Однажды к нам приехал Боярчук

... не в ипостаси ревизора, но писателя, нашедшегося для Украины и украинского читателя в Эстонии
Встречи с автором книги "Записки Кота Босиком" Николаем Боярчуком состоялись в Ужгороде, замке Сант-Миклош в Чинадиево Мукачевского района и в окрестностях курортной Свалявы три года тому назад. А вот впечатления от них живы до сих пор.
Участникам пресс-конференции, которая прошла в чинадиевском средневековом замке, писатель подробно рассказал о собственном произведении, которое ранее было опубликовано в электронной версии, а накануне приезда автора по инициативе издателя Елены Кухарской напечатано в издательстве "Лира" отдельной книгой, отличающейся необычным полиграфическим исполнением - на желтоватой бумаге в виде древнего фолианта.
Николай Боярчук родом-ходом из Тернопольщины - сердца Украины. Но еще одной малой родиной его является Псковщина - подзабытая Богом и властями душа России. Пятилетним ребенком, как он рассказывает, его чуть ли не похитили из Лановецкого района на Тернопольщине и увезли в Эстонию. А там - жизнь в детдомах. Далее - обучение в лесотехникуме ... и самостоятельное изучение в библиотеке древних мифов, творчества авторов античности, Эмиля Золя, многих других классиков мировой литературы. Вуз окончил в Свердловске - Уральский государственный университет. Но это позже. А до того - учился жизни, в том числе и в Московском государственном университете, который бросил, чтобы ... стать писателем. Работал в Заполярье, готовил радиопередачи на Таймыре, писал для русскоязычных печатных изданий в Эстонии, в том числе и для «Комсомольской правды в Северной Европе", самостоятельно создал мощный сайт "Эстония сегодня", разрабатывает сайт-книгохранилище из произведений ярких, но не востребованных книжными издательствами авторов. Является лауреатом журналистской премии Красноярского края в 1989 г. за цикл расследований, опубликованных под общим заголовком "В зоне возмездия" (о том, почему места заключения являются кузницей кадров для преступного мира). Сейчас Николай Боярчук живет в Таллинне.
Но ближе к "Запискам Кота Босиком". Писатель назвал жанр своего произведения "литературно-публицистическим эксцессом". Таким, достаточно емким, определением вряд ли возможно в полной мере отобразить своеобразный симбиоз стилей и направлений, большое количество смыслов и жанров, макро- и микросюжетов по-настоящему самобытной книги, вышедшей из-под пера автора. Маловероятно, что подобную удастся найти на просторах литературы современной, так же как и в литературе прошлого. Нет, это и не подражание Ницше, хотя Заратустра в произведении созвучен Зороастру. Это и не очередное толкование Библии, счет которым в мировой литературе несколько десятков, если не тысяч. В трех сотнях страниц уживаются, незаметно перетекая друг в друга, и философский трактат, и остросюжетный детектив, фэнтезийный компонент и любовный роман, эпистолярные отступления и публицистика в ее чистом проявлении, очерки по истории религии, теософии и включение сведений по естествознанию наряду с информацией о последних открытиях в физике и астронавтике. Здесь же и описания магических ритуалов, дошедшие из дебрей памяти древнего человека и его же подсознания, и трансформация их в таких сомнительных для рационального ума околонаучных (а может, шарлатанских) опытах, как карты Таро, нумерология, астрология. Здесь и аргументированная критика религий, и оправдание их. Здесь и самая высокая по напряжению и художественным средствам поэзия, воспевающая Любовь. И все это многоплановое содержание, напоминающее сложную конструкцию, построенную по законам геометрии Лобачевского, объединяется несколькими интересными приключенческими и любовными сюжетами. Кроме всего, требовательный читатель найдет в произведении Николая Боярчука по-настоящему талантливые образцы ритмической прозы и рифмованной философской мысли, рождающиеся из того гениального озарения, которое случается столь же редко, как и видимые человеческому глазу следы полетов ярких комет.
"Надеждой русской литературы" назвал в свое время Николая Боярчука писатель и доктор философских наук из Краснодара Виктор Нюхтилин. Впрочем, ни Россия, ни Эстония Боярчука как талантливого прозаика и поэта до сих пор для себя не открыли. Зато счастливый случай способствовал тому, что творчество его было замечено на Украине. Как говорит Николай Боярчук, "Украина собирает своих детей, Украина не бросает детей, куда бы их ни забросила судьба, и через полвека, почти забыв её язык, я возвращаюсь к ней из жизненных путешествий".
Вряд ли тот, кто прочитал "Записки Кота Босиком", сможет забыть солоновато-валерьяновый привкус, остающийся на пальцах и в атмосфере от перелистывания страниц этой книги, которая имеет все шансы стать настольной для людей неравнодушных, любознательных, тех, кого волнуют вопросы веры, жизни и смерти. Это произведение захочется сохранить внутри себя - как Откровение, на которое мало кто из живущих способен решиться, как ту последнюю каплю крови, по которой определяется не генетическое сходство организмов, но родство душ человеческих.
У Николая Боярчука живое публицистическое перо очень своеобразно срослось с поэтическим. Он обладает необычным даром - густую, логически безупречно построенную прозу заставляет танцевать ... краковяк, например, или лезгинку, или причудливо-орнаментальный восточный танец. На самом деле Николай - автор до мозга костей русский. Это не идеология, это сущность писателя. Письмо Николая Боярчука - страстное, неровное, но так узнаваемо и своеобразно благодаря присущим только в его стилистике особенным речевым оборотам, состоящим из лексической инверсии и поэтической ритмики.
"Записки Кота Босиком» - не единственное произведение Боярчука, пишет автор много и в разных жанрах. Тематика же произведений Николая Боярчука фактически подчинена единой высшей цели - созданию гимна Любви. Той Любви, которая побеждает, которая воскрешает, которая является по сути самоотдачей и призванием человека.
Впрочем, следует отметить бездушным и равнодушным, тем, кто ищет легкого чтива, людям, которые никогда не страдали и ничего не хотят знать о том, что же превосходит «тьму низких истин», вход на территорию творчества Николая Боярчука строго запрещен.


Рецензии