Санкт - Петербург. 5-я часть

          Наше путешествие по Санкт-Петербургу подходило к концу. Осталось 2 дня до отъезда домой. Что же ещё успеть посмотреть до отъезда домой? Конечно, посетить Русский музей.

          Внучка хочет посмотреть Кунсткамеру. Я была там один раз, очень неприятно было смотреть на сиамских близнецов в колбах. Мне их было очень жаль. Вот ведь как распорядилась природа. Кому жить, а кому быть выставленным в витринах в банках. Моя подруга спросила у Жени: «Откуда ты знаешь про Кунсткамеру?». Та пожала плечами и ответила: «Да это же всем известно». Ну, надо же, я-то узнала про нее, будучи уже совсем взрослой.

          Ирина очень советовала посмотреть «Гранд Макет Россия» на Цветочной улице. Я отнеслась к этому предложению скептически: «Какой-то макет, что я ребёнок, макеты смотреть. Ладно. Посмотрим, если время останется».

          К Русскому музею подъехали пораньше, ещё до открытия. Посидели в сквере, поели мороженое. Ожидающих открытия, было не очень много по сравнению с Эрмитажем. В музее, переходя из зала в зал, мы просто отдыхали. Не торопясь, рассматривали картины. В каждом зале стояла банкетка, на которой можно было посидеть.

          Жене по душе пришлись картины Виктора Васнецова: «Алёнушка», «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Христос и грешница». Внимательно рассматривала пейзажи, фотографировалась возле них.

          Среди картин Ильи Ефимовича Репина поразило грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» - колоссальная по размерам картина, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками. Под эту картину отведен отдельный зал, где она занимает всю центральную стену. По бокам размещены фрагменты картины – портреты членов совета. Мы с внучкой некоторое время разыскивали эти портреты на общей картине. Полное совпадение. Титанический труд написать такую картину.

          С удовольствием прошлись по залам Ореста Кипренского, Алексея Венецианова, Карла Брюллова. Посмотрели картины художников «Мира искусства». У картины Бакста «Древний ужас» задержались подольше. Эта зловещая улыбка статуи на фоне гибели античной цивилизации просто завораживала.

          Выйдя из Русского музея, поехали смотреть Кунсткамеру, которую очень хотела посмотреть Женя.

          Опять пришлось пересечь Дворцовый мост. Музей антропологии и этнографии расположен на Университетской набережной, рядом с Зоологическим музеем.

          Музей располагается в двух строениях: в здании Кунсткамеры и пристроенном к нему в 1887 г. Музейном флигеле. Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко. Его венчает башня, символизирующая модель Солнечной системы.

          На первом этаже расположен музей антропологии и этнографии. Весь первый этаж заполнен большим количеством витрин с экспозициями быта и культуры народов разных стран и континентов. Побродили между ними. Запомнить что-то было невозможно. Просто обилие разных народностей, их костюмов, оружия.

          На втором этаже расположена кунсткамера, где собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразными природными редкостями, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

          Раньше все экспонаты были собраны в ротонде, сейчас они расположены в большом зале. Мне бесконечно жаль уродцев, помещённых в колбы. Но люди с интересом рассматривают их. Женя тоже немного посмотрела витрины, а я просидела на лавочке, никакого желания не было рассматривать эти ужасы.

          Наконец-то мы вышли на улицу. Ирина настойчиво советовала нам посмотреть Гранд-макет всей России. Однако, времени свободного ещё много, решили посмотреть, что там за макет.

          В метро доехали до станции Московские ворота, далее пешком до Цветочной улицы, где и увидели громаду макета, который находился в двух соединённых друг с другом зданиях.

          Купив довольно дорогие билеты, поднялись по лестнице на второй этаж, где располагался макет России, занимающий площадь более 800 квадратных метров. Налево от входа – запад, направо – восток. Встречающая посетителей экскурсовод рекомендовала начать осмотр с левой стороны, с Калининградской области, но меня тянуло на восток, где я прожила 11 лет.

          Несколько раз пересекла нашу страну на поезде от Москвы до маленькой станции Тыгда в Амурской области. А когда в первый раз по распределению ехали с мужем в Хабаровск, то добрались до Владивостока. Посмотрели прекрасный город и вернулись в Хабаровск.

          Сейчас на макете я смогу проследить этот путь снова.

          Центральная часть России довольно спокойная, с нерасчленённым рельефом. Это равнина, бескрайние поля, на которых работают тракторы. Многочисленные города и новостройки. Мы с Женей отыскали здесь наш город. По автострадам бегут машины и грузовики, по железным дорогам - пассажирские и грузовые составы. Работают заводы.

          И вот – Уральские горы, которые вытянулись от Северного Ледовитого океана до пустынь Казахстана. Уральские горы подразделяются на пять зон: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Наиболее высокие горы на Приполярном Урале. Здесь находится самая высокая гора Урала - гора Народная. В Уральских горах множество самых разных полезных ископаемых и минералов. Именно на Урале открыли первое российское золото, а запасы платины были самыми большими в мире. Многие минералы впервые были открыты именно в Уральских горах.

          На макете всё происходит, как бы, по-настоящему. Всё находится в движении. Если что-то останавливается, то на боковой панели макета находятся различные кнопочки, при нажатии на которые, всё опять приходит в движение. Работает лесопилка, опять движутся легковые и грузовые автомобили разных типов, трамваи, автобусы, железнодорожные поезда, сельскохозяйственная, строительная и военная техника. Из штолен вагонетки везут руду на переработку, туристы с рюкзаками за спиной уходят в горы. Женечка постоянно нажимала на эти кнопочки.
Глаза разбегаются, невозможно всё посмотреть. И вот перед нами озеро Байкал. Я проезжала мимо него не раз, но как-то всегда в ночное время.

          Байкал самое глубокое озеро на планете, вода в озере очень прозрачна. На Байкале 27 островов. Самый крупный из них - Ольхон. Он хорошо виден на макете. Озеро находится в своеобразной котловине, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками. Это придаёт ему очень живописный вид.

          Невольно вспомнился мой отец. Он немного играл на баяне и каждый раз, когда брал его в руки, сначала играл и пел:

          «Славное море – священный Байкал.

          Славный корабль – омулёвая бочка.

          Эй, баргузин, пошевеливай вал,

          Молодцу плыть недалечко».

          За Байкалом полюбовались тайгой, сопками, горами. И вот Дальний Восток. Прекрасные города – Хабаровск и Владивосток. Уссурийская тайга, где встречаются тигры. Камчатка, остров Сахалин. Однако, очень устали. Хорошо, что увидели лавочки, немного отдохнули.

          Обратный путь проделали, осматривая противоположную сторону макета. Временами свет над макетом медленно угасал, и он превращался просто в сказку. Освещение было везде: на улицах горели фонари, в домах светились окна, машины фарами освещали дорогу. Искрился снег на улицах приполярных городов.

          И вот западная часть макета. Кавказские горы, двуглавый Эльбрус. Подъёмники поднимают горнолыжников на исходную позицию.

          На юге, пляжи Чёрного моря заполнены отдыхающими. Люди плавают, загорают.

          Наконец перед нами сердце России – Москва. Кремль, Красная площадь. Макет имеет не только наземную часть, но и подземную часть. Случайно, глянув на боковую часть макета, увидели движущиеся вагончики метро и людей, стоящих на остановках.

          Недалеко – вторая столица России город Санкт-Петербург в миниатюре. Нева, Дворцовая набережная, Эрмитаж, Дворцовая площадь с Александрийским столпом. Невский проспект. Да всего и не перечислишь.

          Вот и конечная точка – город Калининград, бывший Кёнигсберг. Во время войны мой отец бомбил его. Это самый западный областной центр России. Добраться до него на поезде можно только минуя Литву.

          Закончив осмотр макета, мы остались совсем без сил, и, наверное, полчаса отдыхали на скамейке.

          Наступил последний день нашего пребывания в этом замечательном городе. В восемь часов вечера с Московского вокзала уезжает наш поезд в Воронеж. Хотелось отдохнуть, немножко прогуляться по близлежащим улицам. Но Ирина предложила посмотреть Оранжерею в Ботаническом саду. Ботанический сад в Санкт-Петербурге – один из старейших в России. Здесь собраны растения со всех уголков нашей планеты. Расположен Ботанический сад на Аптекарском острове и входит в состав Российской Академии наук.

          Несмотря на страшное наводнение 1824 года, уничтожившее большую часть растений, к середине 19 века коллекция становится крупнейшей в мире и насчитывает около 15000 видов растений, произрастающих в парке и оранжереях

          Во время войны в результате обстрела немецкими захватчиками многие галереи были разрушены и часть теплолюбивых растений погибла.
В настоящее время богатые коллекции растений расположены в парке и оранжереях. Площадь оранжерей составляет один гектар, а общая их протяженность – один км. В них растут 7,5 тысячи видов растений.

          Войдя на территорию Ботанического сада, мы купили входные билеты в самую крупную оранжерею, высота которой составляет 30 метров.

          Но сначала мы прогулялись по парку-дендрарию. В основе парка местные сорта деревьев: клены, вязы, дубы, лиственницы, несколько разновидностей липы. Много повислых и пушистых берез. Кроме местных растений, здесь растут деревья из Азии и Северной Америки. Несколько лет назад на центральной аллее парка высадили сакуры.

          Немного устав, присели на скамейку, подышали воздухом, напоённым запахом листвы, хвои и цветов. Однако по времени пора идти на экскурсию в оранжерею.

          В оранжерее собраны экзотические растения тропиков и субтропиков. У входа в оранжерею нас встретила экскурсовод, которая интересно рассказывала про многочисленные пальмы, редкие растения, цветы. Многие пальмы просто гигантские. Задрав голову, я так и не увидела их макушек. В оранжерее довольно много небольших прудов с водными растениями. Нас поразили гигантские лилии, листья которых достигают 2-х метров и выдерживают вес в 60 кг. Мы обратили внимание на небольшие пальмы с георгиевскими ленточками. Экскурсовод сказала, что эти пальмы пережили блокаду Ленинграда, и вот растут, напоминают стойких солдат.

          Экскурсия закончилась, пора ехать к Ирине, собираться к отъезду. Наш поезд отходит в 20 часов. Напоследок посидели. Поужинали. Вышли минут за сорок до отъезда. Провожали нас Ирина с мужем Виктором. Идти до Московского вокзала всего-то 15 минут. И всё же чуть не опоздали. Пришли-то на вокзал вовремя, но информацию о том, на каком пути стоит наш поезд, трудно было понять. Хорошо Виктор разобрался. У нас в запасе всего 10 минут. До своего вагона просто бежали. Всё, устроились в купе, отдышались. Приехали в Воронеж, полные впечатлений. Очень хочется вернуться в Санкт-Петербург и посмотреть замечательные пригороды города.


Рецензии
Нина, прочитал заключительную главу. Очень интересно и познавательно! СПАСИБО!!! Успехов Вам в творчестве!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   25.07.2023 04:21     Заявить о нарушении
Сергей. БОЛЬШОЕ СПАСИБО. Вот такое длинное описание поездки получилось. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   26.07.2023 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.