Зачем покупать и ставить свечки в Церкви? Жертва?

1. Слово «жертва» имеет множество значений. Нас в данном случае интересует жертва как благодарение БОГУ и жертва во искупление своих или чьи-то грехов.
Язычники, в том числе язычники Руси, приносили своим идолам-«богам» человеческие жертвы – девушек, юношей, детей, жён. (1)

Иудеи приносили в жертву БОГУ ягнят, овец, козлов, быков и др. при этом они должны были взять лучшее животное из своего стада или купить его. Стоило это довольно дорого. Жертвовать нужно было свою собственность, которая отожествлялась с владельцем, хозяином. В этом был смысл жертвы – человек  приносил в жертву «часть себя» за свои грехи  и тем, как бы, оправдывался перед БОГОМ. А чистая душа жертвы, возвращалась к нему, очищая его душу. (2)

В Исламе до сегодняшнего дня приносят в жертву лучшего своего барашка или бычка, но чаше всего купленное животное.  При этом большую часть мяса необходимо раздать родственникам и неимущим. Стоимость барана  примерно 20 тыс.руб. Я спросил одного имама – что, если мусульманин не захочет приносить в жертву своего барана, ведь это недёшево? Он пришёл в ярость от такого предположения, и сказал жёстко – тогда его кишки намотают на этого барана.  Не слабо! Меня впечатлило.)) Надеюсь, что он пошутил.

В Христианстве была только одна Кровавая Жертва - Иисус Христос. Он Сам добровольно  принёс себя в жертву во спасение всех людей. Цель была достигнута – людям открыт Путь к оБОжению в Царство Небесное, в вечную жизнь, а Христос победил смерть, ад и Воскрес как Бог.
В Православии  других кровавых жертв не было и нет.

2. Одним из символом жертвы является свеча. Цена свечи - от 10 до 100 руб., каждый выбирает по достатку. 
Тому, кого «душит жаба» от одной мысли, что прихожане покупают свечки, утешим. ))  Никто не заставляет ни вас, ни кого другого ставить свечки, это Ваше личное желание, а не обязанность. Но если вы хотите поставить свечку, то есть, принести эту малую жертву  БОГУ, Богородице или святому  за здравие или упокоение ваших родных и близких, то эта свечка должна быть вашей собственностью, «частью вас».

Нет смысла  украсть или получить «на халяву» свечку, и ставить её  от своего имени. По аналогии с жертвенным животным, дармовые свечи будут жертвой во здравие не того человека, который их ставит, а того, который что-то пожертвовал за них и является их владельцем.

Так если Вы взяли в храме свечку «за пожертвования», а пожертвования не оставили, то Бог примет её как жертву от служителей храма, которые её оплатили, она – их жертва, а не ваша. И ни Вы, ни ваши родные не получат никакой пользы.

3. Напоминаю, все пожертвования в  Православной Церкви  – дело абсолютно добровольное, как и многое другое. Так, граждане России не платят налог на веру, как это принято во многих странах.

Вы можете целыми днями находиться в Православном Храме, и, если в любом музее надо платить, то здесь этого не требуется. Вы можете участвовать в Литургии хоть каждый день, не давая никаких пожертвований, никто вам слова  не скажет.

Есть таинства, которые совершаются для человека один раз в жизни и требуют специальной подготовки, отдельного труда священника, служителей, и соответствующих атрибутов, например Крещение, Венчание, отпевание. Они относительно дороги, но гораздо дешевле билета в театр, не говоря уж о посещении ресторана или клуба, которые мы позволяем себе гораздо чаще, чем раз в жизни.)

Самые главные ежедневные службы – Литургия и Святые Таинства - Исповедь и Причастие, необходимые верующим людям, бесплатны. Поэтому нет оправдания тем, кто  кричит на всех углах и лжёт, что он не ходит в Церковь, потому что, якобы, дорого. Он, видимо «не догадывается», какого размера коммунальные платежи и содержание Храма в чистоте, благолепии и порядке, его ремонт и реставрация здания и икон. Также он не знает, что всякая основная работа должна быть оплачена.   «Трудящийся достоин пропитания» ( Матф.10:10). И что за труды нужно платить и священникам, у которых большие семьи и много детей, и клиру, и хору, и обслуживающему персоналу. 

Православные люди благодарны им всем и вносят  посильную лепту за их труды. Также жертвуют на содержание и строительство новых храмов, которых так не хватает в России, особенно в глубинке.

4. И, возвращаясь к жертве. Надо помнить, что самая ценная жертва БОГУ – смиренный, милосердный  дух, отсутствие гордыни, духа  злобы, ненависти и лжи.
«Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного. и смиренного Ты не презришь, Боже». (Пс.50:19).

Внешняя жертва не подменяет собой внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. (4) И наоборот.
И внешние и внутренние жертвы одинаково необходимы для спасения человека.

Приложение
 (1) Древнейшие известия содержатся у Льва Диакона: воины князя Святослава после битвы собрали своих мертвецов и сожгли их, «заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили нескольких младенцев и петухов, топя их в водах Истра» (1988, с. 78). Совершались жертвоприношения в Киеве на холме вне двора теремного, где стояли кумиры, поставленные при князе Владимире: «…Привожаху сына своя и дщери и жряху бесом, [и] оскверняху землю требами своими. И осквернися кровьми земля Руська и холмовъ» (ПСРЛ, М„ 1997, т. 1, стб. 79).

То же самое произошло после похода князя Владимира на ятвягов в 983 г.: старцы и бояре выбирали по жребию отрока или девицу «на него же падеть, того зарежем богом», и жребий пал на сына варяга-христианина (ПСРЛ, т. 1, стб. 82). Те же сведения повторены в «Слове о том, како первое погани кланялися идоломъ» (XI в.): «…Приводяху сына и дщери своя, и заколоху пред ними, и бе вся земля осквернена» (Аничков Е.В., 1914, с. 264).
«Человеческие жертвоприношения у древних славян, хвалиться нечем».( Мужской монастырь Крестовая пустынь)

(2) Иудеи придавали огромное значение жертвоприношениям. Кровь и клубы дыма от сожжения жертвенных животных были неотъемлемыми  атрибутами Иерусалимского Храма.
Жертва всесожжения (Быт.;VII:20,;XXII:2, Исх.;XXIX:42 и др.) и жертва греха, принадлежащая к разряду жертв умилостивительных, в ветхозаветные времена служили прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую Сын Божий принесёт на земле за грехи людей.


(3) Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал спаси людей. Часто о Христе говорится как о безгрешном Агнце, «предопределенном прежде основания мира» (1Пет. 1:19) и «закланном от создания мира» (Откр. 13:8).

(4) Когда иудеи усердствовали во внешней жертвенности, пренебрегая внутренней, Господь вразумлял их.
«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу…И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. (Ис.1,11-17)


Рецензии