Кудря, Галенович, Богданов. Резервы интеллектуальн

Кудря, Галенович, Богданов. Резервы интеллектуального потенциала и перспективы. Очерк коллективной биографии типичных творческих групп.


Завершив чтение книги А.И. Кудря «Верещагин», я решил получить дополнительную информацию об авторе книги – об Аркадии Ивановиче Кудря.

Оказывается, он жив. Наверное, здоров. И желаем ему отличного здоровья!

Естественно, главного мне не удалось  узнать – а как влияет огромный творческий потенциал автора (А.И. Кудря) на его финансовое и социальное положение.

Я стал согласно методике Шерлока Холмса сопоставлять разные детали из биографии А.И. Кудря…

В процессе этого увлекательного занятия я обнаружил, что мое мышление движется по ранее составленной схеме (в связи с размышлениями о творчестве Игоря  Алексеевича Богданова, Юрия Михайловича Галеновича и других выдающихся современных авторов).

Шаг первый. Понимание, какого огромного труда и каких колоссальных знаний требует написание книг.

Если вы не контролируете свою фантазию, то перед вашим внутренним взором появляются руководители президиума Академии Наук и руководящих структур Министерства культуры, стремящихся не потерять ни секунды, с мигалками и включенными сигналами на служебных машин отправляющихся к автору, настойчиво предлагающих выдающимся авторам занять в иерархической культурно-научной матрице самые заметные, почетные и важные позиции. Те, конечно, отказываются – для начала. Но уговоры усиливаются. И, в конце концов, авторы соглашаются. Все же, нужно пожертвовать своим временем ради блага страны.

На крайний случай фантазия предлагает такой вариант событий. Гремят фанфары. Авторов приглашают в красивое здание. Публично ласкают их (не хуже спортсменов). Выдают приятные награды и более или менее существенные суммы (не наличными, конечно, а в виде наградных документов)… Домой авторы возвращаются на каких-нибудь «Туарегах»…

Это, естественно, фантазии. Нужно контролировать свое воображение.

Что же предлагает разумный подход – основанный на «правиле реальности».

Шаг второй. «Разумный подход» предлагает следующую схему.

Компетентные авторы в своем материальном, финансовом положении опираются на относительно незначительную недвижимость, приобретенную в эпоху СССР, или полученную в наследство (суммарно – одна-две квартиры). Пенсия имеет важное значение (спасибо Конституции 1936 года!). Могут быть и еще какие-то источники доходов – не особенно заметные, хотя и необходимые.

О сколько-нибудь заметных гонорарах, выплачиваемых за написанные книги, о способности жить и радоваться жизни на эти гонорары – об этом речь, кажется, не идет…

Что еще имеется у этой группы творческих людей? Остатки связей и статуса (снова времена СССР дают о себе знать)? Кто-то известен в каких-то кругах, кто-то является членом какой-то «творческой организации», славной во времена СССР…

Всё это мило, конечно…

«Главного» мы не обнаруживаем. А именно – ПРЯМОГО ВЫХОДА НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ (НА БЮДЖЕТНЫЕ ПОТОКИ) и на лиц, способных ненавязчиво давать распоряжения, обязательные к исполнению…

Если речь идет о лицах, которые приобрели какой-то статус во времена СССР, то, следовательно, их возраст – более или менее существенный, солидный.

А каково положение молодых авторов? Молодые авторы встречаются, хотя и численно реже – если сравнивать со зрелыми творческими деятелями.

Шаг третий. Если о зрелых авторах можно прочесть что-то более или менее понятное, то о молодых авторах информация или отсутствует, или носит отрывочный (обманчивый?) характер.

Приходится снова домысливать (по методу Шерлока Холмса). Стандартная фигура «Молодого автора» характерна тем, что у него нет ни статуса (остатков статуса), ни полученных во времена СССР (или в наследство) квартир, ни пенсии.

Молодой автор барахтается как лягушка в кувшине с молоком. И если ему удается взбить (создать) кусочек масла и вылезти из этого кувшина, спастись, не утонуть, то он безмерно счастлив. Он располагается на какой-то второстепенной незаметной должности в каком-то творческом чулане. Он размещает свои произведения на каких-то интернет-сайтах. Огромная удача, если его труд издан в бумажной форме каким-либо издательством. Он счастлив от того, что его миновала чаша полу-криминального действующего лица в большой социальной драме, что он может учить детей в школе и улыбаться вечером своей жене. И он дрожит от ощущения опасности того, что он может все это потерять из-за неосторожного слова или поступка или поведения… Но надежда всё же теплится в нём… А вдруг что-то изменится? Нужно сидеть незаметно, «не высовываться», и ждать лучших времен…

Попытка познакомится с биографией Аркадия Ивановича Кудря, автора сложной и содержательной книги «Верещагин», привела к очередным размышлениям о типовых жизненных алгоритмах творческих личностей в современной России.

Шаг четвёртый. Обобщающие размышления. Вывод, как кажется, таков – творческие резервы, оставшиеся от царской России и от СССР, постепенно завершаются, заканчиваются… Перспективы туманны…

Что же… Будем читать о Василии Верещагине, о других выдающихся деятелях дореволюционного и советского прошлого…

Спасибо Аркадию Ивановичу Кудря за хорошую книгу о Василии Верещагине. (Конечно, книги о деятелях Аляски российского периода интересны, но вряд ли они могут сравниться по уровню читательского интереса с биографиями центральных фигур русской культуры…).


24 мая 2020 г. 09:45


Рецензии