Звонкое эхо

К 95-летию В.М. Шаповалова
...
Удивительно пространство бумажного листа. Пара движений рук - и вот уже готов макет улья.
Сказка.
Или нанести на лист письмена .
И явится чудо.
Писатель Владислав Мефодьевич Шаповалов на листе бумаги соединил сказку и чудо.
И явилась повесть "Медвяный звон".
Я её прочел лет пятнадцать назад. С тех при виде всякой пчелы на языке появляется привкус меда, а всякий улей даёт ощущени лета и солнца.
Даже больше скажу.Каждое лето меня не прокидает ощущение, будто всё буйство зелени и солнца происходит в огромном улье. И все мы, люди - это пчелы, занятые великим трудом построения сот.
Я вспомнил эту повесть теперь потому, что перечитываю Шаповалова заново. Совсем скоро он отметит юбилей, и я вдруг увидел в его книгах новый, особый, смысл. И повесть "Медвяный звон", прочитанная много лет назад, нынче вдруг стала для меня ошеломляюще новой . Те же буквы, те же слова, те же герои - но как свежо, как вкусно потянуло с каждого листа книги! И возник этот звон, фонящий зуммер пчелы, примеряющий место посадки внутри цветка вишни. И я, подобно пчеле, с буковок повести начал собирать нектар познания и радости.
А книга, собственно - незамысловатый рассказ о пасечнике и его внуке...
... хотя нет. Книга о природе. О её единстве и неразделимости...
....тоже нет. Повесть о взаимной любви человека и природы...
...снова не так. "Медвяный звон" - повествование о пасеке и пчеле. Об устройстве немыслимого общежития разумных насекомых...
Стоп! Так я далеко зайду. Самое верное - сказать, что повесть написана обо всем этом - о дедушке и внуке, о природе, о пчеле, о пасеке. И все это - потрясающий восковой сплав чистейшего русского языка без всяких латинских примесей.
Я когда-то прочел повесть Виктора Астафбева "Зрячий посох". И когда прочел - понял, что что-то не понял. Я возвращался к ней снова и снова, но нечто неуловимое ускользало от меня, некий глубинный смысл. И лишь со временем я разгадал книгу . В "Зрячем посохе " Астафьева нет ни одного (!) чужеродного слова.
Но теперь я понимаю, что такую же загадку нашел и в "Медвяном звоне". Я даже наугад открывал страницы, страясь поймать писателя.
А нету!
Зато есть множество родных, русских слов, которые мы давно забыли, или вообще нет знаем. "Медвяный звон" - это же настоящий Словарь, с большой буквы! "Дедушка Тихон выстрогал весёлку..."
И я тянусь к словарю Даля. Когда бы ещё раскрыл! А Даль подсказывает за Шаповалова, что это изделие в виде малого весла.
Да ладно Даль! Смыслы повести "Медвяный звон" разбросаны по всей жизни. Конечно, с особым пристрастиенм писатель раскрывает перед нами внутренний мир пасеки. И перед тобой уже - не художественная литература, а познавательное пчеловодство. С примкнувшим к нему растениеводством. Если , до чтения книги, вы ничего не знали о мёде, то, закрыв послуднюю страницу, знаете о нём все.Я не верю, что так можно написать, не будучи самому пчеловодом. Или надо быть гением, чтобы так точно войти в образ пасечника.
Возможно, Владислав Мефодьевич и то, и другое.
Иначе сложно объяснить, с каким мастерством и даже любовью он рисует и печальные картинки . Вот пчёлы во множестве жалят внука Женю. Это опасно, это смертельно опасно. Но рассказчик жалеет разом и мальчишку, и его обидчиков. Потому что пчёлы в этой картине всего лишь пытаются сохранить равновесите в природе.
Или похороны деда Тихона. В их описании мало слов о погоде того дня. Но читатель спиной ощущает солнечное тепло и слышит непреходящий гул пчелиного кружнения. Даже этот скорбный день вписан в повесть , как продолжение жизни...
...даже не так. Писатель в размышлении о смерти поднимается до немыслимой высоты. И плач по усопшему у него становится гимном бессмертию. "Превращение одной формы жизни в другую, хотя бы с частичным переносом сознания, было бы пределом мудрости" - вспоминает мальчик слова деда на могилке. И оставляет на ней семена медоноса.
И мы понимаем, что следующней весной сюда, на цветок, прилетит пчела. И обязательно разольется вокруг медвяный звон. И знаете что?
Есть немного книг, читая которые я боялся , что страниц остается все меньше.И я закрыл "Медвяный звон" с огорчением. Я опасался, что потеряю ощущение летней пасеки, что солнце перестанет припекать спину, что умолкнет медвяный звон. Но странное дело - волшебство бумажного листа не исчезает!


Рецензии