Тяжела судьба была

Совсем юной девочкой я часто спрашивала свою маму  о ее жизни, о ее родителях.

Отвечала  мама неохотно или в общих  чертах.

Про  свое детство  мама не любила вспоминать.

Когда спросила про шрам на ее лице, ответила быстро, будто заранее выученный текст:

-Болела  рожей,   в больнице порезали.

У мамы  были многочисленные шрамы на теле.
Я долго  не решалась спросить о их происхождении, боялась услышать нечто  ужасное.

Не выдержала , спросила .

"Горел  дом  у родителей, попала в больницу, бинты отдирали.  Брат Никита умер от   ожогов, "- горестно вздохнула мама.

Была  уже школьницей, ранней весной пришла к нам незнакомка. 
Я делала уроки.   На     улице  было  пасмурно, прохладно.
Мама попросила меня пойти погулять.   Мне не хотелось...    Ослушаться я не посмела.
Незнакомка какое  - то время находилась в доме.    Вышла взволнованная удовлетворенная  разговором.  Поспешила уйти.    Следом чуть задержавшись, вышла мама.
- Аня , ты сейчас где?
Я подумала: так долго болтали, а спрашивает на улице.   
   
Почему Аня?   -      Если намного старше мамы.
Промолчала  Аня, раздумывая говорить ли при мне.   
Смотрела то на меня, то на маму.
Я уткнулась в свою игру.

"Я у директора школы, детей нянчу, " -  Ответила Аня.

Мое детское любопытство разыгралось.   
В школе я слышала про нового директора и его семью. Недавно приехали в село. Я с интересом  стала  разглядывать   Аню.
Невысокого роста, миловидное лицо. Одета простенько.  Позвоночник   искривлен.
 
 -Как к тебе относятся?   -  спросила мама. Будто могла что-то изменить , помочь.
 - Она хорошая , добрая ,  он сущий демон , груб.
 - Они тебе платят?

 - Да  ( назвала сумму).     Кушать дают.

 - А как сама ?

  Глаза плохо видят.   - Повернулась в мою сторону.     Глаза голубые.
Диалог был спешный.
Отвернулась , быстро , как  могла  поспешила  за  угол   палисадника.
 
 - Мама, кто она?- спросила я.

 - У нее своих детей нет и никогда не было, нянчит чужих детей - сказала мама уверенным голосом.

Дала понять, что у Ани никого нет.  Мне стало жалко эту скромную женщину.

 - Мама, а где она живет?
 
 -У людей живет и кормится.

 - А когда дети вырастают? - Я хотела продолжить  диалог с мамой.
 
 - Уходит в другую семью.   

Мама замолчала , задумалась.

Прошло несколько дней , я из  детей одна дома.   Уроки сделаны.  Играла во

дворе.  Было тепло, солнечно.   Подошла женщина к нашему дому , спросила :

 - Мама дома? 
- Да, ответила я.
 
Я взглядом проводила до крыльца.Погрузилась в свою игру.   Подняла голову , почувствовала  взгляд.
Женщина меня внимательно  разглядывала , любовалась.  Резко отвернулась зашла в дом.

Большие серо - голубые глаза  ,    одета во все черное.  Даже черный цвет
был хорош,  ей  к лицу.   

Побыв немного дома  ,   вышли с мамой .    Мама показала
хозяйство . Зашли в дом .  Незнакомка была выше ростом . Разговаривали
спокойно не повышая голоса, не привлекая внимания.

Вскоре женщина ушла.     Мама загрустила.
- Мама, кто она?
- Подруга Марта.   Я впервые слышала. Имя показалось странным.
"Почему не Мария?"- подумала про себя.

- Росли вместе,- продолжила мама неторопливо.
-Муж ее на войне  погиб, в Боге засомневалась.
 
- Мама, откуда знаешь, что засомневалась ?

Я ее спрашивала. Я за вашего отца молилась -   пришел живым.
До сих пор мне не понятно  ,  почему мама скрыла визит женщины   от отца.
    
Однажды я спросила маму  , в честь кого меня назвала.  Застала врасплох, заволновалась. 
Что- то  пробормотала ,  на чужом языке.   Я не поняла  , что она говорила. Стояла от нее на расстоянии вытянутой руки.
Мама быстро послала в чулан за чем-то. Я стояла, ждала ответ. Не хотела идти, не получив его.
Посмотрела мама в мою сторону. На лице увидела  что-то недосказанное, грустное. 
Отодвинулась от русской печки и чуть громче обычного проговорила:
  -В честь знаменитой женщины  , она жила в Москве.
Опять произнесла, что - то непонятное.

Про Москву я слышала в школе.

-Сестру назвала в честь акушерки.- Перевела разговор мама...

В нашем селе церковь не работала.   Хранилось в ней зерно.
Много раз мама заводила разговор про священника.   Отец молчал.
 
 - Мама , где так долго была?  - спросила  я.
 
 - Ходила за священником.  Сестра некрещеная ,  придет - окрестит.

На следующий день, ближе к обеду ,  пришел священник.  Немолодой ,  худощавый среднего роста.  Одет в черную одежду.  Борода аккуратно подстрижена,  седая, с рыжиной посередине.   Звали Николаем.

В таз налили воды , мокрой рукой три раза провел по голове сестры.
Отрезал клок волос с макушки , бросил в таз с водой.   Волосы утонули.

"Скоро помрешь !" - смеялись над сестрой.

У меня опять вопрос к маме , боялась обидеть вопросом.  Не выдержала задала его.
    - Мама сколько классов закончила?
    -Два.- быстро ответила мама.

Не поверило мое детское сердце , сравнивая с другими жителями нашей улицы.
Мамины ответы были намного грамотнее.  Еще она была щедрой , подавала
милостыню ,  никому не отказывала.  Одиноким старикам носила молоко , сметану. Нас учила быть добрыми  , помогать нуждающимся.

Что мы с сестрой просили из сладкого,  покупала. Делились с ней она отказывалась.
Имели большое хозяйство . Сметана стояла чугунах , в ведре.
Я любила сметану , сливки.
   
Больше всеГО  нравилась сметана  в большом черном кувшине , которого   прятали от посторонних глаз.
С младшей сестрой, подражая взрослым девушкам, учились петь частушки. У мамы  лицо преображалось.  Улыбка не сходила с ее лица весь день, когда она вспоминала свое  что- то  личное , веселое.
-Мама, ты знаешь частушки? - Спросила я. Спой.

                Воркута , Воркута-
                Черная планета.
                Девять месяцев зима-
                Остальное лето.

Грустная частушка  мне не понравилась я больше маму не просила. Отошла в сторонку, задумалась  с чем связана эта частушка. Отвлеклась  ,забыла. 

Я ослушалась брата,  поранила ногу. 
Мама схватила на руки , несла меня в медпункт   прижимая к себе , будто делила мою боль.
Ни разу не пристыдила , не упрекнула.

Чем взрослее становлюсь , тем больше понимаю , как ей , почти слепой , было тяжело жить в деревне  с отцом - инвалидом , которого она поставила на ноги после войны.
Отцу никогда не перечила.  Молча выслушает , вместе принимали решение.

                Анастасия, Анастасия !
                Тяжела судьба была.
                Могла бы узнать вся Россия,
                Тайну в могилу  унесла.


Рецензии
Прочитал я ваш рассказ, Таня, но незаконченный он, есть начало, а где развитие событий? Не понятно, хотя историю царской семьи знаю досконально. Но читать было интересно. С уважением

Валентин Кашлев   19.11.2021 05:07     Заявить о нарушении
Ваше право верить , не верить.Я только написала историю про свою маму. И подсказала какая была конспирация...

Татьяна Афимина   19.11.2021 14:08   Заявить о нарушении