Поездка паломническая с Наташей Свешниковой 17-19

               
Встреча на станции метро «Московская» в 19.30.
Вот и началась моя паломническая поездка. Первая. Мы с Наташей добрались вовремя. Автобус задерживался. На улице почему-то именно в этот день стало невозможно находиться – холодно. Осень уходила безвозвратно. Ожидавшие отогревались в фирменном магазине кондитерской фабрики имени Н.Крупской. Я помню этот магазин с детства, здесь, на углу Московского проспекта, всегда был кондитерский магазин. Сюда приходили за тортиками, коробками конфет, пирожными  перед праздниками: что-нибудь, да и купишь, несмотря на общий дефицит.
 А теперь раздолье – есть все, что угодно для души. На улице холод, ветер, а здесь тепло, пахнет шоколадом. Вкусно! За время ожидания автобуса, мы и все будущие паломники успели запастись вкусненьким. Мы с Наташей купили карамелек, думая раздавать их нищим и четыре упаковки вафель для корзинок в монастырях. Но, по нашей забывчивости, а может несобранности и постоянной спешке, все это, ну почти все, мы съели сами.
Прошел час ожидания. Уже собрались давно все участники поездки, пришел и наш руководитель Дима, в прошлом рок музыкант и алкоголик, закончивший духовную школу при лавре. Он изменил свою жизнь и сейчас не пьет совсем. Правда все это дается ему чрезвычайно трудно….
        А вот и долгожданный автобус – наш уютный дом на два дня. Очень приятно внутри, комфортно, тепло. Два телевизора, есть кулер; можно наливать себе чай или кофе – все, что нужно для блаженства, отдохнем! Места все распределены, каждому по два, а то и по четыре места, так как вместо 50 человек едет пятнадцать. Одни женщины. Ой, нет, среди нас есть молодой человек.
Мы поехали! Господи, помоги, спутешествуй нам! Дмитрий обратился к нам: "Наш маршрут – Троице-Сергиева лавра, Новый Иерусалим, Звенигород, Нило-столобенская пустынь". Смотрю: кто-то уже наливает чай, чтобы запить съеденные сладости за время ожидания. Запахло кофе…
А интересно рассказывает о православии и старцах этот бывший рок-музыкант. Привел слова Ключевского о Троице-Сергиевой Лавре: «Рака с мощами преподобного Сергия – источник русского православия, бьющий в центре вселенной». За окнами темнеет быстро. Едем через город Пушкин. «Вот, - говорю я себе – мечтала погулять по вечернему Пушкину осенью, как когда-то в юности. Пожалуйста, гуляй. Египетские ворота промелькнули, Школьная улица, на которой жила моя тетя Галя. Все детство связано с этими местами. А вот и Екатерининский собор, восстановленный недавно на своем прежнем месте. Он величественный стоит, в ночном освещении совсем волшебный.
Наташа удивлена, почему мы с ней не заходили в него, когда гуляли прошлой зимой в Царском Селе. «Не дошли, - говорю я – устали». «Надо сходить!» - говорит моя Наташа. По ночным улицам Пушкина движемся с черепашьей скоростью. Наши водители уже пожалели о своем решении объехать проблемный участок Московского шоссе. Видно, что так решили сделать все водители.
Стоим  теперь все в большой пробке. Впереди река красных огней. Сколько времени пройдет, пока мы проедем город Пушкин, неизвестно. Что же, теперь расстраиваться? Все равно - эта ночь предназначена для переезда в Москву. Дима закончил рассказывать о Троице-Сергиевой лавре и хотел поставить фильм о старцах, но тут произошел неприятный инцидент с молодым человеком. Сначала никто не понял, что случилось. Подумали, просто, что молодому человеку мешает громкий звук. Подошел Дмитрий и стал разбираться. Мы сидели рядом и все слышали.
 «Я не намерен тут все время что-то  слушать», - кричал молодой человек в ответ на объяснения Димы, что это непростая поездка, а паломническая.
«Кто ты такой?!» - крикнул он зло Дмитрию, а затем и своей попутчице: «Откуда ты его взяла?». Нарастало напряжение. «Может тебе лучше выйти, пока мы еще недалеко уехали?» - задал ему вопрос разгневанный Дима.
«Да, уж лучше выходите! - закивали мы с Наташей, - А, вы женщина, останьтесь» - обратилась Наташа к его попутчице.  «Да я ради него и поехала-то, - отвечала женщина, суетливо собирая вещи. « Я не останусь! – говорила она всей своей внутренней болью, - « Я с трудом уговорила его поехать!».   
Это были мать и сын. Взрослый уже сын. Они вышли в ночь.
Не скрою, на душе стало спокойно, но ненадолго. Мы, непосредственные свидетели и косвенные участники стали корить себя, почему не стерпели, не уговорили Диму не выгонять возмутителя спокойствия. Стало невесело. Правда Наташа, зная буйный нрав Димы, уверенно сказала, что это спасло нас от страшного, что могло произойти. «Я вам точно говорю, Дима не потерпит и может быть драка».
Ночь в автобусе – это особое дело. Постоянно надо менять позу, так как затекает то рука, то нога, то шея. Но два кресла мои, уже отлично. Утеплилась я хорошо, даже один из своих платков отдала. Ночью было много остановок. Первая в Чудово. В автобусе прохладно. Случился момент и я заснула. Проснулась от резкого торможения. В окно на меня опускаются заснеженные ветви елей. Сажусь. Здесь уже зима! За окном зимняя ночь. Деревенские дома в снегу, белые крыши, а вокруг темнота, а на небе черном звезды.. .
Вышла на очередной остановке. Высоко в небе млечный путь. Дмитрий, проходя мимо, сказал: «Вон, в той клетке живет медведь, будто бы он был привезен медвежонком каким-то водителем и оставлен. Так и живет теперь здесь, в большой клетке, сделанной для него кем-то». Я подошла ближе, но медведя не увидела, темно, да и спал он наверно. Иду к автобусу медленно, дышу свежим,  холодным воздухом, хорошо. Народ опять решил поесть в очередном кафе, ждем. Ну вот, все и собрались, едем дальше. Кажется, я заснула.
8:15 утро. 18 октября 2014 года. Приехали в Сергиев Посад. Снег, метель. И сразу пошли к мощам преподобного Сергия Радонежского. Народу пока еще не много. Голуби сидят на газоне, нахохлились. Их очень много, ждут крошек. А вот и Троицкий собор. Была последний раз я тут давно, а ощущение такое, как будто вчера, будто все рядом с нами – захочешь за  минуту  дойдешь. Заходим в церковь. На улице нас морозил ветер, а в храме чудно как тепло. Здесь особое тепло, необъяснимое.  Очередь к раке с мощами. Она быстро течет. .  Пишу записки о здравии, об упокоении, стараясь не забыть ни одного имени. Зная, что само прикосновение к мощам мгновенно, еще ночью, в автобусе я молилась Сергию Радонежскому, так как везде, где много народу, мне трудно сосредоточиться. «Вон посох Сергия»,- говорит мне Наташа. Стараюсь разглядеть, но не вижу. Наклоняюсь над мощами, вижу посох и прошу Сергия поблагодарить Бога за все. Идём на улицу. Холодно, дует зимний ветер, снег метёт. Наташа расстроилась, что не пошла сразу на Литургию в Успенский Собор. Там шло Причастие, когда мы зашли внутрь. Наташа успела подойти к батюшке и спросить его можно ли ей причаститься, так как она готовилась и читала правило в автобусе. Забыла только сказать, что недавно исповедовалась и причащалась на Покров. Ее не причастили. Очень жаль! Набрали зато просфор много. Завтрак был назначен на 11 часов утра. И он же оказался обедом. Очень сытным и вкусным. Кушали салат из свежей капусты, борщ с помпушкой, котлету с рисом, пирожок с компотом. Такое обилие еды я запросто могла бы разделить с Толей.  Сия трапеза происходила в очень красивом месте – в Трапезной для паломников, в ресторане при гостинице на площади около лавры. Красивые росписи на стенах представляли сцены из жизни преподобного Сергия. Пирожок я все-таки не доела, взяла в дорогу. Едем дальше, в Истру, в Новый Иерусалим. За окнами пейзажи не наши. Нет сосен, зато много елей, горки, скорее холмы сменяют друг друга. Красиво, раскидисто. Дорога, то поднимается в горку, то спускается вниз далеко-далеко. Очень часто появляются в таком широком пейзаже маленькие церквушки розовые, салатные, голубые и обязательно с колоколенками.
Дмитрий рассказывает нам о старцах; о том, что на Руси их сейчас трое. Один из них Илий, исповедник патриарха. Говорит о духовном возрастании, приводя в пример чьи-то слова, я прослушала чьи, любуясь пейзажами, меняющимися со скоростью нашего автобуса.
Так вот, продолжает Дмитрий: «Человек либо нечто, либо ничто. Как мы смотрим на себя? Я из себя что-то представляю, я «нечто». И пока человек «нечто» Бог его не трогает. А вот когда человек почувствует, что он «ничто», вот тут-то Бог из ничего, из этого «ничто» сделает что-то великое».
Едем, снег лежит на земле, но деревья без снега. Листья остались на березах, осинах и кустах. Кое-где появляются в осеннем пейзаже желтенькие, оранжевые пятнышки уже совсем прощающейся с нами листвы. Дорога тянется впереди, убегая вниз и дальше до горизонта. Дмитрий рассказывает о своем духовном отце, архимандрите Нектарии из Александро-Невской лавры, об экзерцизме, о том, как погибла матушка отца Нектария. А вот церковь из красного кирпича, древняя. Проехали речку, говорят это Истра. Река разливается внизу под мостом. Красиво кругом. Прямо узнаю сразу: Нестеровские просторы. Половина народа спит, но нам спать не хочется. Пьем с Наташей то чай с конфетами, то кофе с сахаром. Вот как хорошо, резво ехали, а теперь попали в пробку. Ползем. Зато можно писать, не трясет. Наталья рассказала мне свой подутренний сон, что она видит холм, а на нем церкви с зелеными куполами; и думает во сне: «Наверно - это Сергиев-Посад!». И вот видит надо всем на широкой ленте надпись: «Троице-Сергиева Лавра». «Сергий Радонежский уже знал заранее, что мы к нему едем» - утвердительно говорит Наташа. Сон был светлый и добрый. И нам стало хорошо.
Вообще скажу, что Наташа очень ревностно относится к словам Димы. Не хочет вызывать у него раздражение. Но, всяко бывает. Диму сложно понять. Порой кажется, что это болезненное что-то. Вот ночью сегодня Наташа, возвращаясь в автобус, переговаривалась с одной тетенькой о том, что в автобусе жара. И вдруг сзади они слышат грозный голос Димы: « А ну, молчать! Последний раз едите с нами». Наташа долго расстраивалась из-за этого, пока мысли о предстоящем Причастии, которого к сожалению, не случилось, не заставили ее молиться.
А сегодня Дмитрий в веселом расположении духа, сказал, что без Наталии они в Грузию не поедут! Вот, что хочешь, то и думай. Идут радостные воспоминания Наташи о поездке в Грузию, что состоялась буквально накануне. Как было здорово, как интересно! Сколько посетили благодатных мест! И как в первый день их кормили целых четыре раза, учитывая, что приехали они во второй половине дня. Наташе 2 октября исполнилось 65 лет. Отмечала она свой день Рождения в Грузии. И удостоилась подарка от священника..
Автобус все едет в пробке. До Истры всего 30 километров, но на дороге пробка и мы стоим. А вокруг промышленно-складские строения раскиданы на десятки километров. Наблюдаю, как спит народ: сидя в кресле прямо, сидя боком, лежа на двух креслах, ноги протягиваются поперек прохода на свободные места. Хорошо с ногами ( естественно без обуви) забраться на два сиденья, откинуть спинки кресел и спать. Можно положить голову на ручку со стороны прохода, а коленки согнуть и упереть в стенку автобуса - можно так лежать спиной к креслам или наоборот; вариантов, как показала эта ночь много и за ночь испробуешь все. Причем, на каждом не задерживаешься более получаса, вертишься волчком.
Правда некоторых как прибьет сном, в одной позе так и спят.
14.35 указатель на Истру. Приехали, а я только что спать собралась. Как человек неопытный, в путешествиях неискушенный, не путаю день с ночью пока. А вот Наташа спит. Наверно ей опять что-нибудь красивое, да с надписью, с расшифровкой покажут! Нет, я ошиблась, Наташа тоже не спит. Подъезжаем к монастырю.
Новый Иерусалим передо мною. Больше всего впечатлений я ждала от этого места. Но все вокруг и внутри в синих заборах. И здесь-то я, видимо расстроившись, как-то неаккуратно схватила телефон и залапала объектив. Далее все кадры, пока я не поняла это будут мутными. Очень жаль. Сюда мы опоздали из-за пробки на час. Поэтому быстро проведенная экскурсия завершается срочным отъездом. Дима нервничает и всех торопит. А мы не успели зайти в храм, где бьет источник, вроде бы порываемся сбегать туда, обманув Диму нашим походом в туалет….. но, выйдя из автобуса, понимаем – нельзя, не успеем. Зато мы три раза заходили в кувуклию, на Гроб Господень молились, прикладывали иконы. Заходить надо так: согнувшись, а обратно спиной выходить, затем, поворачиваясь ко всем произносить:  «Христос Воскресе!» и нам должны отвечать «Воистину Воскресе». В общем, приветствуем друг друга пасхальным приветствием. Наташа была в Иерусалиме и говорит, что все точно так как там. И еще одна святыня здесь есть – часть руки мученицы Татианы. У меня было совсем мало денег с собой, но здесь я совершила самую крупную покупку. За 250 рублей купила буклет, вернее проспект о Новом Иерусалиме. Наташенька за всех подала записки, спасибо ей. Она это делала везде и с большой ответственностью.
Едем в Звенигород. «Там, говорят, очень красиво, только я там еще не была», - вспоминаю я слова героини Л.Гурченко из «Пяти вечеров». В звенигороде были очень мало, наверно часа полтора, ну, может быть два не больше. Считай, «забежали» к Савве Сторожевскому, приложиться к его мощам, а в храме шла субботняя всенощная служба, чтение псалтири. Какой красивый храм! Весь интерьер расписан. Света немного, таинственно, не хочется уходить. В правом пределе много святынь, мощей. Большая икона Спиридона Тримифутского с мощами; мощевик в виде креста с надписью на табличке, висящей на веревочке под ним. А на ней перечислены святые, чьи мощи здесь собраны. Народу немало. Неудобно ходить на службе между молящимися, но что же делать, через короткое время нас увезет автобус далеко.
Уходя, любуемся с Наташей красотой монастыря. Ужин рядом в кафе. Пока мы заходили в монастырь, Дима договорился, чтобы нас покормили, а ведь по плану кушать мы должны были  уже в Ниловой пустыне. Не успеваем… Еда для путешественника-паломника немаловажная вещь. Уж и накормили нас! Опять второй обед. На улице кормлю четырех котов, деля между ними кусок курицы, взятый мною у дорогу. Дима уже нервничает: медленно народ выходит из кафе, расслабились. А всего-то надо было Диме установить время сбора.
И главное, когда ехали, решили что все вместе идем к источнику, а теперь вопрос поставлен кардинально: «Времени нет! И возможно вообще не успеваем туда!».
«Кто пойдет на источник?» - зависает вопрос, дабы определить вероятность похода.
«Мало желающих будет – уедем сразу!» весьма однозначно заявляет наш руководитель Дмитрий. Я поднимаю руку вместе с Наташей, хотя сама окунаться не хочу. А Наташа мечтала – надо ее поддержать. Желающих пять человек – это хорошо, одна треть от всех. Нас отпускают на 30 минут. Кто бывал, поймет, какой темп мы должны взять. До источника километр. Идем. Красиво вокруг! Монастырь на высоком холме. И дорога вьется вниз. Деревья еще не все скинули листву, но уже сквозь осеннюю листву видно далекие пейзажи Подмосковья. Желтые листья устилают землю вокруг, дорогу. Перед самым источником очень крутой спуск. «Как будем обратно идти, наверх?», подумала я. Вокруг монастыря, у подножья холма дачи, многочисленные домики, большие и не очень, но по-московски с пафосом и высокими заборами. Впереди красивое строение – это крытые купальни отдельно для женщин и мужчин. Спуск с двух сторон на площадку, где в стене бьет святой ключ, стоят чашечки. Можно выпить воды, ополоснуть руки и лицо, что я и делаю. Ведь девочки будут сейчас окунаться в купели. А мне остается только это. Ради интереса, иду со всеми на женскую половину. Большая комната – раздевалка со скамьями и вешалками. Девочки сразу раздеваются, времени мало. Я осматриваюсь, сегодня я здесь наблюдатель.
Заглядываю туда, где купель. Все в кафеле, лестница с никелированными периллами, ступеньки идут направо вдоль стены, а затем вниз и вот большая глубокая купель. Вода голубая, захлестывает уже пятую ступень. Разделись девочки быстро и вперед! А надо сказать, что на улице уже холодно, ну и здесь все свободно для холодного воздуха.
Я стою и замерзаю, а за стеной слышу: « Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!». Плюх, плюх, плюх. Наташа первая окунулась и вышла, как ветеран окунания в святых источниках, она не думает о времени года и тепле воды. Главное сделать это. Галя и Татьяна решили сделать еще по два захода. Татьяна стоит в мокрой рубахе, дает себе время отдышаться.Делают все с пониманием, внимательно.
Стою, хлюпаю носом, замерзаю. Вот и все окунулись, одеваются, а сами такие счастливые, настроение хорошее, пар изо рта, а они никакого холода не чувствуют. И Наташа на полотенчике стоит и одевается рядом. Во мне что-то затрепетало. Стою, смотрю на них и вдруг как бы про себя, внутри, а говорю вслух: «Может и мне окунуться?».
-«Давай, успеешь! –радостно говорит Наташа и все подбадривает меня. И я начинаю снимать куртку, чувствуя холод раздеваюсь все быстрей и быстрей. Мысль: а впереди еще голышом в воду холодную…И тут мои всегдашние метания: « А может не успею? Тапок нет. « Тапки дадим,  слышу Танин уверенный голос. «Вот, бери!». Тапки, кстати были только у нее. Кстати и у меня они были, правда в автобусе остались. Значит, я подсознательно хотела окунуться в святом месте, подготовилась…внутри. А может это ангел мой за меня решил. Все отступать мне нельзя! Мысль о том, что потом буду жалеть, что не окунулась пересилила весь страх холода. Быстро скидываю с себя всю одежду и вот на мне уже Татьянины тапки и я иду к купальне. «Мамочка!!!». Вхожу, передо мною лестница, главное не упасть, скользко. Вот первая ступенька, вторая, третья, еще я пока не в воде и вот все, я вхожу в воду по ступенькам, сняв тапки или нет я уже не помню. Наверно сняла. Лестница заворачивает, я уже в воде по колено. В голове: «Надо зайти глубже, чтобы целиком окунуться». Холодно…! Шаг, еще и  я кричу: «Во имя Отца!». Плюх. «Сына!». Плюх. «И Святого Духа!». Плюх. Я Погружаюсь в воду с такой быстротой, с какой только возможно. Наталия смотрит, а я окунаюсь – бульк!, а рукой продолжаю держаться за перила, почему не знаю.  Наверно от страха, что унесет куда-то глубже.  Все. Взлетаю по ступенькам,  раздевалке начинаю одеваться с такой же быстротой, как окуналась. Наталья стоит, смотрит на все это и не успевает опомниться, как я уже одетая стою перед ней.  – «Ну, ты даешь, с такой скоростью! Ты спортсменка, что ли?». Она потом веселилась, вспоминая, как я купалась.
«Толе расскажу. Статуэтка!» - радовалась Наташа. А мне было невозможно описать свое состояние! Вот и случилось! «Молодец! Правильно сделала»,- сказали девочки.
А дальше все как в тумане каком-то волшебном… Вся застегнутая, в зимней куртке с капюшоном, в шерстяной юбке, колготках и рейтузах, в двух свитерах и в платке я выхожу на улицу за Наташей. Она взяла чашечку у источника, зачерпнула воды и говорит : «Пей!». И пошла вперед. Я замешкалась на дороге, стала надевать рюкзак, догоняя Наташу бегу вверх по крутому подъему, надо торопиться в обратную дорогу.
И вдруг чувствую, что падаю. Медленно, плашмя падаю на дорогу. Я запуталась в длинной юбке, в ботинках и в своих же ногах и хлопнулась! Встаю, какая-то женщина помогает мне надеть рюкзак. А впереди вижу Наташу, которая машет мне очередной подаренной ей кем-то пятилитровой банкой святой воды. Я бегу к ней полу-присядая, не до конца еще оправившись от падения. Мы с Наташей бежим вверх и вверх, догоняем наших девочек, по очереди неся банку. Тяжел подъем, да еще с пятилитровой канистрой, а вот уже и спуск. Теперь дорога будет все время вниз бежать. Иду и радуюсь внутри себя.
Мы должны были вернуться в 18.30, а возвращаемся в 19.00. На стоянке нас ждут и наверно будут сильно ругать за опоздание… но, нет. Дима на удивление благодушен. Шутками нас встречает. Два часа назад, когда ехали в Звенигород, он рассказывал нам, как возил купать к источнику итальянца. И на его вопрос: «И вы окунулись?», – отвечаем, что же мы хуже итальянца! Все завершено в Звенигороде, едем в Нилову пустынь. Сейчас 19.00. Уже темно, освящение тусклое вокруг. Полчаса и встали в пробке на час. 20.30. Стоим. Водители приняли решение проехать по встречке и развернуться, они знали другую дорогу. И правильно – впереди авария. Огромная фура лежала на боку поперек дороги. И вот путь наш обратно в Звенигород. Дима поставил фильм, о том как свои песни поет о. Нектарий. Ночь, поле, вдалеке вижу храм и колокольня. Ярким светлым пятном светятся они в темноте ночи. Пока стояли в пробке с нами за окном стояла тоненькая березка. Белый ствол ее был виден, силуэт кроны угадывался, за ней темные кусты и небо с нижней у горизонта еле заметной подсветкой и яркие звезды Большой медведицы. От снега здесь остались лишь запорошенные края дороги и припудренная трава. Наташа спит. Читала и заснула. Голова опущена вниз. Спит моя Наташенька, такая маленькая, седые волосы выбились из-под платка. Вижу ее сбоку. Дорога наша растянулась на шесть с лишком часов. Прибыли в Нилову Пустынь в час сорок ночи. Это была дорога сквозь ночь, через город Ржев, а потом по какой-то пустой дороге через темный лес. Город Ржев – это исключительно 2-3 этажные строения старой архитектуры. Вдруг выделилось из всего современное строение из треугольников – торговый центр. Это явно были доведенные до логического завершения геометрические мысли местного предпринимателя, кинутые местному прорабу.
Наверно, засмотревшись на сии творения, наши водители потеряли дорогу, автобус долго кружил по городу, возвращаясь на одни и те же места, а вот потом-то мы и въехали на лесную дорогу, которая была настолько узка, что деревья казалось, касаются окон.
Но вот, автобус останавливается, ура! Мы на месте. Ах, какая чудная гостиница перед нами! Отель современный двухэтажный. Очень красиво на территории. Внутри уют и комфорт, именно то, что нам так надо сейчас. У нас с Наташей двухместный номер, с двухместными огромными кроватями из чистого дерева. А может это полуторные кровати, не знаю. Для меня это что-то необъяснимое. К такому я не привыкла. Вся мебель из сосны, все новое, еще и запах держится древесный. А, ванна! Там душевая кабина современная, кафель красивый.  Радуйся путешественник. Мы очень устали. Наташа хочет встать завтра очень рано, чтобы успеть в храм до Литургии. В это время идет полунощница и открывают мощи Нила Столобенского. «Встанем ли?», – думаю я, « вернее встану ли я?». «С Наташей встанем точно!» Читаем молитвы вечерние и в кровать! Вытягиваюсь на тугом огромном матраце. Неужели можно так чудесно отдыхать?!

Нилова Пустынь.
День святого апостола Фомы! 19 октября 2014. Мы в храме.
Фома! Папа называл себя неверующим Фомой, на что я отвечала ему: -« это твой святой!».
Стою перед иконой дня и прочитав надпись на иконе, с трудом различая буквы, не верю своим глазам: св. апостол Фома. Сколько соединяемых ниточек!
Сегодня день моего знакомства с преподобным о.Нилом. А как он начался?
Звенит будильник, заведенный Наташей. 6 утра. «Давай еще час поспим, уж больно рано!». «Давай!». Часы переводятся на семь. У нас еще час блаженства. Наташа тут же захрапела….
Вот и все, встаем. 7.30 уходим в Нилову пустынь. Утро. Нет здесь осени – здесь уже зима, но такая необычная, как «зима на час», неожиданная, специально для нас. Укатанная песчаная дорога вьется по деревне Светлица. Тишина, никого кроме нас двоих. Рассвет, яркий начинающийся рассвет. Справа и слева сосны, их лапы засыпаны снегом. Дорога недолго петляет по дюнам. Семь минут идти до монастыря.
«Боже мой, какая волшебная красота! Слева рассвет, дорога поворачивает и рассвет уже сзади, он освещает то, что сейчас откроется перед нами. Холм разрезала дорога, разделив деревню, сосны, что пытаются соединиться в небе, над нами. Снег сине-белый на ветках, на земле. И вот впереди озеро Селигер, дорога бежит через него по мосту прямо в монастырь. Он там, вдали… золотой, розовый освящен солнцем тихого утра. Вон он там, между холмами. Там заканчивается наша дорога. Вода озера мерно плещет о песок, или это лодку раскачивает маленькая волна. Золото-розовый восход рисует на небе у горизонта сияющие полосы. Небе чисто, но еще спит, отражаясь в тихом озере. Надо спешить, а невозможно бежать, хочется остановиться и вбирать в себя все это золото, любоваться тем, как просыпается день здесь, на Селигере. Пытаюсь на бегу фотографировать. Пусть нея, так фотоаппарат запомнит для меня это великолепие. Потом я поняла, нельзя такое доверять бездушной технике. Не передаст она всей красоты и радости, да к несчастью, объектив телефона был запачкан. Начинается служба, бьет колокол, зовет! Мы все бежим, а кругом ну все чудно, все красота! Запомнить! Только запомнить – этого хочу! И все меняется ежесекундно. Вот небо уже розовое с фиолью, у горизонта золотом горит-разгорается.
Бежим по мосту, вот и на острове. Входим в храм, дверь открыта, успели. Тяжелая какая, придерживаю за железное кольцо, чтобы не стукнула. Храм огромный светлый, отремонтированный. Пол устлан белым полированный камнем. Встали с Наташей. Идет служба, часы читают. Только монахи ушли в алтарь, мы к аналою и к иконам. «Сошествие во ад» и рядом маленькая такая, черная икона, кто на ней и не разглядеть сразу. Приложились. Сегодня воскресение. Позже мы узнаем, что это была келейная икона «Владимирской иконы Божией матери» самого Нила Столобенского. С ней он пришел на Селигер.
Слева открытая рака с мощами преподобного Нила под красивой резной сенью.
Справа, напротив раки – большая чудотворная икона Казанская с дарами от  исцеленных.
Богородица так изображена, будто хочет улыбнуться и младенец Христос радостно смотрит на всех. Да, рядом постоять.
Читают акафист преп. Нилу Столобенскому. Я не замечаю, что стою справа, среди монахов, они уже все  здесь. А стоять надо женщинам слева. Не помню, не замечаю, стою, молюсь.
После акафиста пошла на исповедь. Иеромонах о.Авраамий принимал исповедь. Подходили монахи исповедоваться. А вот и я… пошла. «С Воскресеньем, отче!» - начала я исповедоваться. Как тяжело вспоминать наше зло, несовершенство, а еще и рассказывать о нем, каясь. После исповеди иеромонах мне сказал: «Молодец, что сама понимаешь все. Ну, кайся!» И я склонила голову над Евангелием, а на голову мне положили епитрахиль. Слышу слова молитвы… Я перекрестилась, поцеловав крест, прошу благословение на Причастие.
И тут он берет мою руку и говорит: « А вот этого не делай больше, не надо это тебе!». Ах, мой не снятый темно-сиреневый маникюр! Не успела, забыла смыть. «Мне надо было для костюм, - глупо оправдываюсь я.
-«Нет, не надо!». И через несколько секунд: -«ну, незаметно, чтобы не привлекать внимания». После исповеди ищу Наташу. Иду легко. Стоим у раки с мощами Нила. За время службы, Наташа все подходила и подходила к мощам. И я за ней. «Святой, преподобный Нил Столобенский, моли Бога о нас!». Служба тихая, сейчас будем петь херувимскую…
Как хорошо! Мы причастились из центральной чаши. А еще причащали перед чудотворной Казанской иконы Божией матери. Я пошла за просфорами и мое удивление! Монах дает мне две огромные просфоры. Я рада. Служба заканчивается уже.
Наташа позвала меня на чин «Панагии». Я и не слышала о таком. Это когда из алтаря выносят просфору и за несущим ее монахом вся братия направляется в трапезную. А впереди, как на крестный ход, несут фонарь. Мы проводили всю процессию до трапезной и вернулись в храм. Сейчас будет проведена для нас экскурсия. Вел ее и кстати очень интересно, иеромонах Иоанн. Это Наталия все имена узнала.
Высокий, статный профессор богословия в черном клобуке и мантии. Как умело он вплетал в свой исторический рассказ духовные наставления для дня сегодняшнего.
Так мы узнали то, что надо обязательно запомнить. Нил Столобенский помогает в борьбе с бесами, защищает от злых человек. Ему надо молиться о своих крестниках.
«Крестные! – обращается к нам о. Иоанн,- приедете и обязательно расскажите своим крестникам, какой был замечательный старец Нил Столобенский. Я все узнавала о нем впервые. Узнала, что он не спал лежа, а истязал себя, свое тело. Опирался на костыли, вделанные в стену. И все для того, чтобы не уйти в забытье, чтобы не остановилась его молитва. А, мы…   быстренько молитву прочитаем и скорей под одеяло спать, забыв все.
Мы посетили интересный монастырский музей.
Иеромонах Иоанн сказал, что один молитвенник в семье, кто ходит причащаться, спасает всю семью до седьмого поколения тех, кто умер и кто родится.
И вдохновенно добавляет: « А, представляете, если таких молитвенников в семье двое или трое?!».
Экскурсия окончена. Последнее, что мы посмотрели – храм, где в куполе нарисована белая пятиконечная звезда. Это следы нашего советского прошлого. На реставрация этого храма пока еще собирают деньги. Наташа, прощаясь с Иеромонахом о. Иоанном, подарила ему карманные календарики, которые только что сделал Толик и получил тираж. На календаре наш Благовещенский храм в Старой деревне теперь с колокольней. Толик много раз фотографировал его со стороны ЦПКиО, но ему не нравились снимки, что получались. Пришлось долго работать над фотографиями, зато получилось замечательно.
И мы услышали слова о. Иоанна: « Так это же Святая земля!». Ему понравилось еще и потому, что наш храм построен в том же стиле классицизма и в то же время, что и здания Ниловой Пустыни. А главный собор Ниловой пустыни построен по чертежам, приготовленным для Санкт-Петербурга, но Высочайшим произволением было решено этот храм построить здесь на Селигере. Внутри алтарь выполнен в стиле убранства Исаакиевского собора Санкт-Петербурга. Вот и все, экскурсия окончена. Просим о.Иоанна молиться за наших сыновей и уходим. Спасибо Наташе за все, ведь без нее не состоялась бы эта незабываемая для меня поездка. Она помогла мне материально и духовно. Благодарю Бога за такую помощницу! Как она умеет успеть сделать все, что надо паломнику, подсказать и направить, рассказать и объяснить - знает тот, кто ездил с Наташей. Помоги ей Господь!
Идем к воде, спускаясь по лестнице. Видимо здесь была пристань раньше. Погода совсем переменилась. Пасмурно, кажется, сейчас пойдет дождь. Грустно природе, грустно немного и нам, что уже надо собираться в обратную дорогу.
Пообедав в ресторане гостиницы, с вещами идем к беседкам, что стоят на высоком берегу. У каждой беседки мангал для шашлыка, все мокнет сейчас под дождем, напоминая о летних увеселениях. Внизу раскинулось озеро во всю видимую ширь. Дима нам показывает место, где летом происходят молодежные встречи с Президентом. Кстати это было кажется последнее лето или одно из последних, когда встречи происходили на Валдае. И хорошо, не нарушается молитвенная тишина.
Автобус уже нас ждет, впереди длинная дорога в Санкт-Петербург, домой. В 15.30 уезжаем. Вечереет. И вот опять та волшебная дорога к озеру. Она узкая и идет сквозь сосновый лес. Едем, фотографируем красоту, что убегает от нас. Едем через Тверь. Уже темно, пошел мелкий снежок, поземка. На лобовом стекле снег тает. Ночь, снег, дорога….
Дмитрий ставит нам новый фильм о Псково-Печерской лавре  о.Тихона Шевкунова.
Ах, снег! Зима, зима, ребята! Время 19.16.
Проезжаем Вышний Волочек. Снег, на дороге пробка. Так и едем в длинной очереди красных огней. Вокруг лес. Да, хотела рассказать, что в Ниловой Пустыни сухой закон, его ввел настоятель лет 150 назад. И еще, в каком-то городке, кажется в Твери, на пожарной части я увидела большой плакат: «Богу хвала – ближнему защита!». Вот так-то! Везде бы такое читать. В Петербург приехали во втором часу ночи. В такси сели в два часа и поехали через весь наш город. Сначала к Наташе, потом ко мне. Когда я подъезжала к дому, узнала, что водитель Сергей из Донецка, а брат его там остался, он танкист. «Я семью привез, еще поработаю и домой, воевать. После выборов в Киеве все начнется по новой,». – сказал как-то очень спокойно мой водитель Сергей…….И все так обыденно прозвучало.
Значит война?.. Помоги им, Господи, сохрани!
Богу Слава, а всем, кто читал спасибо!
P.S.   Ноябрь 2018 год.
Редактирую написанное мною, переписывая все со своей записной книжки 2014 года. В этот год на Украине произошел очередной Майдан, будь он неладен. На Донбасе идет затяжная война. Конца и края зверству и наглости правительства Порошенко не видно. Распродается Украина, что можно, то распихивается по карманам олигархов. Их теперь будет много, почти вся Рада. Русский язык на Украине в учебных заведениях запрещен, включая детские сады, куча несогласного народу сидит в тюрьме. За георгиевскую ленточку сажают в тюрьму или просто избивают. Памятники советским воинам сносятся. Ставят памятники новым героям – бендеровцам. Россия объявлена главным и единственным врагом. Запад с Америкой дружно оплачивают весь этот ужас, грозя нам санкциями и принятием церковного томоса о разделении православных церквей. Одно хорошо - Крым наш!
По Украинским городам маршируют нацисты с факелами. И впереди там снова выборы.
 


Рецензии