Почему Пушкин не любил Москву

         В 1819 году Пушкин писал Всеволожскому:
«Ты скачешь в мирную Москву,
Где наслажденьям знают цену,
Беспечно дремлют наяву
И в жизни любят перемену.
Разнообразной и живой
Москва пленяет пестротой,
Старинной роскошью, пирами,
Невестами, колоколами…»

         Такой запомнилась Пушкину Москва его детства. Эту Москву  он любил.
«В изгнаньи, в горести, в разлуке,
Москва! Как я любил тебя,
Святая родина моя».

         В «Евгении Онегине» (7-я глава) Пушкин пишет:
«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе»
Там же он описывает, как семейство Лариных въезжает в Москву и что видит Татьяна:
«Вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы,  (сегодня трудно представить ухабы на улице Горького (Тверской) – НИК)
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах»

          Пушкин любил Москву своего детства. Но повзрослев,  мнение его почему-то о Москве  меняется и далеко не в лучшую сторону.
          26 июля 1831 года Пушкин пишет Е.М.Хитрово:
          «Москва – город ничтожества. На ее заставе написано: оставьте всякое разумение, о вы, входящие сюда»

          В декабре этого же года в письме жене Наталье он пишет: «Не люблю твоей Москвы»
          В следующем письме опять: «Однако скучна Москва, пуста Москва, бедна Москва. Даже извозчиков мало на ее скучных улицах»
         Пушкин даже не любит все то, что пахнет Москвой. В октябре 1833 года он пишет жене: «…но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет Московскою барышнею... Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя»

         В одном письме Пушкин написал жене, что он «Насилу дотащился в Москву, обоссанную дождем» В другом письме пишет: "Женка, женка! я езжу по большим дорогам, живу по три месяца в степной глуши, останавливаюсь в пакостной Москве, которую ненавижу..."

         В советское время мы пели: «Дорогая моя столица, золотая моя Москва». Она действительно была дорога и любима каждому советскому человеку за ее гостеприимство, дешевизну.  Например, в 60-70-е годы за пять копеек можно было целый день кататься в метро,  за рубль сытно  покушать в столовой, где хлеб  был бесплатный, вход в любой музей стоил копейки, в гостинице «Колхозная» я ночевал в номере на два человека  за рубль. Живи Пушкин в советское время, он бы не мог сказать «Москва – город ничтожества»

         А вот если бы он жил в 90-е годы прошлого столетия, то, наверняка, сказал бы «Москва – город ничтожества. На ее заставе написано: оставьте всякое разумение, о вы, входящие сюда».  Тогда Москва превратилась в город, где верховодили  воры, бандиты,  жулики и другие ничтожества.

         Это  тогда,  о той Москве написала стихотворение «Столица»  поэтесса Людмила Щипахина:
     Тебе ли пристало, столица,
     С державной дороги свернуть?
     В фальшивые храмы рядиться,
     Рекламы повесив на грудь.
      
     Притворно и ахать, и охать
     Над горем великой страны,
     Где топчется алчная похоть
     У самой кремлёвской стены.
      
     Твои ли посланцы, столица,
     Урвав криминальный кусок,
     На пляжах Ривьеры и Ниццы
     Вальяжно плюют на песок?
      
     Зачем воровству потакаешь,
     Пивной разливаешь коктейль?
     Зачем ты, столица, толкаешь
     Своих дочерей на панель?
      
     Зачем твои властные лица,
     Сойдясь, присягнули РУБЛЮ?
     ...Прости, дорогая столица,
     Я больше тебя не люблю!

         И сегодня мало что изменилось. Только олигархи и прочие толстосумы могут сказать «Дорогая моя столица, золотая моя Москва». Для остальных жителей России Москва стала чужой, пугающей и дорогой.
Как все равно про наше время писал Некрасов:
Столица наша чудная,
Богата через край,
Житье в ней нищим трудное,
Миллионерам - рай

    


Рецензии
СПАСИБО, Николай, за такую хорошую подборку
исторического материала! А я и не знала, что
порою наш любимый Саня Пушкин не любил Москву...
С уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   28.05.2020 17:15     Заявить о нарушении
Вам, Галина, спасибо за отзыв.
Пушкин неисчерпаем, как неисчерпаем океан.О нем написано сотни томов и все пишут, пишут...
Вот и я тоже пописываю)
С уважением
НИК

Николай Иванович Кирсанов   29.05.2020 10:30   Заявить о нарушении
Извините. Приветствую Галину !

Галина, взгляните на ниже рецензию Авакумова: по-моему единственный, который попытался уточнить слово "почему" названия.

Николай Иванович ! Приветствую !
Хитрый Вы политик - решили получить ответы от самих читателей. Очень полезный зачастую метод.

Александр Сергеевич наверное не любил и не только Москву, особенно тогда, когда в ней не жил.
А то как же ?
Живёшь здесь, а душа вся там - разлад и война получится.

Георгий Сотула   29.05.2020 13:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.