Музыкальное сопровождение

    
                Второе название - Плюрализм мнений

     Два представителя этой древнейшей профессии познакомились в конце 90-х. О древности профессии они ежегодно вспоминали каждое второе воскресенье августа во время празднования профессионального праздника. Жаркий спор о том, кто был раньше - проститутки или строители, бурно разгорался сразу во время первого тоста, после третьего же про первенство профессий забывали, а прорабы и мастера наперебой рассказывали каждый свою историю Чебурашки - «строили мы, строили и, наконец, построили». Профессия их и подружила.
 
     В этом городке они появились волею судеб. Один попал сюда в начале 80-х годов после окончания Одесского инженерно-строительного института благодаря тому, что еще студентом женился на единственной дочери Ответственного Строителя, возглавлявшего строительный комплекс на газоконденсатном месторождении в обширных степях области. За одесское происхождение, характерный акцент и манеры, он получил кличку Одессит, чем порой даже бравировал.

     Второй же попал после развала СССР из союзной республики – откуда буквально едва унес ноги в 96-м, оставив там престижную должность главного инженера домостроительного комбината, квартиру, дачу на берегу моря и прочие достижения советского инженера. Здесь же, без связей, поддержки и практически без крыши над головой, надеясь только на себя, опыт и престижное советское образование, начинал все заново с начальника строительно-монтажного участка.  За свою экзотическую фамилию, микс в крови национальностей разных мастей, был удостоен прозвища Румын, на что не только не обижался, а совершенно не обращал внимания.

     Без отрыва от основного производства они сколотили строительную фирму – экономическую подушку безопасности для семей, реализации имеющегося багажа знаний и опыта, а так же бьющей фонтаном молодой энергии.

     Они не были ханжами. Молодость у них тоже была, причем советская. В институтах наравне со спецпредметами штудировали марксистско-ленинскую философию и научный коммунизм, гудели до утра в студенческих общежитиях, проводили ночи с гитарой у костра в студенческих строительных отрядах. Были сеновалы и бараки на уборке урожая в подшефных колхозах, пятилетки, комсомол, социалистические соревнования с попыткой кого-то догнать и перегнать; гласность, ускорение, перестройка, демократизация, холодная война, горячие точки, системная дезинтеграция, антиалкогольная компания, межнациональные конфликты, экономические спады и  кризисы, дефолт, нормированное снабжение по талонам и много чего еще параллельно с  историей родного СССР. Все это сопровождала музыка. От маршевых и патриотических, классических, лирических, русских-народных до бардовских, блатных, эмигрантских и забойных зарубежных: Aerosmith, Led Zeppelin, Pink Floyd, AC/DC, Rolling Stones, Queen, Deep Purple, и ещё несметного количества поющих англичан, итальянцев, ирландцев, немцев, афроамериканцев.

     Раз в неделю совладельцы встречались, чтоб обсудить ситуацию, погонять дебет-кредит.  Когда Румын собирался на встречу, неизменно говорил домашним: «Пойду с Одесситом бабки пилить. Буду поздно и пьяный».

     Как-то такое совещание проводилось на даче у Одессита. Его супруга была хорошей хозяйкой, при всем нынешнем достатке, ранее нажитым добром не разбрасывалась, а по русской традиции отправляла его на дачу. Так среди мебели, картин, ковров, хрусталя и прочей морально устаревшей домашней утвари там оказался книжный шкаф с отличной библиотекой и проигрыватель со стопкой пластинок. Они решили вспомнить молодость и покружить винил.

     Послушав что-то из иностранцев, перекладывая конверты с пластинками, Румын нашел диск Марка Бернеса. До этого шумно спорив, доказывая друг другу каждый свою правоту и целесообразность очередных перспективных шагов, финансовых проектов и рисков, они вдруг утихли – все на время потеряло смысл, они словно впали в гипноз. Простые, логичные, пронизанные смыслом и чувствами слова, спокойная, гармоничная мелодия, проникновенный голос, льющийся из динамиков, заставили их несколько часов молчать и слушать. Изредка они перебрасывались тихими фразами, уже реже наливая по рюмкам коньяк. Раз за разом заново включали грампластинку Бернеса и продолжали молча слушать. Он наполнял их забытыми чувствами, пробуждал память  о чем-то чистом и настоящем,  о том, к чему были сопричастны они сами и поколение их отцов и дедов, то, что для других народов было русской загадкой. Потеряв этот чистый источник в мясорубке потрясений последних лет, они не могли утолить эту жажду прекрасного. Жена Одессита полусонная несколько раз выходила посмотреть все ли в порядке и понимая все без слов уходила. 

    Проигрыватель крутил и крутил пластинку «Заветный мой перекресток», на веранде в дачной ночной тишине звучала Темная ночь, Я люблю тебя, жизнь, Журавли, Любимый город, С чего начинается Родина, Хотят ли русские войны, Москвичи. Им не нужен был выбор между той, прошлой музыкой и преподносимой народу в последние годы. Они его даже не делали.

     Культуру девяностых клипмейкеры опустили ниже уровня канализации, пропагандируя дикий медийный шлак, халтуру и вульгарщину: лесбиянки пели про мальчика гея и истошно орали: Я сошла с ума! Девица с видом пациентки нарко- и психдиспансера пыталась всех уверить, что она ворона; болгарин с флагом Турции на футболке обещал: ой, мама, шика дам! Кто-то передавал «Привет с большого бодуна», прикидывался «Бедной овечкой», посреди ночной Невы хрипло угрожал расправой: «Я убью тебя, лодочник»! Барабанщики извещали мир, что «убили негра, ни за что, ни про что, суки, замочили», молодцы с девицами в униформе Второго объединённого казаче-велосипедного полка боязливо интересовались «Че те надо?» Мужики нетрадиционной ориентации в перьях и рюшах шипели про «Голубую луну» и «Щелкунчика», а беззубый пергидрольный блондин в леггинсах и на неимоверных каблуках ревел как белый медведь в ясную погоду: «Холодная луна» и шепеляво умолял: «Твори добро!»

     Они не пели, а выли и хрипели под фанеру на деньги, славу и хайп. Голоса вытягивал звукооператор после 80 дублей мычания. Поэзии не было – был набор пошлых и дешевых стишков. Эпатаж, скандал и фальшивые конфликты вокруг исполнителей стали движущей силой их популярности.  Похоже, продюсеры, плодя и клонируя климов чугункиных, в качестве основного руководства этого процесса взяли рассказ Мопассана «Мать уродов», в котором женщина ради наживы сознательно различными приспособлениями, подвязками и дощечками снаружи травмировала в утробе плод, чтоб родившегося несчастного инвалида продать в цирки и балаганы, и даже устраивала аукционы особо изувеченным. Богатея на этом мусоре, продюсеры установили моду на деградацию,  подчеркнули убогость и примитивность вкуса потребителей массовой культуры.

     А ведь о Марке Бернесе в 1958 году в газете «Правда» тоже была написана статья «Искоренять пошлость в музыке».  Это после того, что пел он обнаженной душой, а его репертуар был безупречно отобран. Да и славу он приобрел без подтанцовки, без черепов на майках, без перьев и корон на голове, лазерных шоу.
 
     Владимир Познер однажды в интервью спросил эпатажного исполнителя: (имя), ты же не глупый человек, образованный, а песни твои, в общем, довольно заурядные. Неужели тебе самому все это нравится? Ответ отразил истину: А че? пипл хавает!..
 
     Хавали... 

     За окном таяла южная ночь, они слушали и слушали, склонив головы, перезагружая свои чувства и эмоции, возвращая утерянное, сопоставляя «что было» с тем, «что стало», отметали трэш.

     В шестом часу утра Румын молчаливый и задумчивый приехал домой. Покормил собаку, разделся, умылся, прошел в спальню и сказал проснувшейся жене: Мать, я дома. Все нормально. Купи несколько разных дисков Бернеса, пару брось в машину, остальные пусть дома будут. Я посплю пару часов…








История подлинная, имена скрыты по причине известности героев в своей отрасли, прозвища настоящие.

17-24 мая 2020


Рецензии
Ева, вы Умница! Вы не представляете, как за душу взяли вашей работой. Сколь падок народ на все не свое:в фильмах - пресловутое “YES!", с "хуком" локтя, с показом третьего пальца и др. элементов американской культуры. Русская попса вызывает жалость, сама музыкант, не могу слушать "многогранный бред". Мне интересно, почему веками имена нравились, и вдруг разонравились? Денис - это Дэн...можно огласить весь списочек. Я чистокровная армянка, неплохо знающая Русский язык. Вот здесь мне хочется спросить: почему коверкание собственного языка происходит столь иезуитски? Доставляет наслаждение? Почему современная российская молодежь( в подавляющем своем большинстве) не довольна всем, что им оставили ВЕКАМИ ПРЕДКИ? Даже здесь, на лит. сайте, казалось бы, где-где, но здесь должен быть представлен Русский во всей своей красе. Однажды, я оставила одному из авторов рецензию с подобным вопросом. Ответ был следующим:" вот еще , будет меня учить армянка..." можете посмотреть сами.
Посмотрите на кавказские народы: они максимально сохраняют свой язык, имена, традиции.
Я долго живу в США. Наши сыновья, а теперь и внуки не имеют права говорить дома на английском. Здесь, не в своей стране, мы прикладываем массу усилий, чтобы не ассимилироваться. Поверьте, даже на бытовом уровне, американцы смеются, когда видят патологическое желание быть похожими на них: в глазах появляется снисходительное выражение. Вы видели хоть одного, который у себя в США перенял что-то не только русское, но и вообще чье-то, не американское? Даже слушая британский английский, они усмехаются, считая свой вариант английского высшей пробой. Но, когда кто-то с гордостью говорит или рассказывает о своей культуре, роде или родине, вот тогда они прислушиваются, считаются и показывают всяческое уважение. Почему вы, носители мировой культуры, с таким энтузиазмом согласились на уровниловку с ними? Почему о России они должны знать "матръошка", "балаляйка"?
Им пресуще приписывать себе все хорошее, стирая имена и нац. принадлежность. Один из моих внуков рассказывал о периодической таблице, не зная об авторстве Менделеева в создании этой таблицы. Я объснила ему, в школе он спросил у учителя, тот сказал, что ничего про это не знает, думает, что его бабушка, т. е. я, ошиблась.
Хотите правду? Если последующее поколение хуже, то виноваты старшие.
Когда-нибудь... кто-то... надеюсь донесет до молодежи, что все легко подражаемое, тем более "не свое", убавляя собственное Достоинство, приведет к... дальше пусть такие Умницы, как вы, Ева, пишите, говорите, вдалбливайте!
Браво! Спасибо!

Марина Давтян   20.06.2020 19:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.