Киевская Особая Авиационная Группа ГВФ

Киевская Особая Авиационная Группа Гражданского Воздушного Флота.

(краткая историческая справка)

Киевская Особая Авиационная Группа Гражданского Воздушного Флота сформирована 25 июля 1941 года на основании Приказа НКО №0047 от 9 июля 1941 года на базе Украинского Управления Гражданского Воздушного Флота в городе Киев.

Нахождение в строю:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.

В составе действующей армии:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года (503 дня). Перечень №36.
 
В составе Видов Вооружённых Сил:

С 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года – в составе Гражданского Воздушного Флота.

В составе объединений:

С 25 июля 1941 года по 12 июля 1942 года – в оперативном подчинении Юго-Западного Фронта.
С 12 июля 1942 года по 15 сентября 1942 года – в оперативном подчинении Сталинградского Фронта.
 С 15 сентября 1942 года по 30 сентября 1942 года – в оперативном подчинении Юго-Восточного Фронта.
 С 30 сентября 1942 года по 9 декабря 1942 года – в оперативном подчинении Сталинградского Фронта.

Состав авиационной группы.

1-й транспортный авиационный отряд – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
2-й транспортный авиационный отряд – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
3-й авиационный отряд связи – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
4-й авиационный отряд связи – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
5-й санитарный авиационный отряд – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
6-й авиационный отряд связи – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
7-й санитарный авиационный отряд – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года.
8-й транспортный авиационный отряд – с сентября 1941 года по июнь 1942 года.
Отдельная авиационная эскадрилья ночных бомбардировщиков

Командир авиационной группы.

Романов Александр Григорьевич – с 25 июля 1941 года по ?
Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич – с ? по 9 декабря 1942 года. Назначен на должность командира 7-го отдельного авиационного полка ГВФ.

Военный комиссар авиационной группы:

Пруидзе Григорий Михайлович – с 25 июля 1941 года по август 1941 года.
Герус Иван Давидович – с августа 1941 года по 11 ноября 1941 года. Погиб в авиационной катастрофе.
Горбань Даниил Иванович – с 28 ноября 1941 года по 9 декабря 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 7-го отдельного авиационного полка ГВФ по политической части.

Начальник Политического Отдела группы:

Горбань Даниил Иванович – с 15 октября 1941 года по 28 ноября 1941 года. Назначен на должность военного комиссара Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ.
Фёдоров Виктор Владимирович – с января 1942 года по 9 декабря 1942 года.

Начальник штаба авиационной группы:

Лузянин Николай Семёнович – с 25 июля 1941 года по 9 декабря 1942 года. Назначен на должность начальника штаба 7-го отдельного авиационного полка ГВФ.

Участие в операциях и битвах:

Киевская операция – с 25 июля 1941 года по 26 сентября 1941 года.
Уманская операция – с 25 июля 1941 года по 7 августа 1941 года.
Елецкая операция – с 6 декабря 1941 года по 16 декабря 1941 года.
Барвенково-Лозовская операция – с 18 января 1942 года по 31 января 1942 года.
Харьковская операция – с 12 мая 1942 года по 29 мая 1942 года.
Сталинградская битва – с 17 июля 1942 года по 9 декабря 1942 года.

Потери:

Призванные на фронт специалисты высокой квалификации не имели до конца 1942 года воинский званий, не числились в штатах Красной Армии. Поэтому погибшие в первые два года битвы с врагом учитывались только в документах ГВФ. Большинство авиаторов не значатся в донесениях потерь Министерства обороны и не увековечены до сих пор. За годы войны Киевская группа потеряла 187 самолетов и 237 человека личного состава. Самые большие потери авиаторов приходятся на 194-й (172 человека) и 1942 год (67 человек). Но потери на самом деле больше, так как. в 1941 году при выходе из окружения документация авиагруппы была уничтожена, а вместе с ней – документы о первых награждениях и потерях, восстановить которые впоследствии не удалось.

Управление группы.

14 ноября 1841 года. Герус Иван Давидович. Без воинского звания. Военный комиссар Киевской ОАГ ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
20 июня 1942 года. Попов Григорий Иванович. Без воинского звания. Бухгалтер Киевской ОАГ ГВФ. Убит истребителями противника при заходе на посадку на аэродром Валуйки.

1-й авиационный отряд.

1942 год. Фокин Пётр Александрович. Без воинского звания. Командир корабля 1-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в селе Шувалово Павловского района Воронежской области.

2-й авиационный отряд.

16 мая 1942 года. Дорофеева Никифора Михайловича. Младший лейтенант. Лётчик 2-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит на самолёте ПС-7 истребителями противника на маршруте Варваровка – Изюм – аэродром «Марьевка», при перевозке личного состава 8-го истребительного авиационного полка. Жив.
16 мая 1942 года. Коцебчук Владимир Александрович. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный техник 2-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит на самолёте ПС-7 истребителями противника на маршруте Варваровка – Изюм – аэродром «Марьевка», при перевозке личного состава 8-го истребительного авиационного полка. Попал в плен. Был в концлагере в городе Николаеве. 23 июня 1942 года бежал, выпрыгнув с поезда на ходу. 13 июля 1942 года был арестован в селе Пархомовка Харьковской области и направлен в концлагерь города Ахтырка. По ходатайству местной жительницы Ольги Бондарь был выпущен с концлагеря на правах военнопленного. Должен был находиться в городе Ахтырка, и использовался на сельскохозяйственных и других работах. 20 августа бежал и направился к линии фронта. 7-го сентября 1942 года перешел линию фронта, переплыв реку Дон, и попал к своим войскам. С 24 ноября 1942 года работал в Западно-Cибирском управлении ГВФ в Купинской авиашколе пилотов. В ноябре 1945 года переведен в Киев, где работал в 16 авиаотряде старшим техником звена.

3-й авиационный отряд.

18 мая 1942 года. Гершбейн Владимир Григорьевич. Без воинского звания. Лётчик 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит на самолёте ПС-43 истребителями противника при взлёте с аэродрома Марьевка. Самолет загорелся, врезался в землю и взорвался у села Левковка, в двух километрах северо-западнее города Изюм Харьковской области.
18 мая 1942 года. Жданов Виктор Павлович. Без воинского звания. Бортовой авиационный техник  3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит на самолёте ПС-43 истребителями противника при взлёте с аэродрома Марьевка. Самолет загорелся, врезался в землю и взорвался у села Левковка, в двух километрах северо-западнее города Изюм Харьковской области.
7 декабря 1942 года. Ишаничев Михаил Ионович. Техник-лейтенант. Бортовой авиационный техник 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ по политической части. Умер от ран полученных в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Ухолово Рязанской области.
7 декабря 1942 года. Королик Эмиль Петрович. Военный инженер 3-го ранга. Инженер 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Умер от ран полученных в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Ухолово Рязанской области.
7 декабря 1942 года. Хренов Николай Степанович. Лейтенант. Лётчик 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Умер от ран полученных в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Ухолово Рязанской области.
7 декабря 1942 года. Якобсон Мирон Вольфович. Старший политрук. Заместитель командира 3-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ по политической части. Умер от ран полученных в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Ухолово Рязанской области.

4-й авиационный отряд.

20 июня 1942 года. Ладанюк Савелий Степанович. Лётчик 4-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Тяжело ранен  истребителями противника при заходе на посадку на аэродром Валуйки.

5-й авиационный отряд.


20 июня 1942 года. Агафьев Александр Демидович. Лейтенант. Командир звена 5-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит истребителями противника на самолёте СП при заходе на посадку на аэродром Валуйки. Ранен. 25 июня 1942 умер от ран в госпитале. Похоронен в городе Валуйки Воронежской области.
20 июня 1942 года. Черненко Пётр Павлович. Лейтенант. Командир звена 5-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ. Сбит истребителями противника на самолёте СП при заходе на посадку на аэродром Валуйки. Выпрыгнул с парашютом. Жив.
23 октября 1942 года. Сорокин Павел Лаврентьевич. Лейтенант. Лётчик 5-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе.

8-й авиационный отряд.

14 ноября 1941 года. Вашакидзе Григорий Ноевич. Без воинского звания. Командир корабля 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Гусев Фёдор Иванович. Без воинского звания. Бортовой стрелок 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Лопаев Константин Исаакович. Без воинского звания. Бортовой авиационный техник  8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Славиковский Илья Прокофьевич. Без воинского звания. Бортовой радист  8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Соломатин Михаил Семёнович. Без воинского звания. Лётчик 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Ходарев Георгий Фёдорович. Без воинского звания. Штурман корабля 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №048/н от 6 ноября 1941 года.

Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич. Без воинского звания. Командир группы. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №027/н от 12 февраля 1942 года.

Горбань Даниил Иванович. Без воинского звания. Военный комиссар группы. Орден Красной Звезды(1)
Панков Алексей Захарович. Без воинского звания. Заместитель командира группы. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №033/н от 20 февраля 1942 года.

Кожевников Виктор Александрович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Лузянин Николай Семёнович. Без воинского звания. Начальник штаба группы.
Трочанский Абрам Хаимович. Без воинского звания. Старший инженер группы. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №077/н от 17 июня 1942 года.

Фёдоров Виктор Владимирович. Без воинского звания. Начальник политического отдела группы. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №022/н от 30 августа 1942 года.

Золотов Алексей Павлович. Майор. Заместитель командира группы. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего 8-й Воздушной Армии Южного Фронта №01/н от 7 января 1943 года.

Касьян Фёдор Ильич. Без воинского звания. Старший инженер оперативного аэродрома группы. Орден Красной Звезды(1)
Ляшевич Степан Иванович. Военного инженера 3-го ранга. Начальник связи и сигнализации группы. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Дислокация штаба авиационной группы:

Киев
Никитовка

МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЮТСЯ

9 декабря 1942 года Киевская Особая Авиационная Группа Гражданского Воздушного Флота преобразована в 7-й отдельный авиационный полк Гражданского Воздушного Флота.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в группе

Езерский Дмитрий Сергеевич – с 25 июля 1941 года по апрель 1942 года.
Лунц Борис Григорьевич – с 25 июля 1941 года по 1942 год.
Савченко Павел Павлович – с 25 июля 1941 года по 1942 год.
Федутенко Надежда Никифоровна – с 25 июля 1941 года по 15 октября 1941 года.
Шатров Фёдор Анисимович – с 25 июля 1941 года по апрель 1942 год.
Шорников Александр Сергеевич – с 25 июля 1941 года по 1942 год.

Личный состав группы:

Абрамов Владимир Васильевич
Александров Виктор Константинович
Антонов Александр Фёдорович
Балюк Пётр Трифанович
Бархатов Василий Александрович
Бебешко Прокофий Степанович
Бондарев Борис Егорович
Бондаренко Михаил Ильич
Бочаров Иван Фёдорович
Бреславец Фёдор Николаевич
Бровко Пётр Семёнович
Булатов Николай Иванович
Быхалов Степан Емельянович
Вакарев Андрей Афанасьевич
Верховецкий Николай Павлович
Гаврилов Николай Гаврилович
Гайдуль Эдуард Борисович
Герасименко Павел Моисеевич
Герус Иван Давидович
Глущенко Фёдор Иванович
Гончаров Александр Петрович
Горбань Даниил Иванович
Гужва Григорий Захарович
Гуринов Иван Иванович
Даниленко Владимир Фёдорович
Дубовский Моисей Исаакович
Евницкий Василий Семёнович
Епанешников Алексей Николаевич
Завиновский Михаил Лукич
Захарченко Дмитрий Карпович
Зенин Сергей Степанович
Зигун Владимир Павлович
Золотов Алексей Павлович
Иванов Николай Николаевич
Ильченко Сильвестр Филонович
Калашников Николай Михайлович
Касьян Григорий Михайлович
Касьян Фёдор Ильич
Квашнин Сергей Николаевич
Керусенко Захар Дмитриевич
Кизеев Николай Степанович
Кожедубов Степан Григорьевич
Козий Михаил Иванович
Кононенко Иван Иванович
Котляр Максим Фёдорович
Котляр Тимофей Гавриилович
Котляр Фёдор Иванович
Кочерга Григорий Владимирович
Красов Николай Иванович
Кузнецов Семён Александрович
Кутузов Василий Иванович
Лузянин Николай Семёнович
Ляшевич Степан Иванович
Магдинский Иосиф Адамович
Маскин Иван Максимович
Метёлкин Сергей Дмитриевич
Молчан Василий Митрофанович
Новиков Иван Петрович
Оглоблин Юрий Петрович
Павлов Павел Андреевич
Панков Алексей Захарович
Перевозчиков Николай Александрович
Пичкуров Михаил Андреевич
Погребной Георгий Александрович
Полешко Павел Афанасьевич
Полонский Фёдор Ефимович
Попов Григорий Иванович
Попова Зинаида Семёновна
Поповский Александр Моисеевич
Потапенко Фёдор Васильевич
Потапов Николай Николаевич
Пруидзе Григорий Михайлович
Романов Александр Григорьевич
Рублёв Сергей Васильевич
Самуилов Сергей Михайлович
Сергеев Василий Петрович
Сигачев Николай Андреевич
Сидоров Сергей Васильевич
Слюсарев Вениамин Иванович
Снегирёв Пётр Иванович
Соловьёв Пётр Павлович
Сорокина Надежда Ивановна
Сотников Александр Степанович
Стеценко Николай Михайлович
Стешин Иван Николаевич
Столетний Григорий Ильич
Сухобрус Андрей Емельянович
Тарановский Михаил Иванович
Ткаченко Иван Емельянович
Тремль Анатолий Газвич
Тремпольский Николай Александрович
Трочанский Абрам Хаимович
Фадеев Виктор Иванович
Фёдоров Виктор Владимирович
Фокин Василий Павлович
Харламов Иван Михайлович
Хаустов Василий Артёмович
Ходжаев Хаджи Мурат
Цыхоня Пётр Игнатьевич
Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич
Черкесов Григорий Иванович
Черницын Николай Михайлович
Чернова София Константиновна
Швец Иван Елисеевич
Юматов Пётр Михайлович

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия  31 мая 2020 года.

Езерский Дмитрий Сергеевич

Родился 15 (28) февраля 1917 года в посёлке Жуковка Российской империи (ныне - город в Брянской области России) в семье рабочего-железнодорожника. Русский.
Отец погиб в железнодорожной катастрофе через год после рождения сына. Дмитрий окончил школу-семилетку и школу фабрично-заводского ученичества. Работал токарем на Жуковском механическом обозном заводе.
В 1938 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) в Ростовской области. С сентября 1939 года работал лётчиком-пилотом в 209-м авиаотряде ГВФ в Башкирии. С марта 1941 года — пилот Киевской особой авиагруппы ГВФ на Украине.
В июне 1941, сразу с началом Великой Отечественной войны, был зачислен в Красную Армию и назначен пилотом 4-го авиаотряда Киевской особой авиагруппы ГВФ при штабе Юго-Западного фронта. С октября 1941 года — в авиационном отряде ГВФ при 40-й армии Юго-Западного фронта, был командиром звена, затем шеф-пилотом Военного совета армии (перевозил командующего армией и его заместителей).
В апреле 1942 года был отозван с фронта и направлен на переучивание на транспортные самолёты «Ли-2» и «Си-47» («Дакота»). С июля 1942 года — пилот, а с сентября того же года — командир кораблей «Ли-2» и «Си-47» в Московской авиагруппе особого назначения. Позднее она была преобразована в 10-ю гвардейскую АТД ГВФ, базировавшуюся во Внукове. Отсюда Д. С. Езерский выполнял ночные полёты в тыл противника: доставлял партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, различное снаряжение, эвакуировал тяжело раненных, десантировал спецгруппы, летал на разведку.
С 10 июля 1944 по 20 марта 1945 — командир экипажа в составе Авиационной группы особого назначения, сформированной для обеспечения действий югославских партизан и Народно-освободительной армии Югославии. Совершил в составе группы 66 боевых вылетов с аэродромов в южной Италии (под городом Бари) через Адриатическое море в Югославию, из них 47 вылетов — с посадками в расположении партизан. Эвакуировал 352 раненых, перевез через линию фронта 487 югославских солдат и офицеров, выполнял другие задания командования.
Окончил войну в рядах 3-го транспортного авиационного полка 2-й авиационной дивизии особого назначения. Всего за годы Великой Отечественной войны Д. С. Езерский только в тыл противника выполнил 226 ночных боевых полётов, из них 78 — с посадкой на партизанские площадки. Вот как описан один из эпизодов боевой деятельности Д. С. Езерского:
В ноябре 1945 года капитан Езерский был уволен в запас. Работал в авиаотрядах Внуковских соединений ГВФ. С февраля 1947 года — командир корабля Си-47 на международных воздушных линиях. Окончил в 1948 году Ташкентскую школу высшей лётной подготовки ГВФ. В 1950-е годы работал в Северном Йемене.
В 1959 году Дмитрий Езерский по состоянию здоровья был списан с лётной работы и переведён в Главное управление ГВФ (с 1964 года — Министерство Гражданской авиации) инженером, затем старшим инспектором по движению. С 1977 года — преподаватель в учебно-тренировочном отряде Шереметьевского аэропорта. С 1981 года — на пенсии.
Жил в Москве. Активно участвовал в общественной работе как заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда посёлка «Сокол» в Москве, член Совета ветеранов гражданской авиации и Клуба «Опыт».
Скончался 22 января 2014 года. Похоронен: Троекуровское кладбище.

Лунц Борис Григорьевич

Родился 8 мая 1908 года в городе Дрезден — столице королевства Саксония Германской империи (ныне город — административный центр земли Свободное государство Саксония Федеративной Республики Германия) в семье политических эмигрантов. Мать — русская, отец — еврей. В России с 1915 года. Жил в Москве. До призыва на военную службу закончил рабфак.
В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Б. Г. Лунц был призван в 1926 году. В 1927 году он окончил Ленинградскую Военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928 году — 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота. Служил на Дальнем Востоке в должности авиамоториста. В 1929 году в составе Особой Дальневосточной Армии Борис Григорьевич участвовал в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
В 1930 году Б. Г. Лунц уволился в запас и поступил в Балашовскую лётную школу Гражданского Воздушного флота, по окончании которой в 1931 году работал лётчиком 14-го транспортного отряда Украинского управления ГВФ в Харькове. С началом Великой Отечественной войны Б. Г. Лунц был мобилизован в качестве гражданского специалиста и в конце июня 1941 года направлен в Киевскую особую авиагруппу ГВФ. Служил вторым пилотом и командиром корабля ПС-84 в составе 1-го и 8-го отрядов. Выполняя специальные задания командования по выброске десантов в глубоком тылу противника (Прага, Плоешти, Ровно, Гомель), перевозке командного состава Красной Армии, доставке боеприпасов, почты и медикаментов, продуктов для осаждённого Ленинграда Борис Григорьевич совершил 125 боевых вылетов и был награждён орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года Б. Г. Лунц был вновь призван на военную службу. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и направили в 101-й транспортный авиационный полк 1-й транспортной авиационной дивизии, где он был назначен на должность командира корабля Ли-2. В мае — июне 1942 года он участвовал в операции по снабжению попавшей в окружение 2-й ударной армии, в ходе которой сбросил в тылу врага около 15 тонн боеприпасов и продуктов. 6 июня 1942 года самолёт старшего лейтенанта Б. Г. Лунц был подбит немецкими истребителями, но командир корабля довёл горящую машину до места назначения и сбросил груз в заданном квадрате. Только после этого экипаж покинул горящий самолёт. Борис Григорьевич вернулся в свою часть и несмотря на множественные ожоги продолжил участие в операции на другом самолёте.
28 июля 1942 года 101-й транспортный авиационный полк был преобразован в 101-й авиационный полк дальнего действия в составе 1-й авиационной дивизии авиации дальнего действия СССР. С 1 августа 1942 года полк сосредоточился на обслуживании интересов Центрального штаба партизанского движения, а позднее и республиканских штабов. Борисом Григорьевичем совершал 156 вылетов к партизанам в глубокий тыл противника в районы населённых пунктов Хинель, Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Брянск, Новозыбков, Осиповичи, Слуцк, Олевск, Борисов, Бобруйск, Мглин, Полоцк, из них 56 с посадкой на партизанские аэродромы. В ходе этих вылетов он доставил в партизанские соединения более 80 тонн грузов и эвакуировал в тыл более 500 раненых. 29 сентября 1942 года старший лейтенант Б. Г. Лунц совершил посадку на аэродром в зоне, где партизаны вели бой с карательными отрядами. После разгрузки самолёта по просьбе командования партизанского соединения экипаж несколько раз поднимал самолёт в воздух и наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы противника. При полётах в зоны действия партизан Борису Григорьевичу нередко поручали освоение новых партизанских аэродромов, таких как Смелиж, Речица, Дубровка (Овручский район), озеро Червоное и Кожушки[3].
В качестве дальнего бомбардировщика Б. Г. Лунц участвовал в налётах на крупные железнодорожные узлы противника, такие как Курск, Орёл, Вязьма, Ржев, Щигры и Смоленск, бомбил переправы через Дон и скопления живой силы и техники неприятеля на сталинградском направлении. К лету 1943 года он прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Был произведён в капитаны. К июлю 1943 года Борис Григорьевич совершил 323 боевых вылета, из которых 229 ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов, живой силы и боевой техники противника, транспортировку боеприпасов и других грузов партизанам, высадку десантников во вражеском тылу, эвакуацию раненых.
27 июля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Лунц Борису Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу 1943 года Борис Григорьевич получил звание майора. В январе 1944 года в ходе операции «Январский гром» эскадрилья майора Б. Г. Лунц в интересах Ленинградского фронта совершила 98 боевых вылетов на бомбардировку узлов сопротивления противника, в том числе и Красного Села[4]. Затем она участвовала в налётах на военные объекты и инфраструктуру Финляндии. В мае 1944 года полковника В. С. Гризодубову на посту командира 101-го авиационного полка дальнего действия сменил подполковник С. С. Запылёнов, который вскоре назначил Бориса Григорьевича своим заместителем. В этой должности Борис Григорьевич активно занимался подготовкой молодых лётчиков, воспитав не менее 19 командиров кораблей. 5 ноября 1944 года 101-й авиационный полк дальнего действия был преобразован в 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (7-й авиационный корпус дальнего действия), а 26 декабря 1944 года переименован в 31-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк. До конца войны полк воевал в составе 1-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Гвардии майор Б. Г. Лунц закончил боевой путь в небе Германии, совершив за время войны в общей сложности 403 успешных боевых вылета.
В мае 1946 года гвардии майор Б. Г. Лунц уволился в запас. С 1946 по 1963 год Борис Григорьевич работал лётчиком-испытателем в НИИ-17 МРП (Научно-исследовательский институт Министерства радиопромышленности). Затем до мая 1973 года Борис Григорьевич был лётчиком-испытателем Научно-исследовательского лётно-испытательного центра «Взлёт»[5]. С 1973 по 1977 год работал инженером в НИИ-17 МРП. После выхода на пенсию Борис Григорьевич жил в Москве. 5 февраля 1997 года он скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Савченко Павел Павлович

Родился 15 февраля 1911 года в городе Ростов-на-Дону.
С детства начал работать — вначале подмастерьем в артели, потом арматурщиком на заводе «Ростсельмаш». Учился в вечерней школе рабочей молодёжи, окончил семилетку. По призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работал пилотом в Уральском, а затем в Украинском управлении ГВФ. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. В 1939 году стал членом ВКП(б).
На фронте Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые месяцы войны на своём пассажирском самолёте он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и оставшихся без крова и родителей малолетних детей осажденного Ленинграда. Павел Савченко со своим экипажем бомбил войска Паулюса под Сталинградом, участвовал в Курской битве и в боях за Смоленск и Рославль, совершал полёты в глубокий тыл врага к партизанам.
Лётчик-бомбардировщик, командир эскадрильи 110-го авиационного полка дальнего действия, майор Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скопления войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ. Доставлял грузы и боеприпасы партизанам.
Погиб при выполнении боевого задания 16 октября 1943 года, доставляя груз — боеприпасы и взрывчатку, предназначавшиеся партизанскому соединению Сабурова.

Федутенко Надежда Никифоровна

Родилась 30 сентября 1915 года в селе Ракитное, ныне посёлок городского типа Белгородской области, в крестьянской семье. Русская.
Окончила семь классов неполной средней школы, школу фабрично-заводского ученичества, в 1935 году — школу Гражданского воздушного флота в городе Тамбове. Работала в Гражданском воздушном флоте СССР. Член ВКП(б) с 1940 года.
В Красной Армии с 1941 года. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1942 году окончила курсы лётной подготовки при Энгельсской военной авиационной школе пилотов. Воевала на Юго-Западном, 1-м Прибалтийском фронтах.
С января 1943 года на Донском фронте. С 24 апреля 1943 года командир эскадрильи 587-го бомбардировочного авиационного полка 223-й бомбардировочной авиационной дивизии, 2-го бомбардировочного авиационного корпуса на Северо-Кавказском фронте.
26 мая 1943 года она получила задачу разгромить артиллерийские и миномётные позиции противника в районе станицы Киевской.
«Наша группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии противника. Несмотря на мощный заслон заградительного огня, самолёты упорно шли к цели. Вдруг „Петляков“ резко тряхнуло. Он опустил нос и начал переходить в пикирование. Но Надя быстро восстановила его на прежней высоте. Штурман взглянула на неё и увидела, что из-под шлема по её лицу струйкой течёт кровь… „Ранена в голову!“ — мелькнула тревожная мысль. До цели оставались считанные секунды полёта. Видя беспокойство штурмана, Надя сказала: „Ничего, потерплю! Целься точнее!“ Вот сброшены бомбы, на земле возникли пожары, замолчала вражеская батарея. Превозмогая боль, Федутенко строго выдержала боевой курс. В этом полёте она была заместителем ведущего группы и, несмотря на ранение, продолжала держаться в строю, готовая каждую минуту заменить ведущего. Хладнокровно и уверенно посадила она самолёт, доложила о выполнении задания, и только после этого её увезли в госпиталь».
За точный и эффективный удар, который обеспечил наступление нашей пехоты, группа ещё в воздухе услышала благодарность командующего наземной армией.
Приказом № 22/н от 4 июня 1943 года по 2-му бомбардировочному корпусу (2 бак) награждена орденом Отечественной войны I степени.
7 июля 1943 года награждена медалью «За оборону Сталинграда». С 10 июля 1943 года на Западном фронте.
2 сентября 1943 года Н. Н. Федутенко выполняла боевое задание в составе большой группы самолётов, обеспечивающей прорыв укреплённой полосы противника в районе города Ельни. Над целью группа была обстреляна сильным огнём зенитной артиллерии и атакована истребителями противника. Зенитным огнём был сбит ведущий колонны. Став на его место, Н. Н. Федутенко вывела всю группу — 54 самолёта — точно на цель.
Приказом по ВВС № 49 от 5 сентября 1943 года капитан Федутенко награждена орденом Красного Знамени за 11 боевых вылета с момента выхода из госпиталя и выполнение ответственного боевого задания.
Она первой в полку превысила расчётные возможности самолёта, увеличив его бомбовую нагрузку до 1200 килограммов. Летом 1944 года начались бои в районе Орши, Витебска и Борисова. Это были напряжённые дни, когда Федутенко вылетала на задания по 2-3 раза.
Приказом по ВС 1-й ВА № 32/н от 10 июля 1944 года гвардии капитан Федутенко награждена вторым орденом Красного Знамени за 33 боевых вылета и уничтожение полотна железной дороги на участке Орша-Смоленск, а также миномётных и артиллерийских батарей противника в районе посёлка Центральный.
К декабрю 1944 года командир авиационной эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) гвардии майор Н. Н. Федутенко выполнила 56 боевых вылетов на самолёте «Пе-2» на бомбардировку скоплений живой силы и техники противника, нанеся ему значительные потери.
С 8 февраля 1945 года на 2-м Прибалтийском фронте. 14 марта 1945 года была представлена командиром 125-го ГБАП гвардии подполковником Марковым к званию Героя Советского Союза.
К концу войны гвардии майор Н. Н. Федутенко совершила 220 успешных боевых вылетов. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоена звания Героя Советского Союза.
С 1946 года гвардии майор Н. Н. Федутенко — в запасе. До 1954 года находилась на партийной работе в городах Хабаровск и Иркутск. Затем жила в Киеве.
Умерла 30 января 1978 года, похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич

В начале Великой Отечественной войны (1941—1942) командовал Киевской группой ГВФ и 7-м отдельным авиационным полком ГВФ на Юго-Западном фронте, который вёл оборонительные бои на территории Украины. Затем участвовал в Сталинградской битве, Таганрогской, Донбасской, Никопольской наступательных операциях. В конце войны (1944—1945) командовал 10-й гвардейской дивизией ГВФ и принял участие в Белорусской, Львовско-Сандомирской, Яссо-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях, обеспечивая эвакуацию раненных и переброску оружия и боеприпасов.
После войны продолжил работать в авиации. Возглавлял Закавказское, а затем Грузинское управление гражданской авиации (ГУГА). Жил в Тбилиси. Имел награды, в том числе польский Крест Грюнвальда.

Шатров Фёдор Анисимович

Родился 11 декабря 1914 года на станции Эмба, ныне город Актюбинской области Казахстана, в семье рабочего-каменотеса. Русский. Член КПСС с 1959 года. Окончил Минский металлургический техникум, а затем авиационную школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота. Работал лётчиком в Украинском управлении ГВФ в Днепропетровске, Донецке, Киеве.
В Красной Армии с июня 1941 года. С этого же времени на фронте. По заданию Ставки Верховного Главнокомандования совершал полёты в глубокий тыл противника на территорию Германии и оккупированных ею стран.
Командир корабля 25-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Фёдор Шатров к марту 1944 года совершил 281 боевой вылет (из них 179 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу противника, скоплений его войск и техники на переднем крае.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Шатрову Фёдору Анисимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3343).
С 1946 года капитан Ф. А. Шатров — в запасе. Жил в городе-герое Москве. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Участвовал во многих высокоширотных экспедициях. Умер 15 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Шорников Александр Сергеевич

Родился в семье русского рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал на фабрике. В 1933 году окончил авиационную школу пилотов ГВФ в Тамбове. Работал лётчиком в Грузинском управлении ГВФ.
С июня 1941 — участник Великой Отечественной войны. Летал в качестве командира корабля в Харьковской, а затем Киевской авиационной группе особого назначения ГВФ на самолёте ПС-84[2]. Авиагруппа выполняла боевые задания в интересах Южного, затем Юго-Западного и Сталинградского фронтов днём и ночью, в любых метеорологических условиях.
К 16 октября 1941 года совершил 170 боевых вылетов с общим налётом 254 часа; перевёз на самолёте свыше 100 тонн боеприпасов и других грузов военного назначения, 28 раненых и 508 бойцов и командиров Красной армии. Кроме того, совершил 8 ночных вылетов в глубокий тыл противника с задачей выброса парашютистов и листовок. Приказом по Юго-Западному фронту был награждён орденом Красного Знамени.
С 1942 года — в рядах Красной армии. К 31 июля 1942 года капитан А. С. Шорников в ходе выполнения боевых заданий налетал днём 575 часов, перевозя оружие, боеприпасы, раненых, бойцов и командиров. Ночью совершил 57 боевых вылетов с налётом 260 часов, переправив за это время в тыл противника 175 десантников, листовки и грузы специального назначения. Приказом по Сталинградскому фронту был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В январе 1943 года А. С. Шорников в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии был командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А. С. Шорников, штурман лейтенант П. Н. Якимов, радист лейтенант А. А. Вердеревский и борттехник Г. И. Галактионов. После девяти часов полёта самолёт совершил посадку на Внуковском аэродроме.
Летом и осенью 1943 года капитан А. С. Шорников со своим экипажем в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября — 1 декабря 1943), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Красной армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов.
В январе 1944 года экипажу А. С. Шорникова (второй пилот Б. Т. Калинкин, штурман П. Н. Якимов, борттехник И. Г. Галактионов, радист Н. С. Вердеревский) была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н. В. Корнеевым. Самолёт С-47 17 января вылетел по маршруту Москва — Астрахань — Тегеран — Каир — Бизерта — Бари, но из-за погодных, технических и организационных проблем посадка в Бари была осуществлена лишь к началу февраля. Затем советская военная миссия из Бари была доставлена в Дрвар, где находился Верховный штаб НОАЮ. До конца мая 1944 года экипаж А. С. Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений, экипаж майора А. С. Шорникова 4 июня 1944 года, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930).
С июля 1944 года и до окончания войны летал в небе Югославии в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В. И. Щелкунова, обеспечивая боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии.
После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка военно-транспортной авиации. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 — Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) ВВС.
В 1957 году уволен в запас в звании подполковника. Жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации.
Похоронен в городе Вязники.


Рецензии