Сергею

Сергей!
В одной из рецензий на труды Сергея Николаевича Гринченко еще до 2003 года было сделано следующее замечание:
«Наконец, в обзорной работе, посвященной применению экстремальных принципов в математической биологии, её авторы приходят к выводу о том, что «следует констатировать огромное разнообразие мнений и подходов в попытках ответить на вопрос "Что экстремально в биологических системах?" Это разнообразие обязано как многоуровневости объектов биологии, так и отсутствию методологической унификации в выборе экстремальных принципов и ограничивающих экстремумы условий. Успешное развитие вариационного моделирования требует, по-видимому, решения методологических проблем: 1) разработка подходов к выводу, а не угадыванию целевых функций; 2) отказ от "домодельного" отбора ограничивающих экстремумы условий и замена его систематическими процедурами выявления реально лимитирующих развитие условий из всех потенциально возможных» [Фурсова,Левич,Алексеев,2003].
В определенной степени эти проблемы остались не решенными.
Сделаем попытку наметить ответ на поставленные вопросы, опираясь на Аристотеля:
Философия — наиболее умозрительная из наук; она исследует
то, что наиболее достойно познания-—;первоначала
и причины, ибо через них и на их основе познается
все остальное; (Met. I 2, 982 b 3).

Ну, значит, надо начинать с первых начал.
Выбор первых начал самим Аристотелем соответствовал воззрениям древних мудрецов. Правда, Аристотель настаивал, что первые начала не имеют определений. Конечно, если они самые первые, то чем их можно определить? Еще один важный момент – бытие едино и интегрально. Это значит, что вся совокупность первых начал = системна. Ну, и последнее: очевидно, что выбранная система начал должна обладать свойством всеобщности. Одно из первых начал, которое использовал Аристотель, - "Цель". Можно допустить в качестве аксиомы утверждение: Природв стремится "выполнять" свои законы.
В наше время знания о Мире стали настолько развитыми, что довольно просто найти (например, в области Квантовой Физики) примеры универсальных (всеобщих) принципов/законов.
Для примера, возьмем закон возрастания энтропии или принцип наименьшего действия. Энтропия имеет одинаковую размерность с «действием». Эти закон/принцип вариационного типа. Это значит, что вариацией параметров определяется такое состояние бытия, где имеет место экстремум той функции, которая математически описывает исследуемое Физикой явление в Природе. А значит, в экстремуме производная исследуемой функции равна нулю.
Коли выбор пал на «принципа наименьшего действия», то результат дифференцирования будет сумма (равная нулю) трех относительных приращений трех переменных: ВРЕМЯ, МАССА, ИНФОРМАЦИЯ-ЭНТРОПИЯ.
Теперь опять обратимя к Аристотелю.
У Аристотеля есть очень интересная теория: «Энтелехия».
В применении к Душе человека Аристотель предложил считать, что Душа человека состоит из трех частей: растительная, животная и человеческая.
Примем, что именно наши переменные ВРЕМЯ, МАССА, ИНФОРМАЦИЯ-ЭНТРОПИЯ определяют эти части Души человека.
Отсюда можно дать взаимные определения для первых начал.
Из формулы №1 следует, что ВРЕМЯ определяется скоростью изменений в МАССЕ и формулами ИНФОРМАЦИИ-ЭНТРОПИИ.
Из формулы №2 следует, что МАССА есть субстанция, которая постоянно движется и ее меры веса определяются функциями изменений ИНФОРМАЦИИ/ЭНТРОПИИ.
Из формулы №3 следует, что ИНФОРМАЦИЯ-ЭНТРОПИЯ определяется геометрией масс и изменениями во времени расстояний между частями МАССЫ.
Конечно, такой способ определений является кольцом. Можно было бы обойтись двумя определениями. Но в процессе анализа Эволюции удобно использовать всеми комбинациями.
Однако, мы помним, что первые начала принципиально не имеют определений и интегрально связаны.
Введем сокращенные обозначения первых начал: В, М, И-Э
Логично предположить, что размерность первой части Души  есть формула №1: В(М, И-Э). Но есть еще вариант: В(И-Э. М)
Размерность второй части души №2: М(В, И-Э). Вариант: М(И-Э, В).
Размерность третьей части души №3: И-Э(В, М). Вариант: И-Э(М, В).
Смысл этих формул: все переменные коррелируют с соседями.
Таким образом, остояния души Человека определяется 6-ю размерными механизмами.

С позиции определения №1, цель эволюции - наращивание средней продолжительности (ВРЕМЯ) субъектов жизни. В то же время, с позиции определения №2 живой организм есть материальная организация системного, интегрального типа, которая находится в динамическом равновесии с окружающей средой. А также: с позиции определения №3 путь Эволюции есть Познание.
Познание находит возможности использования МАССЫ и ВРЕМЕНИ для совершенствования жизни/иерархической структуры организма.
ВРЕМЯ (жизни) подвергается влиянию МАССЫ (физика) и/или Информации-энтропии (метафизика). Биология утверждает, что интервалы времени, которые отводятся на господство физики и метафизики одинаковы и строго периодически (по закону синусоды) сменяют друг друга. Такой результат есть следствие того, что для изменения действующей причины необходимо изменить сознание масс людей. Практически необходима жизнь трех поколений: дети, зрелые и старики, чтобы внерить новыю идею. На каждый интервал требуется 24 года. И затем, требуется еще такой же интервал времени, чтобы разубедить масса граждан в справедливости внедренной ранее идеи. Всего каждая принципиальная смена действующих причин происходит за 72+72=144 года.
Каждой фундаментальной переменной присущи свои закономерности. Например, переменная №2 оказывается вектором эволюции, вокруг которого собираются объекты интересов геологии. (См. О ВОЗМОЖНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ КОНДРАТЬЕВСКИХ ВОЛН (совм. с Щаповой Юлией Леонидовной, Гринченко Сергей Николаевич).

Фундаментальная переменная №3 есть ось познания, которая реализуется в иерархической структуре организма человека, так и воплощается в знаках, языке и письменности. В целом, это есть «системная память живого» (С.Н.Гринченко).

Заключение: рассмотренный подход дает надежду на получение решения методологических проблем, упомянутых во введении.
05/22/2020
Виталий Шолохов


Рецензии
Итак, Душа человека определяется свойствами и отношениями 6-ти размерных переменных. Значит, в человеческом обществе, в зависимости от того, какая переменная превалирует, должны быть группы людей, у которых превалирует одна из упомянутых в тексте переменных. Те две группы, которые определяются первым началом ВРЕМЯ, должны характеризоваться умозрительностью Буддтистского типа. Две группы общества, свойства которых предопределяется первым началом МАССА, должны характеризоваться силой,властью, могуществом. С третьим первым началом связаны цели достижения высшего блага человеком (в том числе, богатство).

Виталий Шолохов   26.05.2020 00:51     Заявить о нарушении