Ермаковы

Ермаковы


***

Прим.
Есть такой анекдот.

Двое мужиков сидят в пивной и один из них говорит:

-Ну, а теперь за русских!

Второй уточняет:

- А у меня вот, к примеру, мама татарка… я тогда кто?

-Русский, конечно!

-А ты?

-А у меня и мама, и папа русские.

-Тогда ты…

-Да… ик… я русский в квадрате!

Интересно в таком арифметическом подходе, какова величина следующей персоналии  -

Ермаков Сахибзада Гарифуллович
Родился в 1897 г., Башкирия, Красноусольский р-н, с. Янгискаин; русский; неграмотный; б/п; колхозник.
Арестован 15 апреля 1936 г.
Приговорен: , обв.: осужден по ст. 58-14.
Приговор: к лишению свободы на 3 года Реабилитирован в мае 1989 г.
Источник: Книга памяти Республики Башкортостан.

***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.




Ермаковы

***

Подданство
Царство Русское
Россия Российская империя

Ермаковы (Ермоковы) — древний русский дворянский род.

Род внесён в родословную книгу: Ставропольской, Таврической, Полтавской губерний.

Ермаков Флор Яковлевич (1815—1895), российский предприниматель, один из крупнейших благотворителей, московский купец 1-й гильдии (1839), действительный статский советник (1890), возведён в потомственное дворянство (1877).

История рода

Опричником Ивана Грозного числился Иван Ермаков (1573)[1]. Русин, Филипп и Иван Васильевичи владели поместьями в Орловском уезде (1594). Молашко Потапович вёрстан новичным окладом по Ельцу (1628). Пётр Дмитриевич владел поместьем в Путивльском уезде (1683). Поздняк Ермаков владел поместьем в Епифанском уезде (до 1683)[2].

Известные представители

Ермаков Никита Клементьевич — сын боярский (1641).
Ермаковы: Карп и Агафон — дети боярские по Ефремову (1664).
Ермаков Иван — младший унтер-офицер, за отличие в бою (11.10.1914), командуя взводом, своей отвагою и личным примером, а также распорядительностью сохранил полный боевой порядок, за что награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.
Ермаков Иван — старший унтер-офицер, за отличие в бою (23.08.1915) восстановив телефонную связь, награждён орденом Святого Георгия 4-й степени[3][2].

https://ru.wikipedia.org/wiki/





Ермаков Ахметгарай Гильмутдинович

***

Год рождения
1917
Место рождения
Арс.,с.Новый Кинер
Откуда мобилизовался
Ашхабадским ГВК
Звание
красноармеец





Ермаков Хасан Абдурахман

***

01.01.1902
Тат,Асеево
27.03.1944
Jermakow Chassan
253165

Список татар, погибших в немецком плену в годы Великой Отечественной войны
http://kniga.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/16786.htm
http://peopleandwar.ru/forum/viewtopic.php?t=8227




Ермаков Хазий Фахрадеевич

***

Место рождения: д.Санева, Азнакаевский р-н ТатарскаяАССР
Дата рождения: 1909 год
Национальность: татарин
Награжден
1944
Партизанские формирования
С мая 1942 по __?__
Партизанская бригада: Сенненская бригада (Леонов, В.С.)
Партизанский отряд: Отряд им. М. И. Кутузова (Шевцов, В.Г.)
Должность: Командир взвода

https://partizany.by/search/





Ермаков Куприян Арферович

***

Бессмертный полк. Кряшены.
Ермаков Куприян Арферович, уроженец деревни Кабан-Бастрык, прошёл долгий и трудный путь от Первой Мировой и Гражданской войн до Великой Отечественной.
30 апрель 2019 - 09:59

Бессмертный полк. Кряшены
http://tuganaylar.ru/news/rubric/list/bessmertnyy-polk

***

Бессмертный полк. Кряшены. Ермаков Куприян Арферович
Туганайлар, 1 мая 2019 - 06:19 

Ермаков Куприян Арферович, уроженец деревни Кабан-Бастрык, прошёл долгий и трудный путь от Первой Мировой и Гражданской войн до Великой Отечественной.
Я родился в канун празднования 50-летнего юбилея Великой Победы над фашистской Германией. Мне дали имя деда – участника трёх войн, уроженца деревни Кабан-Бастрык. Он пошёл воевать в Первую Мировую войну 15 сентября 1914 года, был трижды ранен и награждён двумя Георгиевскими крестами.
В Первую Мировую и Гражданскую войны служил в кавалерии. Воевал против Колчака, по ранению вернулся на лечение домой. После лечения, его призвали в Красную армию, воевал против махновцев и белогвардейцев. По рассказам бабушки (она умерла на 102-м году жизни в 2016 году) и отца, ему многократно довелось слушать выступления Л.Д.Троцкого. В 1920 году под руководством М.Н.Тухачевского воевал против поляков, дошёл до Варшавы, но пришлось отступить. Домой вернулся весной 1921 года, в наших краях тогда был страшный голод. Голод он пережил, работая в городе Можга. В 1922 году вернулся и женился.
Во время коллективизации был посажен в тюрьму, как подкулачник за укрывательство односельчан от раскулачивания. К счастью, через 6 месяцев вернулся домой, избежав расстрела. До 1939 года его в колхоз не принимали. За этот период 7 раз к нему домой заходили с обыском и забирали всё, 2 раза горел дотла дом. В пожаре сгорели награды за участие в Первой Мировой войне, спрятанные на чердаке, и документы, доказывающие, что он воевал в составе Красной Армии.
В 1941 году деда призвали на войну против фашистов, за ним ушли на фронт сыновья Порфирий и Александр. Порфирий погиб в боях под Сталинградом в 1942 году, он был пулемётчиком, ему было всего 18 лет. Второй сын пошёл добровольцем в 17-летнем возрасте. После прохождения обучения в полковой школе, командиром отделения был направлен на фронт. Погиб 14 октября 1943 года близ границ Белоруссии в день своего 18-летия.
Дед вернулся домой с войны после тяжёлого ранения инвалидом I группы, двигаться не мог – его привезли два санитара. Пока он с двумя сыновьями воевал, его жена по доносу соседки была арестована и умерла в тюрьме. Его встретили три несовершеннолетние дочки, он женился во второй раз. Дед умер 18 ноября 1960 года, не оправившись от многочисленных ран. По словам бабушки, его тело было усеяно осколками от разрывных пуль.
Куприян ЕРМАКОВ, г. Заинск
Справка Виртуального музея:
Куприян Арферович родился в 1895 году в с.Кабан-Бастрык Мензелинского уезда Уфимской губернии (позже Заинский район ТАССР, ныне РТ). Призван Заинским РВК ТАССР (годен к нестроевой службе) и через Казанский военно-пересыльный пункт 1 августа 1943 года направлен в распоряжение отдела формирования Западного фронта.





Ермаков Кугерге Васильевич

***

1906 г. р.
Призван Мари-Турекским РВК,
рядовой. Умер в 1957 г.,
м. з.; Лоповское кл.



Ермаков Семен Васильевич

***

1897 г. р.
Призван Мари-Турекским РВК,
рядовой. Умер,
 м. з.: Лоповское кл.




Жертвы репрессий

***

Ермаков Ахмед Сафинович
(Сафин) Родился в 1909 г., Чистопольская обл., Бугульминский р-н, д. Сугушла; татарин; учитель, неполная средняя школа.. Проживал: д. Татарская-Дымская.
Арестован 6 марта 1937 г.
Приговорен: Военный трибунал ПриВО 28 октября 1937 г., обв.: по ст. 17-58-2, 58-10 ч.1, 58-11 ("создание Тюрко-Татарского государства на буржуазной основе").
Приговор: 7 лет ИТЛ. Реабилитирован в мае 1958 г.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Ермаков Василий Романович
Родился в 1899 г., Уфимская губ., Бирский уезд, дер. Новый Кангельц; татарин (русский); б/п; колхозник колхоза "Путь Ильича" Заларинского района. Проживал: Иркутская обл., Заларинский р-н, д. Артуха.
Арестован 19 октября 1937 г.
Приговорен: Тройка при УНКВД Иркутской обл. 20 февраля 1938 г., обв.: по ст. ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговор: 10 лет ИТЛ Реабилитирован 27 апреля 1989 г. реабилитирован заключением прокуратуры Иркутской области
Источник: Книга памяти Иркутской обл.

Ермаков Гильмутдин
Родился в 1886 г., Казанская обл., Арский р-н, с. Новый Кинер; татарин;
Приговор: Умер 1.1.42 в г.Казань, в КЛО-1.
Источник: Книга памяти Республики Татарстан

Ермаков Гильяз Мингазович
Родился в 1907 г., Марий Эл, д. Параньга; татарин; сборщик утильсырья.
Приговорен: 19 сентября 1938 г.
Приговор: расстрелян
Источник: Книга памяти Республики Марий Эл

Ермаков Зуфар Кашапович
Родился в 1917 г. Проживал: Тумутукский р-н, п.Байкал.
Приговорен: Тумутукский РИК 6 июня 1931 г.
Приговор: высылка - Челябинская обл.. Реабилитирован 19 февраля 1996 г.
Источник: МВД Республики Татарстан

Ермаков Кашаф
Родился в 1871 г., Тумутукский р-н, п.Байкал; татарин; Проживал: Тумутукский р-н, п.Байкал.
Приговорен: Тумутукский РИК 6 июня 1931 г., обв.: кулак.
Приговор: высылка - Челябинская обл.. Реабилитирован 19 февраля 1996 г.
Источник: МВД Республики Татарстан

Ермаков Саит
Родился в 1907 г. Проживал: Тумутукский р-н, п.Байкал.
Приговорен: Тумутукский РИК 6 июня 1931 г.
Приговор: высылка - Челябинская обл.. Реабилитирован 19 февраля 1996 г.
Источник: МВД Республики Татарстан

Ермаков Фахрутдин Садретдинович
Родился в 1879 г., Татарстан, Азнакаевский р-н, с. Сапеево; татарин; мулла.. Проживал: с. Агерзе.
Арестован 27 октября 1930 г.
Приговорен: тройка ГПУ ТАССР 20 февраля 1931 г., обв.: по ст. 58-10 ("участник кулацкой группировки").
Приговор: 5 лет концлагерей. Арестован повторно 7.12.37 ("религиозная пропаганда, распространение провокационных слухов"), осужден тройкой НКВД ТАССР 31.12.37 по ст. 58-10, 58-11 к ВМН, конфискации имущества. Расстрелян 7.1.38 в г.Бугульма.

Ермаков Шамси Хаертдинович
Родился в 1896 г., Азнакаевский р-н, с.Сапеево; Проживал: Азнакаевский р-н, с.Сапеево.
Приговорен: Местные органы исполнительной власти Азнакаевского р-на в 1930 г., обв.: кулак.
Приговор: высылка - Пермская обл. Реабилитирован 26 октября 1998 г.
Источник: МВД Республики Татарстан

Ермаков Сахибзада Гарифуллович
Родился в 1897 г., Башкирия, Красноусольский р-н, с. Янгискаин; русский; неграмотный; б/п; колхозник.
Арестован 15 апреля 1936 г.
Приговорен: , обв.: осужден по ст. 58-14.
Приговор: к лишению свободы на 3 года Реабилитирован в мае 1989 г.
Источник: Книга памяти Республики Башкортостан

http://lists.memo.ru/index22.htm




Ермаковы

***

У проживавших в середине XVIII в. в д. Тавиле Ходяшево служилых татар Сюндюковых имелись дворовые люди, доставшиеся им от деда Бектемира Ермакова сына Сюндюкова.
Темниковская же ветвь рода XVII-XVIII вв. продолжала проживать в д. Бутаково.

У Ишима мурзы Сюндюкова поместье располагалось в той же деревне.
Имелись крепостные и дворовые крестьяне.
В 1715 г. у не пожелавших креститься мурз Сюндюковых земельные владения и крестьяне (тири крестьянских двора с 24 душами обоего пола - все православные) были «отписаны на Великого государя».

https://forum.vgd.ru/2289/72470/0.htm?a=stdforum_view&o=




Ермаков Манишев

***

Что говорят ревизские сказки по деревне Дурт Мунча?

Туганайлар, 28 июля 2019 - 06:14

Расшифровка ревизских сказок по деревне Дюрт Мунчи - Нижний Кабан (ныне Дурт-Мунча в составе Заинского района Республики Татарстан)

В Российском государственном архиве древних актов города Москвы обнаруживаются архивные документы по 3 ревизии за 1762 год. Согласно им, (350 фонд 350, часть1, дело 1206, листы 570 - 572), в новопоселенной деревне Дюрт Мунчи - Нижний Кабан проживали ясачные старокрещены, входившие в команду Андрея Федорова, которым ныне правит Григорий Карпов. Деревня относилась к Арской дороге Казанского уезда.

Основателями деревни считаются переселенцы из Арской дороги команды сотни Федора Степанова из деревни Большие Кабякова в составе одной семьи, куда входили 5 мужчин и 6 женщин, из сотни Савелия Семёнова из деревни Поречке - Верхние Атни в составе 2 семей, куда входили 8 мужчин и 6 женщин. Все они записаны как ясачные старокрещены.

Кроме них, в деревне проживал Бегеней Беккулов (имя при крещении Борис Борисович) 18 лет, холост, (во 2 ревизии 1 год). Он числился в Арской дороге в сотне Араслана Адбулина из деревни Кутеке.

Также в деревне Дюрт Мунчи жили Сали Малкиев (имя при крещении Савелий Андреев), 23 года (во 2 ревизии 9 лет) из сотни Ермакова Манишева из деревни Кашлап, его жена Пелагия Семёновна, дочь старокрещеного из деревни Верхние Утни, 25 лет; Яшяй Аднашев (имя при крещении Сиборь Андреев) 22 года (в 2 ревизии 5 лет) из сотни Арсланова из деревни Насенижь, его жена Арина Никитина, дочь старокрещеного из деревни Савалеева, 20 лет. В деревне Дюрт Мунча проживали и ясачные старокрещены из Зюрейской дороги сотни Матвея Елисеева из деревни Янсувар в составе 1 семьи, куда входили Иван Степанов, 34 года (во 2 ревизии 17 лет), его жена Дарья Алексеевна, 30 лет, их девки Прасковья и Арина. Всего в деревне в 1762 году проживало 16 мужчин и 17 женщин.




Ермаковы – свои или «чужие»?

***

Автор: Татьяна Алексеевич
20.08.2009 12:43

Несколько лет назад я прочитала в вашей газете большой материал о семье Ермаковых из исконно татарской деревни Казанка Большемуртинского района. Тогда я чуть не кричала от радости – я-то тоже в девичестве Ермакова!

Но с фамилией моей казус.

Я из «кондовой» татарской семьи, муж -- «кондовый» русский.

Но и у меня в девичестве, и у мужа фамилия одна – Ермаковы!
Причём я из Омской области, а муж из Краснодара. И вот нашлись... Поначалу мы над этим подшучивали. Позже я начала искать корни фамилии, согласитесь, странно одинаковой для татар и русских.

Причём у русских, если судить по списку 250 самых распространённых фамилий, Ермаков на 146 месте. Я начала искать с Ермака, по возможности изучала историю казачьего атамана. Но так и ничего не смогла отыскать для ответа.

Может быть, кто-то поможет отыскать ответ? Азиня Ермакова. Красноярск.

Искать татарские корни «с Ермака» вы начали правильно, считает историк Андрей Кузнецов. Впрочем, здесь можно сразу и запутаться, поскольку о личности Ермака Тимофеевича у учёных до сих пор нет единого мнения, и прежде всего о его происхождении. Долгое время руководствовались «сказанием» казака Гаврилы Ильина, переписанным неким книжником в 18 веке и считавшемся пересказом автобиографии атамана. Судя по Сказанию, дед его был суздалец посадский, Афонасей Григорьевич сын Аленин, а имя Ермак было прозвищем со значением «таган», «жернов». Однако позже исследователи разоблачили придуманное «родословие» Ермака, утверждая, что Ермак – сокращение православного имени Ермолай. По крайней мере, такое утверждение в книге Р. Скрынникова «Ермак», изданной в 1992 году в качестве пособия для учащихся старших классов. А вот живущий в Тобольске известный сибирский писатель и историк Вячеслав Софронов, автор романа-трилогии «Кучум», рассказов и повестей. Не одну из своих работ он посвятил исследованию происхождения покорителя Сибири и с автором вышеназванной книги не согласен категорически. Он проанализировал клички и прозвища многих казацких атаманов, которые давались за какие-то характерные признаки, «рассказывали» о происхождении, внешних признаках. Например, Кольцо – человек «перекати поле», Брязга – от воровского термина того времени «брякать», Карчига – человек с сиплым голосом, Болдырь – ребёнок разноплеменных родителей, чаще сын русского и калмычки. Прозвище Ермак объяснить сложнее, замечает тобольский историк. Если исходить от имени Ермолай, то православное имя никогда не переиначивалось, а как сокращённое – Ерошка, Ермилка, Еропка. К тому же известно было его имя – Василий Тимофеевич. Но в то время по отчеству называли лишь человека княжеского рода, боярина. Однако в книге «История родов русского дворянства» Алениных нет. И в русском языке того времени не существовало слов, начинавшихся на «а». Так что Аленин – фамилия явно тюркского происхождения, в татарском языке несколько слов с «ал»: ал – розовый, алый, ала – пегий, алама – дурной человек.

И, наконец, алла – Бог, Божество. Подходят для разгадки и татарские имена: Али, Алей, Алим. Что характерно, в одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск», «волосом чёрен». И, наконец, в словаре Владимира Даля «ермак» объясняется как «малый жернов для ручных крестьянских мельниц».

А вот в татаро-русском словаре «ерма» означает прорыв, ермак – канава, ерту – рвать, драть.

Похоже, считает В. Сафронов, название жернова в русский язык пришло как раз от последнего. Имя Ермака объяснить легче. Во-первых, есть татарское имя Василь. Во-вторых, такое имя он мог получить при крещении, а отчество от крёстного отца, звавшегося Тимофеем. Это было сплошь и рядом на Руси того времени, в ХV1 веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханства.

А русским считали уже того, что принял православное крещение и сам себя считает русским.

Так начинался русский дворянский род Аганиных, Алачёвых, Барашевых, Еникеевых, Ишеевых, Кошаевых, Мансуровых, Юсуповых... Но, пожалуй, самый сложный вопрос – зачем же Ермак в Сибирь ходил? На этот счёт у историков имеются три общепринятые точки зрения.

Первая – по благословению Ивана 1V, который при этом ничем не рисковал, а так, «на всякий случай» послал казаков землицы русские расширить. Вторая – поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов воинствующих сибиряков. И, наконец, третья – казаки, дескать, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами». Но вряд ли даже «в наборе» этих точек зрения можно объяснить мотивы похода. Вячеслав Софронов в одной своей статье размышляет на эту тему. И, думается, стоит он на верном пути. Во-первых, Иван Грозный, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту, требуя вернуть казаков для обороны городков, часто терпящим нападения отрядов вогульских князей и особенно воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем. Во-вторых, Строгановы никак не могли от себя казаков отпустить, тем более что те их продовольственные и ружейные запасы самоуправно опустошили. «За зипунами» казаки пошли... Совсем сомнительно. Это же не ближняя «прогулка» по уже знавшей русское оружие югорской земле, обещающая лёгкую добычу! Это труднейший и опаснейший путь! Тогда зачем? Ради ратного подвига, из державных помыслов, из энтузиазма первооткрывателей и завоевателей? Ой, вряд ли. Тем более что Ермаком уже был взят Искер – столица Сибири, противник признал победу, обязуется выплачивать дань, не воевать с победителем. Но Ермак зиму за зимой остаётся на сибирских просторах, плавает по рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. И ещё один, заинтересовавший историков момент. На подмогу казачеству в Сибирь послан воевода князь Семён Болховский, а вместе с ратниками ещё хан Киреев и Иван Глухов. Причём ни в одной летописи и слова нет о том, что Ермак был в их подчинении, а они «в командовании» дружиной. Но разве стал бы князь подчиняться атаману Ермаку, по сравнению с ним безродному казаку?!? Как полагает Вячеслав Сафронов, сам Ермак мог быть выходцем из князей сибирской земли, пострадавших от явившегося из Бухары хана Кучума.

Вот с Кучумом-то и сводил счёты Ермак, огнём и мечом отвоёвывая сибирский престол для представителей своей династии. «Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами – во главе их шёл один из родственников сибирских князей, пусть, и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

Впрочем, это уже семейная история Кучумовых.

А людей с такой фамилией и среди русских, и среди татар немало. Так что Ермаковым мог стать как русский дружинник Ермака, так и его отпрыск. Собственно, и потомок человека резкого, в которого всё как в «прорву». Кстати, среди казачьих атаманов Ермаки ещё бывали, но так прославился в истории лишь один.

Татьяна АЛЕКСЕЕВИЧ.




«В Омске должны знать – они ставят памятник татарину»

***

Казак Ермак Тимофеевич: спасшийся князь Едигер или чоповец Строгановых?

Серьезный резонанс и бурный отклик в читательских комментариях вызвали материалы «БИЗНЕС Online» о протестах татарской общественности против установки в Омске памятника «покорителю Сибири» Ермаку. Сегодня мы публикуем две реплики по заданной теме: вопросом «Кем же был Ермак?» задаются историк из Тобольска Зайтуна Тычинских и автор исторических трудов, депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин.

«РОССИЙСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ КОЛОНИЗАЦИЮ СИБИРИ ВСЕ ЭТИ 400 С ЛИШНИМ ЛЕТ ПРЕПОДНОСИЛА В ОПРЕДЕЛЕННОМ КЛЮЧЕ»

К истории татар Ермак имеет прямое отношение, потому что это связано с историей татар, проживающих в Сибири, с Сибирским ханством. Какую роль играет присоединение огромной Сибири к Московскому царству, я думаю, тоже понятно. Что касается якобы татарского происхождения Ермака, то это не до конца изученный вопрос. Есть версия, что татарский князь Едигер, который сбежал из Сибирского ханства, когда туда пришел Кучум, якобы и есть Ермак, вернувшийся отвоевать ханство. Но я думаю, что это просто версия, которая не имеет отношения именно к реалиям истории. Но по поводу татарского происхождения не могу однозначно сказать нет. Мы знаем, что казаки изначально были тюркского происхождения.

Конечно, о Ермаке не так много правдоподобных сведений, его появление на исторической сцене случилось незадолго до событий 1582 года, когда он пришел со своим сравнительно небольшим отрядом и направился покорять Сибирское ханство. Эти события более или менее описаны в сибирских летописях. Что касается его происхождения и того, кем он был до описанных событий и чем занимался, то таких достоверных сведений немного. Он стал известен после того, как на Волге напал на караван богатого ногайца. За это он и его сподвижники были наказаны Иваном Грозным, потому что взаимоотношение с Ногайской Ордой имело большое значение. Это было большим превышением со стороны Ермака. За это он был приговорен к смертной казни. Возможно, его уход к купцу Строганову связан с этими событиями и бегством от такого наказания.

Почему его не любят сибирские татары? Здесь тоже момент такой неоднозначный. Российская историография колонизацию Сибири все эти 400 с лишним лет преподносила в определенном ключе. Естественно, Ермак расписывается как герой, подвижник и так далее. Что касается татар в Сибири, то было одно из государств татар — Сибирское ханство, и последним его правителем был знаменитый хан Кучум.

Когда Ермак пришел на эти земли, то, естественно, как и любой завоеватель, он присоединял данные территории при помощи меча. Хотя сейчас пытаются объяснить завоевание как добровольное присоединение, но на самом деле это не так. Поэтому многие народы, в том числе сибирские татары, оказали сопротивление Ермаку. Но хан Кучум потерпел поражение. Надо сказать, что в легендах сибирских татар Ермак не предстает однозначно отрицательным героем, потому что политика Кучума некоторыми беками и мурзами воспринималась тоже как завоевательская.

Уже на протяжение многих лет идет волна разговоров — ставить памятники Ермаку или нет. Вопрос поднимается и в Тобольске, и в Тюмени, и теперь уже в Омске. Совершенна согласна с мнением всемирного конгресса татар о том, что необходимо ставить памятники не тем людям, которые не столь однозначны, как Ермак, а тем людям, которые сделали много дел на благо общего нашего многонационального российского народа. Туда входят и русские, и татары, и так далее. Генетическая память о тех событиях передается из поколения в поколение. Это вызовет боль, это вызовет некий негатив. Ставить памятники людям, которые могут будоражить память о не самом лучшем моменте, вызывающем неприятие, раздор и так далее, не стоит. Нам сейчас необходимо проводить акции, которые направлены на то, чтобы объединить народ, а не на то, чтобы разъединить его.

Зайтуна Тычинских, к.и.н., доцент Тобольского педагогического института им. Менделеева,
руководитель центра по изучению историко-культурного наследия сибирских татар


Фатих Сибагатуллин
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕРМАК БЫЛ, ГОВОРЯ ПО-СОВРЕМЕННОМУ, БАНДИТОМ»

Я изучал Ермака. Он казак, татарин по происхождению. Его называют Ермак Тимофеевич. Тимофеевич — отчество. Я спрашиваю у людей, которые его русским считают: а какая у него была фамилия? Его фамилия была ;апый. В моей деревне до сих пор есть люди по прозвищу Жупый. А по-русски Ермака называли неприличным словом на букву Ж. Я читал это в источниках. Он был, говоря по-современному, бандитом. Был в охране Строгановых. Они тоже были татарами. Осваивали Урал, искали полезные ископаемые, добывали соль. Есть же у нас сейчас службы безопасности, ЧОПы разные, так вот выполнял такую роль. Был главой охраны. Казак, татарин, православный Ермак Тимофеевич. Работать охранником ему надоело — и, собрав всех крутых, они пошли за Урал. А это было непросто сделать, ведь реки кругом. Его шайка несла на руках лодки.

Что касается установки памятника, я считаю, что в Омске он не должен стоять. Если и ставить его, то в районе Тюмени. Оттуда ведь Кучум-хан сбежал, как пишут русские летописи. Ермак не смог до конца добить Кучум-хана. Мне бы и в голову не пришло ставить памятник в Омске. Где Тюмень и где Омск? Новосибирск еще куда ни шло.

Я считаю, что не надо ему устанавливать памятники. А уж если ставят, то должны знать — они ставят памятник татарину. Хотя перед татарами у него нет никаких заслуг. Он воевал против них. Хоть Ермак и кряшен, даже имя его взято от татарского слова «иярм;к», то есть «идущий следом», но у него нет заслуг перед татарами. Я думаю, что решение установить памятник носит цель посеять вражду между русскими и татарами. В этих вопросах я бы посоветовал быть осторожнее. Пусть берут пример с Татарстана. Недавно приезжал к нам патриарх. У нас равенство православия и ислама. Никого не обижают, не сопоставляют друг с другом. Кто хочет стравить народы? Не знаю, не думаю, что это рука Москвы. Кому-то из местных выгодно, чтобы был скандал.

Поставить рядом с Ермаком памятник Кучуму? Ни за что! Он же сбежал, потом, конечно, вернулся, но было уже поздно. Я бы ни за что не поставил памятники и Николаю II, и Горбачеву — они все потеряли страну.

Фатих Сибагатуллин, депутат Госдумы


Рецензии