От рефлекса к рефлексии и логике

         Теория отражения это материалистическая теория.
         Базовый постулат материализма: «бытие определяет сознание». Синоним бытия материя. «Материя это объективная реальность, данная в ощущении», то есть  воспринятая, созерцаемая. Зерцало в старом русском (и церковнославянском) языке — зеркало. Зерцать – смотреться, всматриваться.
         Получается, что природа смотрится, отражается, копируется в человеке: запечатлевает в нём свой чувственный (сенсорный) образ. Зеркалом служит нервная система из чувствительных, сенсорных нервов.
         Синоним отражения рефлекс. Получается, что сознание это процесс и результат отражения. Смотришься в зеркало – видишь свой образ, отвернулся – не видишь его. Зеркальный же образ складывается из чувств, ощущений. То есть одно дело зеркало, чувствительные нервы, другое дело зеркальный образ – сенсорный синтез.
         В отличие от материализма, в субъективном идеализме объективная реальность в ощущении не дана, это «вещь в себе». Это объясняется тем, что ощущения, чувства принадлежат человеку, так как имеют антропогенное происхождение. Поскольку субъект не животное, не природное существо, поэтому чувственный (сенсорный) образ природы не принадлежит природе, объективной реальности, он продукт рефлексии, самоотражения, а не рефлекса, не отражения.   
         Мысленный (идеаторный) образ природы также продукт рефлексии. Учение о копировании идей (мыслей) принадлежит древнегреческому философу Платону.
         Мышление, обращённое к себе это логика. Основатель логики Аристотель. Термин логика пущен в оборот Александром Афродизийским пятьсот лет спустя.
         А вот сознание, обращённое к себе это самосознание.
         Вообще-то, если следовать концепции отражения, то можно думать, что отражение есть обращение, возвращение к себе. В философии Г.Гегеля возвращению к себе абсолютной идеи предшествует отчуждение её в природу, то есть отчуждению от себя. Получается, что абсолютная идея как бы, то отворачивается от себя к иному, то оборачивается к себе.
         Таким образом, в диалектике отражение складывается из отчуждения в иное и возвращения к себе. В рефлексологии это восприятие и ответ, стимул-реакция: рефлекс самосохранения или приспособительная реакция.
         В общем, следует сказать, что дуализм Платона стал импульсом для появления рефлексологии Декарта и рефлексологии И.Павлова. В биологическом организме человека была обнаружена рефлекторная дуга.
         Благодаря дуализму Платона появился объективный идеализм, гегелевская диалектика, в которой отчуждение абсолютной идеи (сознания) в природу (обращение к природе) и возвращение (обращение) к себе образуют гигантский цикл обращения, кругооборот Абсолюта, Духа, состоящий из сознания как отражения иного и из самосознания как самоотражения. Синоним сознания рефлекс, синоним самосознания рефлексия.
         При отчуждении Духа в природу он отворачивается от себя, происходит экстраверсия при возвращении к себе – поворачивается к себе, происходит интроверсия.
         Этот философский дуализм превращён швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) в психологическую концепцию об экстравертах и интровертах.
         «В моей практической врачебной работе, - писал Юнг, - я уже давно заметил, что помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое различие и прежде всего два резко различных типа, называемых мной типом интроверсии и типом экстраверсии». [1,с.238]
         От психологии перейдём к химии, где синтез воды из водорода и кислорода это отчуждение их в воду, а разложение воды на кислород и водород это возвращение их к себе.
         Отчуждение можно мыслить как обращение, превращение в иное. Нечто подобное происходит в товарообращении, когда один товар, обмениваясь на другой товар, превращается в него. В этом случае А превращается в Б, поэтому можно утверждать, что А есть Б, нарушая тем самым традиционную логику.
         В общем, надо сказать, что теория отражения и самоотражения всем бы хороша, но есть одно но. В ней, «философы лишь различным образом объясняли мир,
но дело заключается в том, чтобы изменить его», – говорит Маркс. [2]
         Кроме того теория отражения избегает патологии отражения, которая известна в психиатрии в разделе нарушения восприятия и в разделе нарушения мышления, то есть  отражения на разных его уровнях высшей или психической формы.
         А если коснуться нарушения мышления в форме бреда, то в том, что при бреде «реальное уживается с надуманным», можно видеть ошибку в отражении объективной реальности на уровне понятий, которая ведёт к заблуждению – околоумию.
         Также если коснуться нарушения мышления о мышлении – логики, то нарушение всех её четырёх законов станет демонстрировать его суть. В психиатрии называется это нарушение логики паранойей или кривой логикой.
         Думается, когда появился неологизм «кривая логика», возникла необходимость противоположную ей логику назвать традиционной. В этой традиционной логике её законы – закон противоречия, закон достаточности основания и закон исключения третьего являются производными от закон тождества, утверждающего, что А есть А, понятие это понятие, а вещь это вещь, не надо их смешивать.
         А поскольку оппоненты основателя традиционной логики философа Аристотеля, эклектики утверждали обратное, что «нет двух одинаковых вещей», нет двух А, то между ними началась война, которая не закончена по сей день.
         И если опираться на то, что по теории отражения копии объективной реальности у философов-рационалистов и у философов-эклектиков должны быть идентичными, то следует решать, на чьей стороне истина и выбирать одно из двух по закону исключения третьего в традиционной логике.
         Но если считать, что отражение ведёт к удвоению мира, открывая двойную ориентировку сознания, которая расценивается в психиатрии как бред, то нужно искать бредовую идею, затесавшуюся в копию объективной реальности и исказившую её. Нужно искать «уживающееся с реальным надуманное», подверженное логической переработке.
         «Надуманное» это по теории отражения мысли, идеи, которые не отражают ничего из реального, они не опредмечиваются. Психиатры же их расценивают как ошибки суждения, умозаключения.
         Говоря о логической проработке бредовой идеи в чистом виде как ошибке  суждения, следует: 
• Во-первых, заметить, что появление такой идеи относится к расстройству мышления не по форме, а по содержанию, т.е. характеризуется нарушением не логичности построения, а продуктивности мышления. [3, с.41]
• Во-вторых, бредовая идея как ошибка суждения  касается понятийного, а не наглядного, образного мышления, хотя там и там материалом для мышления являются представления, т.е. образы воспоминаний предыдущих восприятий.
• В-третьих, логическая проработка бредовой идеи указывает на использование логики в бредовом мышлении для формирования ошибки суждения или умозаключения, не поддающейся в то же время исправлению путём доказательства. Нелепость ошибки суждения указывает на то, что реальное  здесь уживается с фантастическим, надуманным. [3, с.43].
         Итак, бред как нечто надуманное (придуманное, изобретённое) касается понятийного, а не наглядного, образного мышления, а именно продуктивности мышления и использование логики в бредовом мышлении. При этом бредовая мысль нелепа. А если она не нелепа, то трудно доказать, что она бредова.
         Нелепо с точки зрения традиционной логики говорить, что нечто из ничто. Правильно говорить нечто из нечто. Неправильно производить продуктообмен без денег, так как он не предполагает равенства продукта А продукту Б, и поэтому нельзя сказать, что А есть Б. По логике нужно, чтобы у разных продуктов было нечто общее. А если его нет, то надо придумать. Так было придумано, что в основе продуктов есть общая золотая субстанция.
         Было придумано, что в обеих половинах химического уравнения эквивалентное количество вещества. И был выведен закон сохранения количества вещества.
         Так постепенно люди пришли к тому, что для достижения единства противоположностей необходимо, чтобы они происходили из нечто одного, либо могли превращаться друг в друга. В результате родился закон превращения энергии и теория единства происхождения, которую древнегреческий философ Фалес выразил, сказав «всё из воды».
         Но древние египтяне заявили, что начало всего это хаос. Хаос это множество разных вещей, не имеющих ни общего происхождения, ни единства. Все вещи неодинаковы, так сказать, противоположны друг другу, как А и Б. Поэтому не нарушая традиционную логику не связать это разрозненное множество воедино, чтобы повторить вслед за древнегреческим философом Платоном антиномию «многое есть одно», разорванное есть целое.
         В психиатрии антиномия (противоречие) свидетельствует о «двойной ориентировке сознания», о его расщеплении, о полисемии, когда знак имеет несколько противоположных значений, один из которых истинный, остальные – нет: они бредовые, надуманные и не имеют соответствия в реальности, не опредмечиваются.
         И это совсем другая «двойная ориентировка сознания», не та, что в теории отражения, приводящая к удвоению мира, в котором понятию «мир» соответствует вещный мир.
         Однако, если бы человек не чудил, он не изобрёл бы орудий труда и не изменил бы объективную (не зависящую от сознания) реальность.
         Чудо заключалось в том, что чудотворцу копией служили не идеи вещей природы, а вещи претворённых идей. Теория отражения была перевёрнута  с ног на голову.
         Дело состоит ещё в том, что изобретаются, не только вещи, но и социальные законы. Как нечто надуманное законы должны быть подвержены логической переработке, приведены в соответствие с законами традиционной логики, первый из которых указывает на социальное равенство, так как А есть А или А=А.
         Однако на деле из века в век на протяжении пяти тысяч лет наблюдается обратное. Социальная и экономическая жизнь течёт в нарушение традиционной логики. Мир занят погоней за выгодой, прибылью. Исключением является социалистическая система, просуществовавшая 70 лет в ХХ веке.
         Прибыль это навязчивая сверхценная идея, которая материализуется. Это ошибка, умышленно включаемая в себестоимость товара.
         По мнению основоположника малой психиатрии П.Б.Ганнушкин (1933) «самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей». [4,с.266] По его мнению, в «ситуации декомпенсации серхценные идеи могут переходить в бред». [4,с.437]. «Наряду с такого рода бредовыми состояниями возможно бредообразование и на фоне ясного сознания, при правильной ориентировке. Это бредовые идеи в чистом виде». [3, с.47].
         В этой связи вспомним об английском экономисте Т.Мальтусе (1766—1834). Он стал известным благодаря заявлению, что рост численности населения опережает рост производства средств существования, что ведёт массы к бедности и голоду. В результате появилось мальтузианское движение, и началась борьба с перенаселением планеты продолжающаяся по сей день. В результате идея перенаселения приняла сверхценный характер. Когда изобрели вакцину от беременности, и стали осуществлять массовую вакцинацию женского населения, стало ясно, что идея стала параноидальной. 
         В ХХI веке появление плавающих валютных курсов на месте золотого стандарта и золото-валютной системы свидетельствуют о том, что социальный мир становится всё более хаотичным из-за нарастания эклектичности - разорванности  мышления.
         Говоря о разорванности мышления, следует отметить, что она "характерна тем, что между отдельными представлениями разорваны связи". [3,с.44] "В результате разорванности мышления (если разорванность усиливается) получается так называемая спутанность и бессвязность, полная противоречий, с распадом понятий". [3,с.44] При "распаде понятия слово отделяется от своего истинного значения", или "обозначает в разные моменты разные понятия", [3, c. 41] что встречается при полисемии.
         В конце можно прийти к мысли, что теория отражения верна только для сенсорного уровня, на котором расположены ощущение, восприятие, если нет патологии восприятия. На более высоком уровне психической формы отражения, где находятся понятия, суждения, умозаключения, они надуманы, от чего появляются ошибки, ведущие к заблуждениям, обману, лжи тем чаще, чем выше абстрагирование.

Источники:
1. Юнг К.Г. Эмоциональные психологические типы// Психология эмоций. Тексты под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтера Ю.Б.  М., 1984.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т. 3, с. 4.
3. Гуревич М.О. Серейский М.Я. Учебник психиатрии. М.: Медгиз, 1946
4. Ганнушкин П.Б. Особенности эмоционально-волевой сферы при психопатиях // Психология эмоций. Тексты / под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипперейтера.- М.: Изд-во Московского университета, 1984
 


Рецензии