Умирающий лев

Умирающий лев -
Скульптор Бертель Торвальдсен, Швейцария.


   Скульптурная  композиция  "Умирающий лев" посвящена  увековечиванию  памяти погибших героев. Более тысячи швейцарских гвардейцев были убиты при сопротивлении штурму дворца Тюильри во время Великой Французской Революции,  в  1792 году.

       Бунтовщики брали штурмом дворец Тюильри.  К этому времени  большинство регулярных войск перешли на сторону восставших,  но верные долгу гвардейцы,   сохраняя преданность  королю,  сражались до последнего вздоха.

      Это, безусловно,   главный и хорошо изученный смысл скульптуры,  аллегория, ради которой она создавалась.

      Истинное произведение искусства допускает несколько интерпретаций.     В данном случае, мы видим умирающего льва. Погибает красивый,  невероятно мощный зверь, способный ударом лапы убить крупную добычу. Морда льва выражает физическое страдание и скорбь по  уходящей жизни. Ещё несколько мгновений назад он был повелителем зверей,  а сейчас у него нет сил даже приподняться. Великолепная волнистая грива,  литые  мышцы - всё в его облике, что внушает восхищение и ужас, уже не имеет значения.   

      Лев находится в зените жизни, он должен жить, но умирает насильственной смертью.  Так не должное быть, но это случилось. Природой предназначено умирать больным, слабым и старым, но смерть    может настигнуть любое живое существо, каким бы сильным и здоровым оно не было.  Это простая и, вместе с тем, глубокая философская истина применима к миру животных и к миру человека.

    Современное урбанистическое общество культивирует жизненный успех, власть, силу,  физические тренировки,  красоту внешнего облика.  Всё это, безусловно, достойные цели и всё же, в погоне за ними может возникнуть иллюзия, что это главное.  Пронзенный стрелой лев говорит, что это не так.  Жизнь -  истинная, первичная ценность. Её потеря означает мгновенную утрату всего остального.

     "Умирающий лев"  безусловно вызывает сильный эмоциональный отклик, в  тоже время скульптура не выглядит депрессивной.   Лев, даже в последние минуты жизни, прекрасен, а ещё, возвращаясь к аллегории, ради которой он был создан, в его жизни, как и в его смерти, были назвачение и смысл.


Рецензии