Страдания и личность

Человека всегда волновал вопрос о происхождении страданий. Иногда причиной страданий называют отдельность от Всеобщего,  подразумевая под Всеобщих Бога, который якобы вездесущ. Тогда личность становится иллюзорным продуктом, созданные особенностями нашего тела, времени и воспитания. Но так ли это? Иллюзорна ли личность, или же она так де вечна и неразрушима, как душа?

Несмотря на то что из рождения в рождение мы немного меняемся, основной стержень личности остается неизменным. Личность дает нам возможность индивидуально воспринимать бытие, что весьма ценно. Она находится не в теле и не в мозге, а в душе. Поэтому она не может быть иллюзией, создающей отдельность от Всеобщего. Сама по себе отдельность не несет страданий, лишь нечистота души делает отдельное бытие непереносимым. Поэтому путь избавления от страданий лежит не через воссоединение со всеобщим с утратой собственной личности, а через очищение души, которое происходит через восприятие того духовного знания, которое Бог дает в конце времен, и через воспоминание о Боге.

Мы страдаем не потому что чувствуем себя отделенными от Бога, а лишь потому, что душа не чиста. Если душа чиста, мы наслаждаемся нашим индивидуальным существованием, нашей личностью и уникальностью.

Самая большая отдельность наступает, когда мы принимаем физическое тело и всё, что ему сопутствует. Каждая жизнь дает нам ощутить не всю свою личность, но лишь одну из ее граней. Чем больше личность, тем больше рождений и граней. Лишь нечистота души заставляет страдать от наличия собственного Я, собственного мнения и взгляда на жизнь. Если же душа проходит очищение через знание и йогу, приходит чувство, что ты настоящий, и ничто ложное не может бросить тебе вызов.

В адвайте же (Древнеиндийском учении) пошли совсем другим путем: спрятали голову в песок и сказали, что меня нет. Нет личности, нет и страданий. Счастье только в безличном состоянии. Да, бестелесное состояние полно блаженства, но оно скрыто от нас для того, чтобы мы наслаждались своей личностью, своим уникальным, неповторимым существованием, которое мы утратили только из-за нечистоты души. Если душа чиста, то иллюзии нет. Нет необходимости бороться со своим телом или умом. Ты просто ощущаешь себя истинным, неповторимым и настоящим...

Нужно бороться не против отдельности, а лишь против нечистоты. Борясь против отдельности, мы, возможно, разрушим иллюзию того, что я тело, но тут же впадем в другую иллюзию: что я Бог, и что Бог вездесущ. Глупо приносить личное в жертву безличному. До личности Бога ты всё  равно не достанешь, слияния с океаном, о котором говорят в адвайте, нет: даже после смерти ты останешься самим собой, только в более обезличенном виде. Да, Гегель тоже говорил о всеобщем как о конечной цели личного. Но всеобщего без личного не существует. Попытки стереть свою личность не приводят в рай, потому что, во-первых первых, личность не стирается, а во-вторых, на личное понимание Бога способна только личность. Если личности не достаточно для встречи с Богом, он так навсегда и останется недосягаемым.

Личность нужно очищать, а не пытаться избавиться от неё. Она не является иллюзией. Поэтому идея освобождения от перерождений не верна. Наоборот, чем крупнее личность, тем больше рождений она получит, а главное, чистая личность получает возможность перерождаться в раю. Страдания наступают лишь тогда, когда душа загрязняется, и мир вокруг нее тоже грязен. Тогда душа не получает того, ради чего пришла в этот мир. Поэтому, очищая личность, нельзя оставлять ее в грязном мире. Мир однажды подстроится под чистых личностей - в этом и состоит идея рая, которая весьма осуществима.


Рецензии