Загородите полю ворота!

В современной русской периодике довольно активно муссируется тема гуманитарной катастрофы в русском общественном сознании.  Со своей стороны могу заметить: борьба с параинформацией (которая имеет вид информации, но на самом деле таковой не является) может потребовать от нас мобилизации на уровне национального сопротивления. Ибо наше общественное сознание не просто распадается под навалом масс-культуры  (и вообще энтропии) – его «распадают».
В принципе, масс-культура по самой своей природе тяготеет к параинформации (сплетням, слухам, домыслам, вымыслам. Наконец, к либеральной привычке Бабы-Яги возражать на каждый тезис культуры). Но в здоровом обществе хаос так и остаётся за оградой: во граде – порядок (системность), информация объясняет и благоустраивает мир (снижает уровень энтропии), а в Диком Поле – дикая флора и дикая фауна (включая варваров и параноиков). У нас же – наоборот.
Юморист М. Задорнов однажды («Лит. Газета» № 9 за 2008 год) вполне серьёзно назвал «Синай» и «синагогу» однокоренными словами. И что – спустили с лестницы «с изрядно накостылеванным затылком»? Да ничего подобного! «Литературная газета» (издание, имеющее 180-летний авторитет!) предоставляет ему целую страницу (советского формата!), где он беседует с «профессором  В. Чудиновым» Последний отрекомендован гораздо солиднее, чем «эстрадный юморист»: «профессор кафедры культурологии и менеджмента в Государственном (!) институте управления, кандидат физико-математических наук (ну, прямо-таки ломоносовская универсальность! Только ещё круче – в 21-м веке!)… один из крупнейших специалистов по славянской мифологии и палеографии» (а как совмещаются мифология и палеография в Государственном институте управления?). Но считает, что в основе  древнегреческого слова «Арктика» (которое Страбон нашёл у Гомера) – славянский «рык». И тут  вся его «палеография» и «культурология». С менеджментом в придачу.
(А может, и не вся! Ведь говорят же психиатры, что их пациентов отличает навязчивое внимание к «деталям» при полном бессилии в осознании целого. «Профессор Чудинов» - человек всё-таки взрослый, наверняка читал и о корнях европейской культуры, и когда в неё стали входить славяне. Но «рк» в обоих словах перевешивает. А дальше – ещё хлеще: «Письменность на Руси существовала задолго до её возникновения  в любом другом народе». То есть, задолго до того, как  появилось само понятие «Русь».
А «рунам Макоши» вообще «две сотни тысяч лет». Когда не только Руси, но и современного человека – неоантропа – не было!)
И вот вам такой расклад: с одной стороны – профессор всевозможных наук (из государственного института!) в популярнейшей газете, чей  общественный авторитет восходит к Дельвигу и Пушкину, с другой –  совсем уже неизвестный библиотекарь из Виленского (а это где?) Свято-Духова монастыря. Ну, и  у кого рейтинг общественного сознания выше?
«Профессор Чудинов», «академик Фоменко» не одиноки. В тв показывают передачу «Тайны египетских пирамид» - там в глазах рябит от разных «докторов» и «академиков». Правда, все почему-то от одной и той же академии – РАЕН («Российская  академия естественных наук»). Грешен: не знаю, что это такое. Но  знаю, что такое «пирамидология» - лженаука, кормившая шарлатанов во времена Нострадамуса и Калиостро, а сегодня – любимое занятие параноиков («Случайно ли, что основание Великой пирамиды, делённое на удвоенную высоту, даёт Лудольфово число?» Кстати, не даёт).
Кстати, о паранойе. Уже установлено, что эта болезнь идей-фикс («озарений», маний, и т. д.  Одержимость «одной, но пламенной страстью») вызывается возникновением в мозгу неких сверхустойчивых очагов возбуждения – «пунктиков», которые не поддаются никакой коррекции и способны работать (управляя поведением человека!) десятилетиями. Причём во всём остальном человек вполне нормален, более того – вполне ориентируется в обществе: серийные убийцы ловко ускользают от сыска, Гитлер добрался  до вершин власти, «академик Фоменко» на самом деле был академиком (сейчас, говорят, лишён учёных званий?). В прежние времена таких «элиминировали» - исключали из общественной жизни (а то и просто из жизни – как бешеных собак). Пока в европейской культуре не возобладала буржуазия с её культом «либерте». Для неё параинформация  - самое милое дело, как  лес и ночь для хищника. Сами они информацию получают по «каналам», а в «массы» сбрасывают беспардоннейшую дурь вроде пирамидологии: «Чтобы им было о чём поговорить в пивной».
И вот – имеем разгул «пророков», «посвящённых», «новых откровений», «новых хронологий»  и т.д. и т.п. «По всякому поводу высказывайте самые разные мнения, пока они не поймут, что истину искать бесполезно»
Насколько это опасно?
Параинформация – порождение хаоса, броуновское  движение  тем в пространстве психики (и личной, и общественной). Но бывает и так, что  хаос вдруг начинает работать в одном направлении, в одном русле. Тогда возникает миф. Тогда берегись.
Чудиновский бред о двухсоттысячелетней Руси элементарно смешон. Но в Германии  таких профессоров с XIX века до XX набрались уже десятки. И все дули в одну дуду – о дремучей арийской древности, о том, что «Шумер» и «Sommer» - однокоренные слова (кстати, так оно и есть! Очень древний корень – Sn, Sm). И вдруг бросились на окружающие народы с шумерско-арийской свастикой! И получили позор на все времена.
Смешно говорить о «русском приоритете» в изобретении письменности? Но вспомним «русские приоритеты» при Сталине – когда мозги школяров забивались этой дурью (кстати, злонамеренной: её глашатай – М. Поповский – бежал затем в Штаты и  с большим юмором писал, как разыгрывал кацапов).  Ведь не случайно в Санкт-Петербурге и сегодня имеется «Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского» - вполне взрослые дяди до сих пор верят, что некий русский левша в одночасье построил самолёт с паровым  двигателем! А в тв совсем недавно обсуждали, чем бы заменить «лампочку Ильича», хотя она для всего остального мира лампочка Эдисона. Это ж целое поколение (если не два)  выросло невежд – совершенно не представляющих, как каторжно работали и братья Райт, и Эдисон, с каким трудом и какими путями вообще рождается творческая мысль!
Есть признаки, что хаос организуется и сегодня.
Пирамидологи не могут объединяться по определению, как сектанты: у каждого своё озарение и откровение, каждый мнит себя пророком. Но откуда тогда РАЕН? Ведь со средних веков в цех учёных допускались лишь те, кто защищал свою диссертацию в учёном совете! Где мог бы защитить свой бред Дэникен, если все они презирают и с порога отвергают научную египтологию?
А вот – в РАЕН. И твои учёные звания не только не осудят, но и предоставят трибуну в самых авторитетных и самых массовых  средствах информации.
Вспоминается не очень давнее письмо десяти академиков Президенту России с призывом изгнать теологию из общественной жизни России. Но теолог, худо-бедно, всё же изучал хотя бы Писание, не говоря уже об истории христианства и вообще истории. Наши теологи (которых та же «Литературная газета» обещала не пустить на порог ВАК ) успешно защищают доктораты в Сорбонне и Оксфорде (как постриженик нашего монастыря архиепископ Иларион (Алфеев) – а можете ли вы представить в Оксфорде «профессора Чудинова»? Или юмориста М. Задорнова?
Прошу прощения – хочется, в связи с теологией, рассказать о забавном случае в нашей библиотеке. Как-то раз я с  удивлением обнаружил в отделе Священного Писания (там собраны разные тексты – от Танаха и Септуагинты до Глухарёва и Безобразова) подсунутую кем-то Библию с подзаголовком «Современный перевод» (издатель «Библио-Русикум», М, 1998, авторские права – за Всемирным библейским переводческим центром»). Начинался «современный перевод» так:
«В начале Бог сотворил небо и землю. Земля была пустынна, ничего не было на земле. Тьма скрывала океан»
Невежество – ошеломляющее. Ибо «Берешит бара Элохим» - это «В начале сотворил Бог», что древнейшие толкователи объясняли так: обращаясь к началам мира, мы обнаруживаем его сотворённость; обнаружив сотворённость, думаем о Творце (и современная наука мыслит  в такой же последовательности). И в Септуагинте такой порядок слов, и в Вульгате, и у Лютера, и в нашем синодальном переводе.  Изменён он только у англичан.  То есть: автор этого «современного  перевода» и не смотрел ни в Тору, ни в Септуагинту! А по-собачьи слизывал  что оставили хозяева Европы – англосаксы! NOTA BENE…
Далее: «Тоху-во-боху» - это не «ничего не было». Были «пустота и безвидность» хаоса, что и отразили русские синодалы, ставившие в текст каждое слово после коллегиального (богословского!) обсуждения. А ты, дурачок, думаешь, что раз ничего нет, то ничего и нет? Ошибаешься…
А что за «океан»? Мировая река Гомера или титан Гесиода (брат Времени)? Или  современный Глобальный Океан? Но ведь даже он не БЕЗДНА 1-го стиха – ибо она там вселенская и  довременная!
И так далее («Дух Божий» - «могучий ветер», это уж явно у Спинозы вычитал). Титанический труд – вот так перелопатить всё Писание (Лев Толстой и с Евангелием не справился). Однако «удержитесь от смеха, друзья!» За этим бредом стоит  некий «Всемирный» (т.е. рассчитанный на целую планету!) центр – с мощным издательским и распространительским аппаратом (от служб доставки через все границы вплоть до того партизана, который сунул эту паранойю в наши книги). Это ж какие доллары нужны, чтобы содержать такую цепь! И для чего?
Да  чтобы кацап хотя бы усомнился в ценности синодального перевода. А может, найдётся и одержимый – создаст  «церковь Нового Текста». Удалось же в XVII  веке расколоть Русь «за единый аз»!
*        *        *
Таких примеров организованного натиска на сознание русского человека («дранг», как говорил Гитлер, «драйв», как говорят сегодня) очень много (если хотите, включите тв и подумайте: почему там в каждом фильме до неуместности назойливо пьют, даже в одиночку?). И страшных (как «наркотрафик») примеров, и смешных  (как «академик Фоменко»). Но для нас ещё серьёзнее вопрос: что нам с этим фантом делать?
Прежде всего, конечно, необходимо прилежно учиться (был у нас некогда такой царский девиз: «Аз есмь в чину учимых»). Но как достаётся сегодня русской школе, мы все хорошо видим. Так что, как ни крути, приходится начинать с трезвости разума – и  общественного, и личного. Сказано ведь: «Бодрствуйте». И «Не всякому слову верьте». Это, кстати, относится и к Церкви – ибо она основана на вере. И под эту веру дьявол то и дело просовывает свои изделия.
Некогда Фонвизин спросил у Екатерины Великой: «В чём состоит наш национальный характер?» Императрица ответила: «В остром и скором понимании всего». И так оно и было. Только потом как-то эту сообразительность подрастеряли.
Ну, ничего. Ещё не вечер.


Рецензии