Охальник Огурцов
Напротив него остановилась четырехклассница отличница Клинская. Огурцов повернул к ней голову и сказал:
- Пол - дровяный.
Клинская быстро пошла к входу в школу. У двери она оглянулась.
Огурцов, провожавший ее глазами, весело прокричал:
- Где была, когда бог ноги раздавал? За сиськами в очереди стояла.
Клинская шмыгнула за дверь.
После звонка учительница Гелия Павловна, которая одновременно вела второй и четвертый классы, вошла в класс в хорошем настроении. Ученики встали, потом сели.
Гелия Павловна сказала, что уже настоящая весна, солнце, и термометр за окном учительской показывает +11°С.
Она достала классные журналы и записала названия уроков.
Ученица-санитарка доложила у кого грязные уши.
- Гелия Павловна, - сказала Клинская, вставая и стукая крышкой парты, - Огурцов опять ругался матом
Учительница замерла и перестала писать.
- Я не ругался, - откликнулся Огурцов.
- Люба, он ругался? - уточнила Гелия Павловна.
- Да.
- Я не ругался, повторил Огурцов.
- Он говорил нехорошие слова?
- Говорил, - подтвердила Клинская и села.
- Это не матом, - оправдывался Огурцов.
- Люба, подойди сюда. Какие слова он говорил?
Клинская, подойдя, деликатно наклонилась к уху учительницы и что-то прошептала.
Гелия Павловна, вперив огненный взгляд в Огурцова, стала медленно подниматься из-за стола. Голос был подобен грому:
- Вон из класса! И чтоб без родителей я тебя не видела!
После выдворения Огурцова Гелия Павловна ровным, почти ласковым, голосом рассказала, что делать четвертому классу и занялась чистописанием с второклассниками.
В деревнях и забытых богом поселках встречался особый тип детей: развитые не по годам, мудрые по жизни, умеющие делать по хозяйству буквально все, от приготовления браги, копчения ветчины, косьбы и закладки силоса до починки железной кровли, кладки кирпичных стен и ремонта электродвигателя циркулярки - но абсолютно неприспособленных ни к какому классическому ученью. Они плохо учились в школе, их невозможно было уговорить поехать на какие-нибудь курсы или семинары повышения квалификации. Для них, видимо, нужны были особые методики и формы - тогда бы они проявили свой зачастую незаурядный дар.
Огурцов во втором классе засидел, т. е. остался на второй год. Потом года три учился вроде бы сносно. Родители завербовались на новую стройку, и он уехал вместе с ними.
На сколько могу судить о нем по обрывочным сведениям, далеко он не пошел. Не стал, кем положено было тогда мечтать стать: космонавтом, инженером, физиком, начальником. Не стал и моряком, о чем он мечтал с тех лет, с которых себя помнил; к чему он серьезно готовился (в первом классе переплывал широкий и глубокий пруд, мог долго держаться под водой, прыгал "головкой" с высокой вышки).
На стройке получил рабочую специальность, и так же, как родители, переезжал с одной стройки на другую, пока в стране все не обвалилось, и строек не стало. Да и позже вряд ли пропал. Наверно, шабашил, нанимался на временные работы.
Когда путешествую на поезде и переезжаем какой-нибудь мост или развязку, иногда вспоминаю Огурцова: может быть, он это строил - вварил балку в мостовой пролет, забетонировал сотню-другую кирпичей и шлакоблоков в береговой конус, положил шпалы...
Свидетельство о публикации №220052400061