Друг

   Когда Колька Тараскин и Андрюшка Дубков получили это задание, то сразу решили, что делать ничего не станут. Да! А потому что только девчонкам в их классе всегда доставалось всё самое интересное - ну, например, отыскать какого-нибудь героя прошедшей революции или войны, поговорить с ним, а потом написать об этом заметку в классную стенгазету.
      Герой обычно рассказывал, как он кого-нибудь побеждал, что-нибудь пускал под откос или с боями выходил из какого-нибудь окружения. А Кольке и Андрюшке их классная руководительница Елена Анатольевна в этот раз дала поручение взять интервью у профессора-ихтиолога. Ну, понятно, профессор, конечно, был знаменитый, много книжек всяких написал про моря и океаны, в школу к ним приходил, рассказывал про подводный мир и его обитателей, но всё это Коле и Андрюшке было до невозможности скучно. То ли дело - лётчик какой-нибудь! Ну, или артиллерист на худой конец, который танк подбил. А тут - профессор-рыбовод! Колька даже фыркнул от негодования, когда классная предложила им с Андрюшкой сделать такое интервью.
- Что такое, Тараскин? - спросила Елена Анатольевна. У тебя какой-то вопрос? Коля встал.
-Нет, Елена Анатольевна. Нет вопросов. Я вот только спросить хотел - почему нашим девчонкам вы всё время героев поручаете, а нам с Дубковым самое неинтересное остаётся? Учительница чуть улыбнулась - неинтересное, говоришь? А ты знаешь, что наш профессор...- начала она. -Знаю - перебил её Колька. Он известный во всём мире учёный и всё такое, только это... - Коля чуть замялся, подбирая нужное слово. -Ты хочешь сказать, что ихтиолог - профессия не героическая? - подсказала ему Елена Анатольевна. Ага - совсем не героическая! - вступился за друга Андрюшка Дубков. А мы хотим про настоящего героя! Вон как Василиса Косякова про свою бабушку заметку написала! Бабушка у неё санитаркой на войне была, раненых из под обстрела вытаскивала! Елена Анатольевна едва заметно улыбнулась - ну, хорошо, я вам обещаю в другой раз поручить написать заметку про настоящего героя. А сегодня сходите, пожалуйста, к профессору. Тем более, что я уже предупредила его о том, что из нашего класса к нему придут двое мальчиков. Ну, договорились? -Ладно, пробурчал Коля. Сходим. Только, Елена Анатольевна, если заметка не получится, вы нас сильно не ругайте, пожалуйста.  - Почему же это она не получится? - удивилась учительница. А потому что любую работу надо делать с желанием и радостью, тогда всё выходит как надо - так мне мой папа всегда говорит. -Твой папа абсолютно прав - кивнула Елена Анатольевна. Только есть ещё такая вещь, как задание, которое тоже надо выполнять независимо от того, как ты к этому  относишься. Вот, допустим, боевое задание, которое даёт командир солдату... -Ну-у, так то боевое... - начал было Коля, но Елена Анатольевна его перебила -  вот вы и считайте ваше с Андреем задание настоящим боевым. Его надо выполнить и точка!
    -А давай, Колька, скажем, что профессора не было дома? - предложил Андрюшка, облизывая свой стаканчик с мороженым, когда они с другом шли из школы после уроков. -Не-а! - помотал головой Коля - классная не поверит. Или спросит - почему не подождали. -Значит идти всё же придётся - уныло протянул Андрюша. -Придётся - снова вздохнул Коля. -Ладно! Чего там! Давай, потопали! -и  Колька хлопнул Андрюшку по спине ладонью так, что тот даже хрюкнул от неожиданности и поперхнулся мороженым. - Ты чего дерёшься? - Андрюшка с изумлением вытаращил глаза на друга. Ничего - ответил Колька -Побежали к профессору! Чем скорее всё сделаем, тем скорее отмучаемся!
     ...Суровая помощница Профессора ввела Андрюшку и Колю в большой кабинет, скорее похожий на музей - так много экспонатов разных рыб, крабов и других морских обитателей висело по стенам. Помощница указала им на стулья и строго отчеканила - садитесь вот тут на стулья и ждите! Только ничего руками не трогать! Ясно? Профессор сейчас  придёт! Слегка оробевшие от такого неласкового приёма Андрюшка Дубков и Коля Тараскин торопливо закивали головами - ясно мол! Помощница Профессора вышла. -Ох и злющая же тётка! - тихо проговорил Андрюшка. - Ага - согласился с ним Коля. Прям настоящая фурия! - Кто-кто? - переспросил Андрюшка. -Фурия! - ответил Коля. - А это кто такая?! - снова спросил Андрюшка. Коля, который на самом деле точно не знал кто такая фурия, но однажды услышал, как его бабушка так назвала их соседку тётю Галю Долотову, неопределённо покрутил пальцами в воздухе - ну, это такая... которая со всеми скандалит и ругается в общем.  - Ух ты, смотри, какая дурацкая картинка - перевёл он разговор и показал на стену за рабочим столом профессора, где среди рыб и клешней крабов висела в простой деревянной рамке картина, нарисованная гуашью на картоне. На ней был изображён то ли парусник, то ли какая-то диковинная птица с подбитым крылом. Андрюшка посмотрел на картину - ерунда какая-то! Я бы и то лучше нарисовал! Как думаешь - что это? Колька почесал кончик носа и вдруг выпалил - это, небось, какая-нибудь подводная кракозябра! Друзья громко засмеялись удачной шутке, но в этот момент открылась дверь и в кабинет быстро вошёл Профессор. - Здравствуйте, ребята! Простите, я немного задержался.
     Ребята вскочили со стульев и громко, хором, выпалили - здравствуйте! Профессор улыбнулся - а хотите компоту? Моя помощница готовит очень вкусный компот из персиков. Людмила! Людочка! - громко позвал он. Принеси, пожалуйста, нашим гостям твоего замечательного компота! - Ну, снова обратился Профессор к Андрюше и Коле - о чём поговорим? Хотите, я расскажу вам о моём путешествии на подводной лодке вокруг света? Или о том, как мы с моими коллегами погружались на батискафе в самую глубокую впадину Атлантического океана и выяснилось, что там живут...
     ...В это время открылась дверь и помощница профессора внесла на подносе три стакана с компотом. Профессор кивнул - спасибо, Людмила! Угощайтесь, ребята! - сказал он и взял с подноса один из стаканов - уверен, никогда в жизни вы такой вкусноты не пробовали! Только моя помощница Людочка умеет такой варить! Настоящая амброзия! Людмила чуть смущённо буркнула - ну уж, и амброзия! Скажете тоже! Если захотите добавки - скажите - я ещё принесу. По ней было видно что похвала ей очень понравилась, только она всячески старалась этого не показать. Помощница вышла из кабинета. Колька сделал глоток из своего стакана и блаженно зажмурился - и правда вкуснота невозможная! Строгая у вас помощница - осторожно заметил Андрюша. Профессор кивнул - ага! Строгая! Но мне именно такая и нужна, поскольку я очень рассеянный и забываю делать многие вещи, а Людмила мне каждый раз об этом напоминает. Ну, так о чём же мне вам рассказать - профессор в задумчивости потёр пальцами длинный шрам, пересекавший его высокий лоб.
- А кто нарисовал эту вот картинку - неожиданно выпалил вдруг Андрюша. - Да! И что на ней нарисовано - добавил Коля. Мы с Андреем даже поспорили - что это - птица или парусник!
     Профессор оглянулся, посмотрел на картину. - Картина? - он на несколько секунд задумался. - А хотите, я рассказу вам историю про одного мальчишку? Тогда, когда всё это случилось ему было примерно столько же лет сколько и вам сейчас. - А эта история про что? - спросил Коля. Профессор снова задумался. - История?... Она про дружбу. Про настоящую дружбу. - Как у нас с Колькой? - переспросил  Андрюша. -Да, наверное, как у вас с твоим товарищем - согласился Профессор. Ну, хотите?
-Ага! - Андрюшка и Колька дружно закивали головами. И тогда Профессор начал свой рассказ. Итак, слушайте...
     ... Это было давно, в самый канун Великой революции. Мальчишку, про которого пойдёт рассказ, знал весь маленький городок, стоявший в тихой бухте на самом берегу Чёрного моря. Звали его... Впрочем, не важно как его звали. Назовём его просто Мальчишка. Тихий приморский городок жил своей неспешной жизнью. Рыбаки ходили в море и ловили рыбу, люди выращивали фрукты, овощи и продавали их на местном рынке. Летом город наполнялся приезжими отдыхающими, и становился шумным и весёлым, а зимой, наоборот, всё стихало и городок словно погружался в спячку.
   Мальчик жил с матерью на самом берегу в небольшом домике с  палисадником. Летом он целыми днями пропадал на море - ловил рыбу, нырял за рапанами и крабами, которых мама потом продавала отдыхающим, чтобы выручить немного денег. Жили они бедно и порой на столе у них была одна пустая похлёбка с малюсеньким кусочком хлеба. В то время богатые богатели, а беднякам с каждым днём приходилось всё туже затягивать пояса. Но Мальчишка с мамой не унывали. Они вообще почти никогда не унывали! А ещё у мальчика был друг. Необычный друг... Профессор вдруг запнулся, как будто что-то припоминая. Коля Тараскин чуть поёрзал на стуле и негромко кашлянул. Профессор вздрогнул, глянул на мальчиков из под своих круглых очков и продолжил - Мальчик дружил с дельфином.
-Ух, ты! Здорово! - выпалил Андрюшка Дубков.
- Да, это был самый настоящий дельфин - афалина. Их ещё называют морская свинья. Глупости, конечно. Как можно сравнивать благородное по-своему даже грациозное морское животное с... Впрочем, мы сейчас не об этом. Так вот - продолжал профессор. Мальчик дружил с дельфином. Когда-то он спас его - дельфин запутался в рыболовных сетях и стал задыхаться, а Мальчик заметил это, прыгнул с лодки в воду и ножом разрезал сети, за что ему, кстати, потом очень сильно попало от рыбаков. Потом он помог совсем ослабевшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот мог сделать вдох - дельфины ведь дышат как люди - видели - у них на спине есть небольшое дыхательное отверстие? Дельфин мало по малу пришел в себя и поплыл в море. Но с тех пор он каждый день возвращался к берегу и ждал своего спасителя. Мальчик приходил, прыгал в воду и они вместе плавали в море.
 Вскоре Мальчик понял, что его друг дельфин чрезвычайно умное животное! Он понимал человеческую речь и даже научился выполнять многие команды. А однажды Мальчик принёс с собой мяч и обруч и дельфин очень скоро выучился крутить обруч на носу наполовину высунувшись из воды. А мячом он так умело и ловко жонглировал, что все, кто это видел, приходили в неописуемый восторг! Потом мальчик и дельфин стали устраивать целые представления для отдыхающих. К примеру, мальчик прыгал в воду, составлял пятки вместе и замирал, ожидая дельфина, а тот подныривал, выталкивал мальчика из воды и, держа его на носу, нес по кругу, а мальчишка при этом расставлял руки в стороны и как удивительная бронзовая птица парил над водой в пенных бурунах, бьющих у него из под ног! Это было великолепно!
  Потом мальчишке вдруг пришла в голову ещё одна идея. Он притащил на берег кусок картона, краски и стал показывать дельфину как рисуют картинки. Потом протянул своему другу кисточку, обмакнул её в краску и подставил кусок картона - на, рисуй! И дельфин понял! Он осторожно зажал кисточку зубами и стал водить ею по картонке выводя на ней странные каракули. Ему неожиданно понравилось это занятие и он потом уже сам тыкался носом в мальчишкину руку, словно прося его - "давай, порисуем?" Со временем его картинки стали выходить всё лучше и лучше. Казалось, он пытается изобразить для своего друга то, что увидел там, на глубине в морской пучине.
- Здорово! - Андрюшка Дубков провёл языком по пересохшим от волнения губам. А дальше что?
Дальше? Мальчик и дельфин давали свои представления для людей на берегу. Те бросали им монеты... Это стало неплохим подспорьем для мальчика и его мамы. Так прошло два года. И вот, однажды, в стране грянула революция.
- Это наша? Та самая? Вторая Великая социалистическая? - Да, кивнул профессор - та самая. Народ восстал против тирании и засилья олигархов.
-Это мы проходили в школе - кивнул Андрюша. Народ победил и взял власть в свои руки.
-Да, кивнул профессор - так всё и было. Но олигархи не сразу сдались. Они заплатили наёмникам и попытались их руками задушить молодую Советскую страну. Однажды в бухту где стоял тот маленький приморский городок, вошёл боевой корабль, битком набитый наёмными бандитами. Он сразу расстрелял из пушки и пулемётов здание Совета, где тогда заседали местные жители. Погибло много народа. Потом с корабля на берег высадился десант и в городе начались бои. Силы, однако, были не равны - с корабля били пушка и пулемёты и очень скоро сопротивление местных жителей было жестоко подавлено. Враги ходили по домам, мародёрствовали, жгли и убивали невинных людей.
-Ух, гады! - Колька Тараскин крепко сжал кулаки и стукнул ими по коленкам - я бы им дал!
-Не всё так просто, малыш, - профессор покачал головой. Не всё так просто... Бандиты были вооружены до зубов, а местные жители кто с чем шёл против них. Кроме того, у наёмников была хорошая организация и поддержка в виде артиллерии их корабля. В общем, врагу удалось сломить сопротивление защитников городка, схватить и бросить в темницу почти всех мужчин.
- Вот сволочи!  - чуть слышно прошептал Коля Тараскин. Профессор чуть помедлил, потом едва заметно, одними глазами улыбнулся и продолжил.
- Однажды к Мальчику домой пришёл старый моряк. Все звали его Боцман. Он ходил когда-то на военных судах в кругосветные плавания. Сначала Боцман о чём-то шептался на кухне с мамой мальчика. Было видно, как мама временами испуганно вздрагивала и прикрывала рот уголком фартука. Потом она бросила короткий взгляд на мальчика, снова повернулась к Боцману и отрицательно покрутила головой. Мальчишке было до смерти интересно - что же такое рассказывает Боцман его маме, но он терпеливо ждал в своей комнате. Боцман продолжал что-то горячо говорить маме. Было видно, что он в чём-то пытается её убедить. Наконец, она ещё раз посмотрела на сына, обернулась к Боцману и коротко кивнула. Тогда старый моряк обернулся к мальчику и поманил его пальцем - подь-ка сюдой, малец!
     Мальчик с некоторой робостью приблизился к Боцману. Тот долго хмуро смотрел на него из-под кустистых бровей, как будто всё ещё сомневался - говорить или нет. Наконец он решился. -Тут вот какое дело, парень: нам очень нужна твоя помощь! Мальчишка удивился - моя?! Боцман кивнул - ага! Вернее, не только твоя. Твоего дельфина тоже. Он ведь у тебя дрессированный, так? Мальчик всё ещё озадаченно смотрел на Боцмана, - ну, дрессированный, да. Вернее он - очень умный. Прямо как человек. А какая вам нужна помощь?
      Боцман ещё несколько секунд подумал, а потом продолжал: ты знаешь, что бандиты, приплывшие на корабле похватали мужчин в городе и посадили их под замок? - - Да, знаю - кивнул Мальчик. -Так вот - через два дня их расстреляют. Капитан вражеского корабля оповестил  жителей, что в воскресенье состоится казнь пленников - в назидание всем, кто пытался сопротивляться старой власти.
 Мальчик нахмурился - вот гады! -Мы не дадим им этого сделать - тихо и в то же время грозно произнёс Боцман! В нашем городке действует подполье. В воскресенье утром мы поднимем восстание. Вот тут-то и потребуется помощь твоего дельфина. -Какая? - спросил Мальчик. Боцман бросил короткий взгляд на сжавшуюся от страха Маму мальчика и продолжил - вражеский корабль в бухте. На нём пушки и пулемёты. Без их поддержки наёмники не смогут выстоять против нас. Нужно взорвать корабль. Для этого мы приготовим бомбу, а твой дельфин должен будет завести её под днище корабля. Как думаешь - он справится? Ты сможешь ему объяснить что надо сделать? Мальчик взволнованно кусал губу - он, конечно, сразу всё понял и сильно испугался. Но не за себя, а за своего товарища. - А с дельфином что будет - тихо спросил он Боцмана. - Ничего - ответил тот - твой дельфин просто подведёт бомбу под корабль, и она сама прилипнет к днищу, потому что будет магнитная. А дельфин уплывёт и всё. Часовой механизм на бомбе сам приведёт её в действие в нужное время. И, видя нерешительность Мальчика, Боцман добавил - если мы не уничтожим корабль - погибнут ни в чём неповинные люди. Понимаешь? Мальчик ещё секунду размышлял, потом решительно кивнул головой - мы попробуем...
...В отдалённой бухте поставили старый рыболовный баркас. Умница-дельфин сразу понял, что от него требуется и уже в третий раз уверенно подводил корзинку с большим камнем, имитирующим бомбу, под днище лодки. - Отлично! Твой друг - молодчина! - Боцман одобрительно похлопал Мальчика по мокрой, дочерна загорелой спине. -Будем надеяться, что и в настоящем деле он не оплошает. Ну-ка, давай попробуем на всякий случай ещё разок. Чтоб уж совсем наверняка...
     Мальчик и Дельфин ещё несколько раз выполнили задачу прежде чем Боцман удовлетворённо кивнул и сказал - ну и будет! Сегодня ночью, ровно в три часа подходи на берег к старому маяку. Знаешь? Мальчишка кивнул - ага. Мы будем там ровно в три.
   В ту ночь Мальчик почти не спал. Наконец, он забылся коротким, тревожным сном. Ему приснилась мама, погибший отец. Потом ему приснился дельфин. Тот подплыл к нему и стал почему-то дёргать за ногу. Мальчишка брыкнул ногой, но дельфин не отставал, а всё продолжал и продолжал дёргать его за пятку. При этом он вдруг заговорил человеческим голосом - эй, вставай! Вставай тебе говорят! Мальчишка дрыгнул ногой и... открыл глаза. В темноте он увидел свою маму - оказывается, это она дергала его за ногу - вставай, сынок! Уже половина третьего! Мальчишка мигом вскочил с койки, быстро натянул на себя штаны, рубаху и бегом направился к двери. Постой, сынок! - услышал он голос мамы. Мальчик обернулся и увидел, что мать протягивает ему узелок с едой. - Поешь там - сказала она - а то ведь неизвестно когда... вернёшься.  И тут Мальчик увидел вдруг в её глазах невыразимую мучительную тревогу - мама очень боялась за него. Очень! И не хотела отпускать. Тогда он, в секунду, словно повзрослев, спокойно посмотрел ей в глаза и уверенным голосом произнёс - ты не бойся, мама! Я вернусь! Всё будет хорошо! И тут Мама не выдержала, слёзы брызнули из её глаз и она порывисто обняла сына - сынок! Мальчишка почувствовал, что и сам вот-вот расплачется и тогда не сможет уйти. Он взял себя в руки и, чуть похлопав маму по вздрагивающей спине, совсем как взрослый, произнёс - ну, будет, мать, будет! Время! Меня ждут!
    Мальчик неслышно скользнул во мрак южной ночи. Мама вослед перекрестила его и едва слышно прошептала - храни тебя Господь, сыночек мой!
   Боцман поджидал мальчишку на берегу бухты. Ночное море ласково целовало берег набегая на него едва заметными волнами. Над водой стлался лёгкий туман. Ничто не нарушало мирной утренней тишины в бухте. И только вдали, как злой змеиный глаз, над водой светился красный ютовый огонёк вражеского корабля.
    Мальчик, поёживаясь то ли от предутренней прохлады, то ли от волнения, подошёл к Боцману. Тот протянул ему для приветствия свою широченную ладонь и вполголоса произнёс  - ну, здорово, юнга! Готов? Мальчик кивнул - ага! -Тогда зови своего дельфина! Только тихонько, а то услышат ещё эти черти на корабле - тогда пиши пропало.
   Мальчишка по колено зашёл в воду и стал хлопать ладонью по поверхности - так он всегда делал, когда звал своего друга. Это был их условный знак. Вскоре в темноте послышалось фырканье, а затем, как маленькая подводная лодка из тумана показался крутой чёрный лоб дельфина. Тот неслышно подплыл к мальчишке и ткнулся своим носом в его ладонь, словно спрашивая - ну, что дружище, поиграем? И мальчик снова зябко поёжился - но, на этот раз, от страха. Только теперь он вдруг понял насколько трудная и опасная это задача - взорвать вражеский, вооружённый до зубов, корабль! А Дельфин ведь ничего не знал! Он думал, что это очередное представление, где благодарные зрители будут хлопать им в ладоши и бросать в воду блестящие монетки. Сердце мальчика вдруг гулко ухнуло и словно провалилось куда-то в живот. Он оглянулся и посмотрел на Боцмана. Тот, словно почувствовав колебания мальчика, тихо сказал - если боишься, то... - Мы готовы - твёрдо перебил его мальчишка. Мы всё сделаем как надо.
   На востоке заметно посветлело. Там  уже готовилось вынырнуть из-за моря утреннее солнце. Боцман оглянулся вокруг, нахмурился, бросил взгляд на наручные часы и пробурчал - ну где же он?! Наконец, в темноте послышались чьи-то торопливые шаги. Боцман напряжённо вглядывался в ту сторону, откуда доносился хруст гальки под ногами, по всей видимости, довольно грузного человека. Боцман сунул руку в карман штанов и мальчик услышал отчётливый щелчок. Он догадался, что в кармане у Боцмана находится пистолет. Шаги всё приближались и, наконец, из темноты к ним вышел толстый, запыхавшийся от быстрой ходьбы, человек. Мальчик сразу узнал его - это был известный в их городке Часовщик, чинивший часы в своей маленькой мастерской неподалёку от центральной площади. В руках у Часовщика была объёмистая и, судя по всему, довольно увесистая корзина. Он кивком поприветствовал  Боцмана и осторожно протянул ему корзину - вот! Только, ради Бога, осторожно, не трясите! Там взрыватель на бертолетке. Боцман аккуратно принял у Часовщика корзину с бомбой - на сколько выставлен таймер? - На четыре - Часовщик снял с носа запотевшие очки и принялся их протирать носовым платком - только я это... Часовщик замялся - в общем, мне не удалось найти достаточно мощного магнита. Боюсь, тот что есть, не удержит бомбу на днище корабля. Боцман замер  - как не удержит?! А как же тогда?... Часовщик сердито махнул рукой - а что я мог сделать за такое малое время?! Где было взять этот чёртов магнит?! Где?! В конце концов не обязательно прилеплять бомбу к днищу! Можно зацепить её за что-нибудь, или просто посильнее стукнуть её об этот проклятый корабль! Можно, наконец...
   ...А ну-ка ша! - резко и сердито оборвал Боцман начавшуюся было истерику Часовщика. Тот замер на полуслове с открытым ртом, потом, уже успокаиваясь, отер потный лоб рукавом кургузого пиджачка и уже совсем тихо, словно пытаясь оправдаться снова проговорил  - что я мог? Ну что?!...
    Боцман обернулся к Мальчику и, не зная, как начать разговор, тихо кашлянул в кулак. Но мальчишка заговорил первым - я всё понял - твёрдо сказал он. Мы попытаемся! Вернее - дельфин. Давайте корзинку! Боцман в нерешительности замер...
    ...И в эту секунду что-то случилось в городке. Там бухнул взрыв, потом раздался треск винтовочных выстрелов и стрекотание автомата. На вражеском корабле включился прожектор, его злой луч стал обшаривать причал, потом здания городка, а ещё через секунду ударил корабельный пулемёт и тяжко рявкнула пушка. -Мама дорогая! - только и смог прошептать Часовщик. - Опоздали! Акулий зуб мне в печёнку! - уже не таясь пробасил Боцман. Там что-то пошло не по плану! Ну, теперь всё! Теперь они нас раздавят!
     И тогда Мальчишка метнулся к Боцману и, чуть ли не силой, вырвал корзинку с бомбой из его рук. Потом он быстро вошёл в воду, приблизился к дельфину и протянул ему смертельный груз - Отнеси её туда! Понимаешь меня? Это очень важно! Пожалуйста, отнеси! - Что ты с ним как с человеком... - начал было Часовщик, и в этот миг дельфин аккуратно взял корзинку зубами. Он всё понял! Ещё секунду он смотрел своим чёрным глазом в глаза мальчика, словно хотел ему сказать на прощание - мол, ничего, дружище!  Мы ещё поиграем с тобой! Затем он плавно развернулся и направился к кораблю, с которого продолжали бить по городу пушка и пулемёты.
    Мальчишка, кусая губы и размазывая по лицу кулаком злые слёзы, смотрел вслед своему Другу. Он знал, что видит его в последний раз.
     - Только бы его не сразу..., только бы успел - вдруг услышал он за спиной голос Боцмана. И тут Мальчишка не выдержал. Он оттолкнулся от морского дна и лёгкой ласточкой вошёл в воду, нырнул, выскочил на поверхность и быстрыми сажёнками поплыл вслед дельфину. - Стой! Назад, малец! Убьют! - заорал во весь голос Боцман. Но мальчишка не повернул. Он всё плыл и плыл.  Потом он понял, что ни за что не сможет догнать дельфина. Тогда мальчишка остановился и стал хлопать по воде ладонью, подзывая своего Друга. Он не был уверен, что за грохотом выстрелов тот услышит его, но, спустя несколько секунд, дельфин, со своим смертельным грузом, выплыл к нему из сумерек.
      - Я сам! Понимаешь?! Я сам всё сделаю!- Мальчик взялся за ручку корзины. - Дай мне! А ты уплывай! Плыви! Ну же!  Мальчик потянул за ручку корзины, и дельфин осторожно выпустил её из зубов. Но не уплывал. Тогда Мальчишка довольно сильно хлопнул его по крутому лбу - Уплывай! Уходи отсюда! Дельфин, судя по всему, слегка опешил и даже обиделся. Никогда ещё его приятель так грубо не обходился с ним. Он отплыл чуть в сторону. А с корабля продолжали бить по городку пушка и пулемёты. Во вспышках выстрелов мальчик заметил, как с судна начали спускать шлюпку с вооружёнными наёмниками. И тогда он, зажав ручку корзинки с бомбой зубами, напрягая все силы, поплыл к вражескому кораблю.
     Его заметили, когда до корабля оставалось всего метров пятьдесят. На борту раздались крики, и почти сразу оттуда застрочили автоматы. Пули, словно злобные осы, зажужжали над мальчишкой и принялись взбивать фонтанчики воды вокруг его головы. Одна из них наискось ударила его в голову. Кровь хлынула из раны. Последнее, что он увидел перед тем, как стал погружаться в чёрную пучину беспамятства был черный глаз дельфина.
   Вы видели когда-нибудь разъярённого дельфина? Ярость его была безпредельной. Его товарища ранили! Дельфин отлично знал что такое кровь и боль! А ещё он знал, что долен спасти своего друга! Их враг был там, на ощетинившемся вспышками выстрелов корабле! Он подхватил зубами корзинку с бомбой и, не обращая внимания на пули, рвавшие его тело и причинявшие ему нестерпимую боль, смертельно опасной торпедой устремился к вражескому кораблю, и не было в эти мгновения силы, которая могла бы его остановить!
   Боцман с Часовщиком на берегу сначала увидели яркую вспышку по центру корабля, а через пару секунд до них донёсся глухой взрыв - дельфин ударил бомбой под ватерлинию. Но это было ещё не всё! Через мгновение корпус корабля вспучился новым, страшным взрывом, расколовшим его надвое. В воздух взлетели тысячи обломков и стали падать в море, поднимая маленькие фонтанчики брызг. - В оружейный погреб попал - машинально пробормотал Боцман. Ну, парень! Вот отчаянный! Горячий ветер прилетел с той стороны, где догорал и быстро погружался на дно бухты вражеский корабль. Он смахнул с лица Боцмана слёзы, катившиеся по его щекам...
    ...Профессор надолго замолчал и в задумчивости стоял теперь у стены, рассматривая картину - то ли диковинную птицу, то ли парусник, нарисованную гуашью на листе белого картона. И тогда Андрюшка Дубков нарушил повисшую гнетущую тишину - А дальше?! Что было дальше?! - Да! Что дальше?! - воскликнул Коля. Неужели тот Мальчишка и его Дельфин погибли?! Нет-нет, я так не хочу! Мы с Андреем так не хотим! Так же не должно быть!
     Профессор, как бы очнувшись, обернулся к мальчикам и, легонько потирая пальцами шрам, пересекавший его высокий лоб, чуть улыбнулся и продолжал свой рассказ: - Мальчишку тем же утром нашли на берегу рыбаки. Он был тяжело ранен, но выжил и поправился. Наёмники были разгромлены и уничтожены. Революция победила и в том приморском городке и по всей стране. Да вы и сами об этом прекрасно знаете из учебников истории.
    -А дельфин? Что стало с дельфином?! - Коля Тараскин с надеждой, что дельфин тоже каким-то чудом остался жив, даже привскочил со стула и потянулся к Профессору. Тот снова улыбнулся, но была уже в этой улыбке потаённая печаль. -Дельфин спас своего друга. Да и многих других людей тоже. Он пожертвовал собой, чтобы жили другие. "За други своя" - знаете такое выражение? Андрюшка и Колька одновременно закивали головами и наперебой заговорили - знаем! Это когда кто-нибудь спасает кого-нибудь не думая о себе! Это когда...
   -Всё верно - сказал Профессор. В этом и есть высшее проявление любви. И настоящей дружбы тоже, конечно! Он слегка задумался, а потом сказал - Такая вот случилась однажды история в тихом приморском городке...
   На другой день одноклассники Андрюшки Дубкова и Коли Тараскина увидели на стене в своём классе стенгазету. В ней была всего лишь одна заметка: рассказ о Мальчишке, жившем когда-то на берегу моря и его друге - Дельфине.
    А ещё, посреди стенгазеты, была прикреплена картина, нарисованная неизвестным художником на листе плотного белого картона - то ли парусник, то ли какая-то диковинная птица с подбитым крылом.


Рецензии