Спас Нерукотворный

   Какой привлекательный, притягивающий, мистический смысл таят в себе эти два слова. В них  чувствуется сила, способная чудесным способом защитить и охранить. Вот посмотрите на известные  картины Корина «Александр Невский» и Бубнова «Утро на Куликовском поле». Вы увидите что оба полководца в напряге  перед историческими битвами находятся под сенью стяга с одним и тем же изображением. Лика Спаса Нерукотворного.
 
  Спас – это понятно. Это Спаситель, вера в которого поможет одолеть супостата. А вот почему «нерукотворный», это ведь не каждый знает. Но подсознание подсказывает, что спасительный лик был создан не рукой человека.  Создан рукой того, кто создал наш мир и правит им. И это правда. Причём, правда, подтверждённая двумя историями. И это ничего, что обе истории, как это часто водится, навеяны легендами. Однажды рассказанные неизвестно кем, а потом во множестве раз пересказанные. Пересказанные  так много и так долго, что эфемерное расстояние между реальностью и мифом вовсе стёрлась. И всё стало выглядеть как истинная правда безупречная. Остаётся только верить без всяких вопросов. Поверим и мы.

                *****

   Но прежде чем перейти к историям, предлагаю задать себе вопрос, который может показаться и странным, и неуместным, коль уж речь идёт об иконах. Надо же знать предмет, о котором идёт речь. Иначе, о чём же говорить.

  Итак,  икона, а что это такое. Может показаться, что это всё равно,  как спросить, а что такое табуретка. Икона – она и есть икона. Вот она у нас в Красном углу.  А вопрос на самом деле совсем не прост. Потому как он задавался очень серьёзными и важными людьми в самые древние времена. Он волновал умы серьёзных учёных-теологов.  Без его разрешения, сама вера теряет свою основу,  подрывается сама основа веры. То есть того, без чего человек , как существо мыслящее и наделённое сознанием,   не может просто существовать. Как изобразить то, что в принципе не может быть видимым. Вот загадка.

    А мы хотим видеть. Мы хотим вообразить эту неведомую и незнаемую, и непознанную силу. Мы хотим сделать её восприимчивой. И от этого, как нам кажется, то есть, от того, что мы будем видеть, божественный  образ, наша вера только укрепится.

 Мир потусторонний , то есть нечто не от мира сего, мы хотим материализовать. Мы хотим его воспринимать  нашими всеми органами чувств. И в этом смысле мы становимся похожими на апостола Фому – неверующего, который, как известно, поверил лишь  после того, как вложил персты в раны воскресшего Христа.
«Вначале было слово». Но одного слова недостаточно. Нам нужен образ того, что обозначено этим словом. К примеру, мы говорим табуретка, и сознание  тут же рисует в воображение табуретку, а не что-нибудь иное.
 
     Итак, что же такое икона? Есть перевод. С греческого означает изображение, образ. Но вот тут вот самое важное. А чей это образ? А это образ Бога. Творца всего сущего. Творца самого человека. И как же его изображать, если его никто никогда не видел. Но это Бога-отца никто не видел. А вот Бога – сына видели. От рождества Его до Вознесения. В разных его возрастах и состояниях. Даже и в минуты мученических страданий на кресте.
   
         В тот же рад тех, кого мы могли бы видеть,  можно поставить и всех Его учеников. Всех  известных великомучеников и чудотворцев.  Таких, как например, Георгий Победоносец, св.Николай, св. Параскева Пятница, св. Пантелеймон и других. А это всё были реально существовавшие исторические персонажи. А значит, их иконные изображения были вполне допустимы.

  И были серьёзные противники у иконопочитателей. А у них  были очень серьёзные аргументы.

 Иконоборцы, отвергая иконы, допускали религиозную живопись. Они  отрицали только мистический и литургический аспекты священных изображений.

 А главный их аргумент был просто убийственный. Они ссылались  на второй из десяти заповедей, данных Богом Моисею. Вспомним: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…».

И икона в их глазах превращалась в фетиш.  Икона превращалась  в нечто самодовлеющее, и следовательно, почитатели икон  обращались снова в язычество.  Один противник писал:

 «Многие думают, что крещение достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на литургию и богослужение». И таким образом,  ставилась под сомнение святость иконы. При таком отношении начинают поклоняться самой иконе, а не тому, что изображено на ней. Считалось да и сегодня ещё считается, что есть иконы, а есть ещё и особые иконы, которые обладают чудодейственной силой. Чудотворные иконы.
 
       И вот почитателей  иконописцев стали преследовать и гнобить. Император Лев 111 Исавр запретил почитание икон.  Иконоборчество длилось почти столетие. Были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок , статуй святых и алтарей во многих храмах. Целый огромный пласт культуры был уничтожен.

     Но желание иметь визуальное представление Бога и творить перед ним молитвы никуда не исчезло. И не могло исчезнуть. Хотя, как сказать. Вот например, совсем рядом в другой мощно распространяемой религии  подобные изображения вовсе запрещались. Мусульманство категорично не допускает подобных изображений. По мнению мусульман, подобные изображения Бога, профанируют творца мира, оскорбляют его, приземляют его, выводят его из потустороннего мира в наш мир, весь наполненный греховными смыслами. Поэтому ни в одной мечете во всей оригинальности и красоте архитектуры вы никогда не увидите изображение Бога.

    А в православии и католичестве в церквях и соборах увидим. И это хорошо. Гений человеческий выразился в этих изображениях и образах. И хорошо, что спор был наконец разрешён в пользу почитания икон на седьмом Вселенском соборе, который и был созван только ради обсуждения этой темы. Это был последний Вселенский собор, признанный православием.

                Спас нерукотворный.

Великий Спас Нерукотворный -
Христа святой, спокойный лик!
Он на знамён российских волнах,
Под ними мы на войны шли.

Спас вдохновлял нас на победы -
С ним, и с молитвой на устах.
Позор и страх ему не ведом -
Иль со щитом, иль на щитах.

Икона Спас Нерукотворный -
Наш дом, наш мир, Святая Русь!
Враги пусть уползают в норы,
Дорогу к нам забудут пусть

   А теперь почему же он нерукотворный. А эта икона стала  самым первым изображением  Иисуса Христа. И создал это изображение сам Христос. Понятно, что не рукой. А дело было так.

    Жил-был на свете царь Авгар. Он заболел. Болезнь противная и неизлечимая. Проказа. Неизлечимая и по сию пору. Он жил в Эдессе. Это Месопотамия, современный город Шанлыурфа, Турция. Что делать? И вот он послал в город Иерусалим своего слугу – художника. Он знал уже, что в этом городе был человек, творивший чудеса. Ему сказали, что даже и портрет этого человека способен вылечить его. У художника ничего не получалось, не смотря на всё его умение и его старание. Не получалось воспроизвести его черты лица на холсте. Ну что тут делать. И тогда Христос, а это был именно он, сжалившись над художником, умыл лицо своё, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и дал его художнику. Уже чудо. А бородка Христа была мокрой и она отпечаталась в виде клина одной пряди. Поэтому этот образ нерукотворный называют Спас Мокрая Борода. А ещё его называют Мандилион.
 
     Это послание принёс Анан, вестник Абгара, вместе с изображением лика Спасителя. Понятно, что после этого царь благополучно вылечился. Ещё одно чудо. А потом была война с персами. Город был осаждён.  И осаждавшие подвезли к вратам города осадное сооружение. Его нужно было сжечь. Не получилось и тогда  прибегли к помощи Спаса Нерукотворного. Вот как это описывается в дном историческом документе.

 "Вовсе растерявшись в своих мыслях, они несут Богосозданную нерукотворную икону, которую Христос Бог прислал Авгарю, когда сей хотел Его видеть. Принеся эту всесвятую икону в выкопанный ими ров, они окропили её водой и несколько капель бросили в огонь и на дрова. Божественная сила тотчас же явилась на помощь вере их и совершила то, чего прежде они не могли; пламень вдруг охватил дрова и скорее, чем мы рассказываем, обратив их в уголь, перешел к деревьям верхним и пожрал все".[
 

    После этого льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе,  как важнейшее сокровище города.  Авгар богато украсил Нерукотворный образ и поставил его в каменной нише над вратами Эдессы, чтобы всякий входящий в город мог поклониться святому образу.

Но спустя некоторое время один из потомков Авгара, правитель Эдессы, впал в идолопоклонство, тогда, чтобы уберечь образ от безумства язычников, его заложили в нише черепицей (кирпичом) и он был скрыт на долгое время.

     И вот  во время войны с персами, в одну из ночей епископу того града эдесского, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов Нерукотворенный. На кирпиче же, заложенном для сохранения образа, было другое изображение, неотличимое от первого. Оно запечатлелось тоже . Так получилось два образа — один на убрусе, а другой на черепице (кирпиче).

   А вся эта история оказалась мощным аргументом в пользу иконы. Ну раз сам Христос явил собой свой же образ, тогда и о чём же разговор. А надо сказать, что вся эта история произошла до раскола единой церкви. И вот  папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру , в которых вразумлял василевса остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее:
В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы.[17][18]

 В 787 году Седьмой Вселенский собор приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.
   
     В 944 году  снова война и снова город осаждён. Город окружён. Но нашли компромисс.   Жители Эдессы в обмен на мир отдали святой убрус, и Нерукотворный образ был торжественно перенесён в Константинополь:
 
«Жители Эдессы, в которой хранится драгоценный образ Христа, доведенные до отчаяния осадившим город ромейским войском, отправили к царю Роману послов и попросили снять осаду, обещая отдать драгоценный образ Христа. В обмен на этот дар они просили вернуть им их узников из числа знатных, а также даровать мир с обещанием, что ромейское войско прекратит опустошать их землю. Так и было сделано. Когда святой образ, или лик Христа, уже подвозили к Константинополю, Феофан отправился к реке Сангар, где встретил его со сверкающими светильниками, подобающей честью и песнопениями. А пятнадцатого августа Феофан вернулся с ним в город, и царь, пребывавший тогда во Влахернах, преклонил колена перед образом. На следующий день явились к Золотым воротам два царских сына, Стефан и Константин, зять Константин вместе с патриархом Феофилактом. Они с подобающей честью подняли его, доставили к храму святой Софии - впереди пешей процессии двигался весь синклит и несли множество светильников, а после преклонения отнесли во дворец».

   Поскольку  15 (28) августа празднуется Успение Богородицы , то ежегодное празднование для Нерукотворного образа было назначено на следующий день — 16 августа, под этим числом день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник под названием «Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа».

   А потом новое приключение. Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками четвёртого Крестового похода, после чего была  утеряна. По преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение и утонул.

                Вероника.

   А была ещё одна версия появления Спаса Нерукотворного. Западная версия и на западе её знают. Появилась эта версия в 13 или 14 веке в среде францисканских монахов.  Благочестивая еврейка  Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. И лик Иисус , вы понимаете,  запечатлелся на платке. Эта реликвия, именуемая «плат Вероники», хранится в соборе св. Петра в Риме.

 Отличительная особенность изображений «Плат Вероники» от «Спаса Мокрая Брада» — терновый венец на голове Спасителя, так как оно отпечаталось на платке Вероники во время несения Иисусом Христом креста.

                *****
               
     Интересная деталь. Спасская башня. Главная башня Кремля московского. На неё мы все смотрим и считаем удары колокола до 12 в ожидании нового года.  Все и её знают. Это главная башня Кремля и главный вход в Кремль. В неё входили цари и императоры. Причём войти можно было только пешком. И император должен был выйти из кареты, перекреститься перед изображением иконы на фасаде башни и войти в Кремль. Это была икона Спаса Нерукотворного.
 
    И последнее. Перед иконой надо обратиться с молитвенным обращением. И почти каждый образ имеет некоторый список несчастий, при которых нужно обращаться к спасительному образу. Вот при каких обстоятельствах нужно обращаться к иконе Спас Нерукотворный.  При этом нужно знать, что сначала нужно сотворить другую молитву. «Отче наш.»

    Об исцелении от тяжелых болезней;
    Для получения милости себе и своим близким;
    Чтобы укрепить физические и духовные силы;
    Для избавления от глупых мыслей и жизненных бед;
    Чтобы получить помощь в решении проблем и найти правильный путь.

                *****

   Можно верить – можно не верить всем этим историям. Это дело каждого. Но вот Александр Сергеевич Грибоедов ответил на этот вопрос так: Блажен, кто верует, легко ему на свете.


Рецензии
"Какой привлекательный, притягивающий, мистический смысл таят в себе эти два слова. В них чувствуется сила, способная чудесным способом защитить и охранить. " И не только в словах, необычный образ. Уникальная вещь - рождает уникальное сознание.

Игорь Леванов   11.03.2021 15:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.