Про коврик

    « Коврик» попал в наш дом лет  15 назад.  И мне всегда, и прежде всего, как историку искусства было интересно, откуда, как и кем, он сделан  и когда.
    Пришел  его черед.  Выставив фото в соцсетях, удалось узнать какие – то подробности, но окончательный ответ никак не находился.


 Через какое-то время, удалось обнаружить на интернете, почти копию нашего «коврика»– Ирак, 1960 год, племя  Самава.
Итак, Ирак 1960 .  Эль - Самава – небольшой городок недалеко от Багдада, в южной части страны - о чем и свидетельствуют яркие, теплые краски «коврика».
 Городок расположен по обе стороны Евфрата.

 Он основан приблизительно в 3 веке, племенем Куда’ а, входившим в состав древнего царства на юге Аравийского полуострова /2 в. до. н. э- 6 в/
 Племя Самава находилось сначала на территории Йемена и  потом поселилось на границе с Ираком в пустыне Самауа.


Городок Эль Самава - с 4 мостами через Евфрат, и на западном берегу  в старом городе  с еврейским кварталом. Здесь  же старый рынок,  построенный в Османскую империю и уходящий корнями в византийский период.


  Под фотографией коврика – «брата» было написано вышитый, это же отметили и отдельные люди в соцсетях. Мне трудно  представить, как это вышивалось. Пыталась искать на ютюб и обнаружила видео с выставкой нашего типа «ковриков», которые оказались свадебными одеялами, сделанными в Ираке, но продавались в Турции.

 
Устроители выставки рассказали, что на юге Ирака, между Тигром и Евфратом - шумерами были построены Первые  города.  Более 5000 лет назад, по преданиям  там находились «Райские сады». 


 Потомки древних племен  и сейчас живут  на этой территории/ речь шла о 20 веке/ и жизнь  их лишь немного изменилась. Именно в этом регионе сохранилась традиция вышитых свадебных одеял. Они сильно отличаются от других текстильных изделий Ближнего Востока.

Цветы, животные, изображения человека, символы  и геометрические мотивы вышиты шерстью на ручном плетении-основе. Каждое одеяло уникально по дизайну, используемым образам и мотивам, при этом оставаясь в рамках  традиции племени.  На них запечатлены похоже, именно те «райские сады», о которых упоминают легенды.


На нашем «коврике» действительно есть изображение стилизованных цветов, деревьев.
Одеяло состоит как бы  из двух половинок. В центре каждой крупные широкие полосы с «основным текстом» , где помимо растительных, геометрических орнаментов присутствуют и изображения как животных , так и человека и даже домашней утвари.


Поскольку это свадебное одеяло, то становится понятным, что человеческие фигуры - это мужчина и женщина.
И « тексты» видимо  надо «читать» слева  направо.
 Так в левой части рядом с фигурами в «лежачем положении ногами друг к другу» /зеркально/ изображены и  их 4-хногие помощники -  одногорбый верблюд/бактриан/, горб передается треугольником, другой похож на ослика с седлом и еще один на лошадь, а седло в виде «трилистника».


Справа же рядом с женской фигурой уже, по-видимому, изображена стилизованная посуда, в то время как рядом с мужской фигурой по-прежнему изображены его 4-хногие помощники.

19 полос коврика явно вышивались не одним человеком. Скорее всего,  это было также как и при изготовлении  свадебного сюзане в Центральной Азии. Группа женщин собиралась и вышивала, как и 4 тыс. лет назад и ткали ковры вручную. Один из таких ковров из Кургана» Пазарык»/ 4  в. до н. э  

Все истории, запечатленные на одеяле символизировали союз двух людей и всевозможные пожелания им - плодовитости, богатства, долгих лет жизни, защищали их от всякого рода неприятностей по жизни.

 Теплая палитра символизировала счастье, любовь и процветание.
Вот так, мы проходим мимо вещей, которые нас окружают и не обращаем внимания как много они нам  могут  рассказать.

 А надо остановиться, приглядеться и проникнуться теплом и любовью незнакомых нам людей, которые сделали эту уникальный памятник истории и искусства.
 


Рецензии