Про коврик
Пришел его черед. Выставив фото в соцсетях, удалось узнать какие – то подробности, но окончательный ответ никак не находился.
Через какое-то время, удалось обнаружить на интернете, почти копию нашего «коврика»– Ирак, 1960 год, племя Самава.
Итак, Ирак 1960 . Эль - Самава – небольшой городок недалеко от Багдада, в южной части страны - о чем и свидетельствуют яркие, теплые краски «коврика».
Городок расположен по обе стороны Евфрата.
Он основан приблизительно в 3 веке, племенем Куда’ а, входившим в состав древнего царства на юге Аравийского полуострова /2 в. до. н. э- 6 в/
Племя Самава находилось сначала на территории Йемена и потом поселилось на границе с Ираком в пустыне Самауа.
Городок Эль Самава - с 4 мостами через Евфрат, и на западном берегу в старом городе с еврейским кварталом. Здесь же старый рынок, построенный в Османскую империю и уходящий корнями в византийский период.
Под фотографией коврика – «брата» было написано вышитый, это же отметили и отдельные люди в соцсетях. Мне трудно представить, как это вышивалось. Пыталась искать на ютюб и обнаружила видео с выставкой нашего типа «ковриков», которые оказались свадебными одеялами, сделанными в Ираке, но продавались в Турции.
Устроители выставки рассказали, что на юге Ирака, между Тигром и Евфратом - шумерами были построены Первые города. Более 5000 лет назад, по преданиям там находились «Райские сады».
Потомки древних племен и сейчас живут на этой территории/ речь шла о 20 веке/ и жизнь их лишь немного изменилась. Именно в этом регионе сохранилась традиция вышитых свадебных одеял. Они сильно отличаются от других текстильных изделий Ближнего Востока.
Цветы, животные, изображения человека, символы и геометрические мотивы вышиты шерстью на ручном плетении-основе. Каждое одеяло уникально по дизайну, используемым образам и мотивам, при этом оставаясь в рамках традиции племени. На них запечатлены похоже, именно те «райские сады», о которых упоминают легенды.
На нашем «коврике» действительно есть изображение стилизованных цветов, деревьев.
Одеяло состоит как бы из двух половинок. В центре каждой крупные широкие полосы с «основным текстом» , где помимо растительных, геометрических орнаментов присутствуют и изображения как животных , так и человека и даже домашней утвари.
Поскольку это свадебное одеяло, то становится понятным, что человеческие фигуры - это мужчина и женщина.
И « тексты» видимо надо «читать» слева направо.
Так в левой части рядом с фигурами в «лежачем положении ногами друг к другу» /зеркально/ изображены и их 4-хногие помощники - одногорбый верблюд/бактриан/, горб передается треугольником, другой похож на ослика с седлом и еще один на лошадь, а седло в виде «трилистника».
Справа же рядом с женской фигурой уже, по-видимому, изображена стилизованная посуда, в то время как рядом с мужской фигурой по-прежнему изображены его 4-хногие помощники.
19 полос коврика явно вышивались не одним человеком. Скорее всего, это было также как и при изготовлении свадебного сюзане в Центральной Азии. Группа женщин собиралась и вышивала, как и 4 тыс. лет назад и ткали ковры вручную. Один из таких ковров из Кургана» Пазарык»/ 4 в. до н. э
Все истории, запечатленные на одеяле символизировали союз двух людей и всевозможные пожелания им - плодовитости, богатства, долгих лет жизни, защищали их от всякого рода неприятностей по жизни.
Теплая палитра символизировала счастье, любовь и процветание.
Вот так, мы проходим мимо вещей, которые нас окружают и не обращаем внимания как много они нам могут рассказать.
А надо остановиться, приглядеться и проникнуться теплом и любовью незнакомых нам людей, которые сделали эту уникальный памятник истории и искусства.
Свидетельство о публикации №220052300167