Библейский век, библейские сердца!

Много на свете диковин. В самом сердце страны, ставшей символом  современной цивилизации, живут люди по библейским, давно забытым законам,  отвергая все плоды этой самой  цивилизации, вплоть до электричества! В такое не поверишь, пока не увидишь собственными глазами. И вот я на ярко-красном "додже", словно на машине времени, по широченной автостраде на скорости 140 км в час вырываюсь из стеклобетонных ущелий Нью-Йорка на встречу с прошлым, библейским прошлым.

Время истории остановилась в округе Ланкастер штата Пенсильвания. Это в 2 часах езды, на полпути из Нью-Йорка в Вашингтон.  После городского шума слух наслаждается тишиной деревенского пейзажа. Земля здесь ухожена, и взгляд отдыхает на плавных линиях изумрудных холмов и теплых тонах заблудившихся в этой зелени домов. Вместо рокота стальных коней вижу запряженную шестерку крепких, упитанных  лошадей и пахаря, мерно вышагивающего за плугом. Значит я у цели - у амишей.

Не хватайтесь за словари, не ройтесь в наших энциклопедиях, - амишей там нет. Наверное потому, что в отличие от других религиозных сект они стараются быть незаметными, не привлекать к себе внимания. История появления этой секты типична. Ведь каждая из них  возникает, как очередная попытка вернуться к чистым истокам своей религии. Так в начале 16 века в Германии возникла секта меннонитов, названная так по имени своего основателя - Менно Симонса. Но появляется еще более рьяный борец за чистоту христианской  веры и нравов - Якоб Амман и во второй половине 17 века в Эльзасе от меннонитов отделилась новая секта, получившее соответственно название - "амиши". Со временем они переселились в Америку, и теперь нам остается только поражаться тому, с какой естественностью, невозмутимостью продолжают амиши свой образ жизни,  не поддаваясь всем соблазнам окружающего мира.

Библейский век, библейские сердца! В этих сердцах нет места зависти, карьеризму, нет соперничества друг с другом. В их вере нет даже профессиональных служителей церкви. Кому-то по жребию выпадает  роль лидера, и он выполняет ее безвозмездно. Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Основной принцип их жизни: "если нет, то и не хочется". Поэтому у них нет воровства, преступности. Если в их поселениях и есть охрана, то от нас, варваров. В то время как в Штатах вооружены все от мала до велика и дети в школах стреляют по живым мишеням, амиши - нет, вера запрещает. Они живут с убеждением, что Бог создал человека для работы на земле и все, что ему нужно, он получит через труд. Причем не ждут, когда кто-то создаст им рабочие места. Каждый это место создает себе сам. Никогда не страхуют ни жизнь, ни хозяйство,  рассчитывая только на собственную удачу и Божью помощь. А вот социальную помощь не признают; получать пособия от государства  считают ниже своего достоинства.

Да, упрямый, скажу я вам,  народ - никакой цивилизации на пороге своем видеть не хотят. Ни тебе радио, ни телевидения, ни интернета. Даже фотографировать их нельзя (каюсь, несколько снимков я сделал украдкой, прямо из машины). Из книг признают только церковные и календари. Дети ходят  в школы, организованные общиной и образование кончается, как правило, восьмым классом. Не пьют, не курят. Нет разводов, брошенных детей и стариков. Одеваются просто и одинаково: мужчины  - в соломенных шляпах,  черных брюках, которые почему-то не на ремне, а на лямках, и бордового цвета рубахах. Женатый человек обязан опустить бороду. Женщины в длинных черных юбках или платьях темного цвета. На голове платки или белые чепчики. Дети одеты точно также.

В Ланкастере амишей тысяч пятнадцать. Живут они и в других штатах, но поменьше. Естественно, что при их трудолюбии живут они зажиточно. При разговоре с одной из женщин выяснил, что сама она домохозяйка, а муж держит молочную ферму. "А как же вы перерабатываете столько молока, если не признаете электричества?" А он, не перерабатывая, реализуют молоко на местном рынке. Производимые амишами продукты пользуются огромным спросом у "поехавших" на почве экологии американцев. Ведь они отказываются  не только от машин и тракторов, но и ядохимикатов и удобрений. Только навоз. Единственное "химическое" вещество, которым амиши обрабатывают поля, - их собственный пот. Ездят они  и пашут на лошадях, а убирают косой. При этом урожаи у амишей ничуть не меньше, чем на соседних механизированных фермах. У них нет никакого секрета - труд, труд и еще раз труд от восхода до заката. Ежедневные молитвы и никаких дискотек. И здесь я не мог не задать вопрос: "Неужели молодежь не соблазняется легкой городской жизнью и не уходит туда?"  Кто-то, бывает, и уходит, но обычно возвращается назад, - не переносит суеты, бездуховности, аморальности города.

Вообще говоря, мы привыкли на прошлое смотреть и оценивать свысока. Между тем  язвы современной цивилизации  дают амишам веские доказательства  правоты их взглядов на жизнь. Но они не навязывают другим своих убеждений и, в свою очередь,  не хотят, чтобы мы вмешивались в их жизнь. Они как бы в другом, параллельном мире и не стремятся смешаться с нами. Как знать, ведь в неевклидовой геометрии даже параллельные прямые где-то пересекаются. Может, хватит у нас мудрости, чтобы, взяв от каждого только хорошее и полезное, слиться в единый мир и вместе устремиться в будущее.


Рецензии