Умирающий лев
Скульптор Бертель Торвальдсен, Швейцария.
Скульптурная композиция "Умирающий лев" посвящена увековечиванию памяти погибших героев. Более тысячи швейцарских гвардейцев были убиты при сопротивлении штурму дворца Тюильри во время Великой Французской Революции, в 1792 году.
Бунтовщики брали штурмом дворец Тюильри. К этому времени большинство регулярных войск перешли на сторону восставших, но верные долгу гвардейцы, сохраняя преданность королю, сражались до последнего вздоха.
Это, безусловно, главный и хорошо изученный смысл скульптуры, аллегория, ради которой она создавалась.
Истинное произведение искусства допускает несколько интерпретаций. В данном случае, мы видим умирающего льва. Погибает красивый, невероятно мощный зверь, способный ударом лапы убить крупную добычу. Морда льва выражает физическое страдание и скорбь по уходящей жизни. Ещё несколько мгновений назад он был повелителем зверей, а сейчас у него нет сил даже приподняться. Великолепная волнистая грива, литые мышцы - всё в его облике, что внушает восхищение и ужас, уже не имеет значения.
Лев находится в зените жизни, он должен жить, но умирает насильственной смертью. Так не должное быть, но это случилось. Природой предназначено умирать больным, слабым и старым, но смерть может настигнуть любое живое существо, каким бы сильным и здоровым оно не было. Это простая и, вместе с тем, глубокая философская истина применима к миру животных и к миру человека.
Современное урбанистическое общество культивирует жизненный успех, власть, силу, физические тренировки, красоту внешнего облика. Всё это, безусловно, достойные цели и всё же, в погоне за ними может возникнуть иллюзия, что это главное. Пронзенный стрелой лев говорит, что это не так. Жизнь - истинная, первичная ценность. Её потеря означает мгновенную утрату всего остального.
"Умирающий лев" безусловно вызывает сильный эмоциональный отклик, в тоже время скульптура не выглядит депрессивной. Лев, даже в последние минуты жизни, прекрасен, а ещё, возвращаясь к аллегории, ради которой он был создан, в его жизни, как и в его смерти, были назвачение и смысл.
Свидетельство о публикации №220052400506