Завещание Толстоевского

На днях заехал я проездом в село Степанчиково и к глубокому прискорбию своему узнал, что Федора Михайловича Толстоевского нет более на белом свете. По рассказам дворовых людей его, сей достославный человек, почувствовав муки невыразимые при мысли об униженной им супруге, ушел по столбовой дороге в пустынь Ясная Поляна и, не дойдя до оной несколько вёрст, испустил дух свой в совершенном смирении на одной почтовой станции. При нём обнаружилось духовное его завещание, текст коего представляет несомненный интерес для потомства и понимания сложной души приснопамятного Федора Михайловича. Считая себя не вправе скрывать открывшуюся духовидцу в селе Степанчиково истину, привожу его с дипломатическою точностью, сохраняя самые обороты его в нерушимой целостности:


«Любите все создание Божие, и целое, и расчлененное. Каждый листик зеленый, желтый, красный, свежий, увядший, каждый луч Божий любите (главное — в инфракрасном излучении, а то при обычном свете не видно). Любите животных — коров, лошадей, коз, свиней, овец, собак, кошек, мышей, львов и тигров, носорогов и крокодилов (этих — если получится), зайцев (если догонишь), слонов (если влезешь), любите растения и грибы, особенно ядовитые (поганки, мухоморы, аконит и белену, белладонну и болиголов пятнистый), любите всякую вещь, особливо навоз и мусор. Будешь любить всякую вещь и тайну наслаждения всяческого постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь, наконец, весь мир уже безмерною и беспримерною любовью.

Главное — предохраняй при сем здоровье и проверяй, не преследуются оные действия в Уголовном уложении приютившего тебя отечества».


Рецензии