накрывает нас,  и я задаю ей нетрадиционный вопрос: "Скажите, а как Ваша фамилия?" Обычно я спрашиваю своих слушателей: "Как Ваше имя и отчество?" Фамилия в данный момент не нужна. Имя, как правило, выбирают матери ещё только-только родив ребёнка, а отчество дети должны получать от отца. Называя друг друга по имени-отчеству, мы по древнему обычаю призываем им на помощь предков! Имя и отчество нужны нам также для правильного дружеского общения, подчёркивающего, что человек не один на земле, до него прошлПредки, которые требуют уважительного отношения...

       Понимая всё это в отличие от многих подражателей  безмозглой иностранщины, отбрасывающих старинные мудрые правила и обычаи, я тем не менее задала вопрос о фамилии. И услышала ответ: "МАТ-ВЕ-ЕВА". И тут снова нас закрутила космическая волна момента внезапного озарения.
 - "Мать веет, Ева"?
 - "Нет, Матвеева!" "Вы меня не поняли!
 - "Нет, это Вы меня не поняли! Слушайте, что Вы ответили, вспомните, что Вы меня спросили. И я отвечаю Вам: над Вами "ВЕЕТ наша русская древнейшая ПРАматерь (ПРА-МА-ТЕРь), Мать Земли и всего сущего на ней. Земля по названию ТЕР, третья от Солнца, "Тер-Ра инкогнита". И простые русские люди не только сохранили "латинское понятие ТЕРъ", но и внесли его в детские сказки в образе "С-Ка-Тер-ти Само-Б-Ран-Ки". Не ошибусь, что это - принятая вами недавно фамилия мужа? Вы ещё к ней не привыкли, а она несёт древность, беспокоит Ваше сознание как учительницы русского языка. "Мать веет Ева над Вами", - вот где она затаилась в русском древнейшем языке!" 
 - Знаете, что сказала эта "юная леди"?
 - "Никогда бы сама не додумалась! Вот, ей-Богу!"
       Вы поняли, что две чисто русские женщины, оказавшись рядом, были охвачены какой-то неведомой космической силой, мгновенно подсказавшей правильный ответ? И я поняла, почему нас, русских, разделяют, смешивают с другими народами, не позволяют объединяться, уничтожают самых смелых, самоотверженных...

       Остаётся добавить, что в языках индо-европейской группы народов Европы, Индии и России сохранились отдельные осколки очень древней допотопной арийской цивилизации (арии, пикты, гипербореи и многие другие). Как это доказать?  На небе сияет Солнце по имени РА, а на земле расцветает "дитя Солнца": АР - обработанные человеком участки Земли-Матушки. Появляются цивилизованные земледельцы - арии, земельные участки измеряются арами и гектарами, сотками, а позднее возникает необходимость в создании АРмии - защитницы народного богатства, обработанной для посевов земли для увеличения благосостояния людей и прокормления их потомков. Нет, совсем не случайно река Арийка насыщает Пермские и Уральские земли! Она не в Берлине, как бы ни старались"прихватизировать" и приспособить для себя древнюю историю Гитлер-Шикльгрубер и фашисты Германии. А реки Большая и Малая Цивиль тихо зарастают в республике Мордовии, скрывая секреты древних цивилизаций. 

       Я не только ответила на один из трудных внезапных вопросов, но и показала путь, которым я иду в исследовательской работе, описала и ту помощь, мне идущую "с небес". И эта многолетняя ежедневная поисковая деятельность пусть пока не признанная, оболганная некоторыми "великими профессионалами", боящимися находок древности и от эгоизма и трусости скрывающими от народа суть русской культуры, чтобы мы не сумели отыскать её в хранилище нашей речи. Наша РЕЧЬ - вот самый первый первоисточник древней истории! Индийские Веды, санскрит, древние корни слов народов индо-европейской группы.
      
       Заменить всё иностранщиной, - вот лозунг тех, кто хотел бы мгновенно и навсегда уничтожить историческую истину. Долой отчества! Долой слова "Отечество!" и  "Отчизна!" Заменим их понятием "Род-Ин-на" (РОД Иных, пришельцев). Долой смысл всех слов русского языка! Никакой этимологии! За сытую колбасно-консервную жизнь вместе с предателями нашей Отчизны! Нет, не будет так: нет у них наИтия, научного чутья, озарения, нет настоящего творческого бескорыстного вдохновения и космической связи с разумными началами недоступной Вселенной.
      
       В заключении моего необычного подхода к раскрытию тайн русской речи я предлагаю отыскать корень в имени существительном среднего рода. Слово это короткое, но ёмкое: На-И-тие! И его содержание может понять и прочувствовать только тот, кто знает нашу русскую древнюю "кириллицу", где каждая буква отображала не только звук русской речи, а была философско-нравственным понятием, складываясь в заветы, преподанные старцами для потомков. Так вот, буква "и" имела несколько начертаний и соответственно каждая была наделена своим собственным значением.

       В слове "на-И-тие" букву "и" надо было бы написать как "и с точкой наверху". И тогда она из буквы превращалась в понятие "человек со Звезды на Землю сошедший". Скорее всего по имени И-ван, спустившийся не один. Рядом с ним ещё одна "и с точкой", женщина, возможно, по имени И-Ван-на. Они создают вместе семью, "И краткую, сокращённую, объединяющую мужчину и женщину в трудном земном пути". "И краткое" - это знак семьи из мужчины и женщины! Католики сохранили древнее религиозно-праздничное восклицание "Аве, Мария!" Прочтём "Аве" наоборот
справа налево, для небес: "Аве-Ева!  Аве - славься, Ева-Ма-ария!" Прослушайте внимательно мелодию и звуки, известные с детства: "Аве, Мария!"
       Вот вам и общая Пра-ма-Терь древней арийской цивилизации.
      
        На третий вопрос мы очень скоро всем миром будем искать ответ. А пока жду Ваших откликов, которые поддерживают меня в моих нелёгких поисковых устремлениях. Заранее благодарю всех смельчаков, не боящихся новых путей познания далёкой старины. Как в-стар-ь говорили: "Ал-Ла Бер-с-А!" (Свет посланный звёздами Бера-семьи Медведей - Слово Божие (изначальное)!


Примечание: - Песня с припевом "Старость меня дома не застанет, я в дороге, я - в пути!" распевалась широко в 60-е годы ХХ столетия. (Сл. В.Харитонова, муз. В.Шаинского);
            - "Аве, Мария!" написана Ф.Шубертом в 1825 г. на текст В.Скотта (3-я песня Элен из поэмы "Дева озера").   
               
 

         


© Copyright: Нина Евгеньевна, 2020
Свидетельство о публикации №120050908412


Рецензии