исповедь неполноценного человека

Японский прозаик Осаму Дадзай один из самых знаковых авторов в Стране восходящего солнца. Психологические портреты персонажей и драматизм произведений нескоро выветрятся из головы многомиллионной аудитории. Дело в том, что японский писатель постигал азы мастерства, ориентируясь на русских классиков: Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Школу Достоевского прошёл и Юкио Мисима (просто для информации, вдруг кто - то захочет почитать японскую классику).

Вернёмся к Осаме! Впервые услышал имя пару месяцев назад, а данную повесть, считающуюся пиком творений автора, начал читать вчера, а сегодня победоносно закончил. Сразу скажу, что повесть необыкновенной мощности, не уступающая силе слова Достоевского. Затрагивает детские травмы и их последствия, а также исследует природу человеческого страха перед толпой, в метро.

Повесть делится на три тетради - на три возраста главного персонажа. Начинается с юности, где светлый и улыбающийся солнечный мальчик полон талантов, особенно проявляется художественная линия. Отец - деспот и тиран убивает в мальчике всё светлое, закапывает ранимого сына в мир ужасов и страхов, заставляет поверить в собственную неполноценность.

Юноша уезжает из дома и становится студентом. Поиск себя постоянно прерывается, страхи не дают жить, а комплекс вины мучает изо дня в день. Близкий друг учит выживать с наслаждением за счёт сакэ. Страхи притупляются, только главный герой становится алкоголиком и приобретает предрасположенность к самоубийству. Это страшно, когда ни одна живая единица в мире не пытается тебя понять и помочь, когда друзья существуют лишь номинально, а общество втаптывает неординарную личность в грязь, не давая и шанса на роздых.

Вторая и третья тетради показывают падение главного героя в глазах окружающих, близких и родных. Показывает, как любимец женщин превращается к двадцати семи годам в седого старика.

Известно, что Дадзай писал главного героя с себя и во многом произведение автобиографично. Писатель, как и персонаж, был ранимой натурой и люди чувствовали это. После удаления аппендикса Дадзай пристрастился к наркотикам, попал в психиатрическую лечебницу и закончил самоубийством жизнь, бросившись в реку с моста.

Описывая главного героя, Дадзай рисовал собственный портрет, выкладывал на лист бумаги страхи, с которыми безуспешно сражался ежедневно, заливая сакэ, а впоследствии заглушая морфием. И не само общество рисует писатель ужасным зверем, а близкого друга (выступающего от лица общества) и родного отца, который увидел в сыне слабость и выкинул на улицу, как ненужный балласт.

Произведение японского классика тяжёлое, оставляет горькое послевкусие и тяжёлый осадок на душе. Читать советую тем, кто интересуется потерянными ликами в психологических портретах, всем, кто ценит мрачную действительность Фёдора Михайловича Достоевского и Антона Павловича Чехова.
24. 05. 2020. р.


Рецензии