8-й авиационный отряд Киевской ОАГ ГВФ

8-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота.
(8-й транспортный авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота)

(краткая историческая справка)

8-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота сформирован в сентябре 1941 года на базе Харьковской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота.

Нахождение в строю:

С сентября 1941 года по июнь 1942 год.

В составе действующей армии:

С сентября 1941 года по июнь 1942 год.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С сентября1941 года по июнь 1942 года – в составе Гражданского Воздушного Флота.

В составе объединений:

С сентября 1941 года по июнь 1942 года – в оперативном подчинении Юго-Западного Фронта.

Командир отряда:

Папунашвили Давид Алексеевич – с сентября 1941 года по июнь 1942 года. Назначен на должность командира 1-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ.

Военный комиссар отряда.

Колесников Михаил Эдуардович – с сентября 1941 года по июнь 1942 года. Назначен на должность военного комиссара 6-го авиационного отряда Киевской ОАГ ГВФ.

Участие в операциях и битвах:

Елецкая операция – с 6 декабря 1941 года по 16 декабря 1941 года.
Барвенково-Лозовская операция – с 18 января 1942 года по 31 января 1942 года.
Харьковская операция – с 12 мая 1942 года по 29 мая 1942 года.


Потери

14 ноября 1941 года. Вашакидзе Григорий Ноевич. Без воинского звания. Командир корабля 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красного Знамени). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Гусев Фёдор Иванович. Без воинского звания. Бортовой стрелок 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Лопаев Константин Исаакович. Без воинского звания. Бортовой авиационный техник  8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Славиковский Илья Прокофьевич. Без воинского звания. Бортовой радист  8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Соломатин Михаил Семёнович. Без воинского звания. Лётчик 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.
14 ноября 1941 года. Ходарев Георгий Фёдорович. Без воинского звания. Штурман корабля 8-го авиационного отряда Киевской Особой Авиационной Группы ГВФ. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на хуторе Ольхи. Перезахоронен на хуторе Дубовский Урюпинского района Сталинградской области.

Награждены орденами СССР:

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №045/н от 6 ноября 1941 года.

Беридзе Иван Семёнович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Быба Александр Зиновьевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Вашакидзе Григорий Ноевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Вотенцов Виктор Васильевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Ильченко Фёдор Филиппович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Кицитадзе Амбергий Поликарпович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Куркчиянц Ворткез Христофорович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Лахно Фёдор Афанасьевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Нурумов Джалдосбек Нурумович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Осипян Адольф Аркадьевич. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Савонов Николай Васильевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Шорников Александр Сергеевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Вайнштейн Макс Семёнович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Вердеревский Николай Сергеевич. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Витвицкий Марьян Францевич. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Голосов Анатолий Иванович. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Ельников Фёдор Сергеевич. Без воинского звания. Старший инженер отряда. Орден Красной Звезды.
Комаров Пётр Тихонович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Кузман Альфонс Юрьевич. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Любимов Василий Васильевич. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Мальцев Виктор Павлович. Без воинского звания. Бортовой авиационный техник. Орден Красной Звезды.
Скосырский Иван Кузьмич. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Славиковский Илья Прокофьевич. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Сладков Фёдор Кузьмич. Без воинского звания. Бортовой авиационный техник. Орден Красной Звезды.
Соломатин Михаил Семёнович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Сорока Алексей Филиппович. Без воинского звания. Старший инженер отряда. Орден Красной Звезды.
Тамбовцев Александр Григорьевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Червяков Николай Павлович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Черняков Ефим Никитович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №046/н от 6 ноября 1941 года.

Колесников Михаил Эдуардович. Без воинского звания. Военный комиссар отряда.
Папунашвили Давид Алексеевич. Без воинского звания. Командир отряда. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №025/н от 12 февраля 1942 года.

Лебедев Василий Иванович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Лунц Борис Григорьевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Шатров Фёдор Анисимович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Юрков Сергей Владимирович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №027/н от 12 февраля 1942 года.

 Никулин Николай Семёнович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Федоренко Дмитрий Иванович. Без воинского звания. Бортовой авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Яковчук Фёдор Зиновьевич. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды(2)

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №033/н от 20 февраля 1942 года.

Буданцев Александр Павлович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Васильченко Степан Константинович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени(1)
Кожевников Виктор Александрович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды(1)
Локтионов Павел Евдокимович. Старший лейтенант. Штурман корабля. Орден Красного Знамени.
Савченко Павел Павлович. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красного Знамени.
Бондаренко Алексей Иванович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды.
Васильев Виктор Андреевич. Без воинского звания. Командир корабля. Орден Красной Звезды.
Заноздра Иван Леонтьевич. Без воинского звания. Воздушный стрелок. Орден Красной Звезды.
Кабаргин Николай Афанасьевич. Без воинского звания. Старший штурман отряда. Орден Красной Звезды.
Кожевников Виктор Александрович. Без воинского звания. Бортовой радист. Орден Красной Звезды(1)
Корченко Вадим Иванович. Без воинского звания. Бортовой механик. Орден Красной Звезды.
Кравцов Андрей Иванович. Старший лейтенант. Штурман самолёта. Орден Красной Звезды.
Моисеенко Игнат Фёдорович. Без воинского звания. Бортовой механик. Орден Красной Звезды.
Протвин Дмитрий Иванович. Без воинского звания. Бортовой механик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом №077/н от 17 июня 1942 года.

Кузелев Василий Никонович. Без воинского звания. Лётчик. Орден Красной Звезды. Посмертно.
Лысенко Иван Фёдорович. Без воинского звания. Воздушный стрелок. Орден Красной Звезды.
Учадзе Александр Семёнович. Без воинского звания. Бортовой стрелок. Орден Красной Звезды.

СПИСОК НАГРАЖДЁННЫХ УТОЧНЯЕТСЯ.

В июне 1942 года 8-й авиационный отряд Киевской Особой Авиационной Группы Гражданского Воздушного Флота обращён на доукомплектования  1-го отдельного авиационного отряда Гражданского Воздушного Флота.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в отряде (4)

Лунц Борис Григорьевич – с декабря 1941 года по 1942 год.
Савченко Павел Павлович – с сентября 1941 года по 1942 год.
Шатров Фёдор Анисимович – с октября 1941 года по 1942 год.
Шорников Александр Сергеевич – с сентября 1941 года по 1942 год.

Личный состав отряда:

Беридзе Иван Семёнович
Бидрюк Дмитрий Ионович
Бондаренко Алексей Иванович
Буданцев Александр Павлович
Быба Александр Зиновьевич
Вайнштейн Макс Семёнович
Васильев Виктор Андреевич
Васильченко Степан Константинович
Вашакидзе Григорий Ноевич
Вердеревский Николай Сергеевич
Витвицкий Марьян Францевич
Вотенцов Виктор Васильевич
Голосов Анатолий Иванович
Гусев Фёдор Иванович
Ельников Фёдор Сергеевич
Заноздра Иван Леонтьевич
Ильченко Фёдор Филиппович
Ирза Даниил Фёдорович
Исипенко Евгений Иванович
Кабаргин Николай Афанасьевич
Кицитадзе Амбергий Поликарпович
Ключников Николай Иванович
Кожевников Виктор Александрович
Колесников Михаил Эдуардович
Комаров Пётр Тихонович
Копадзе Владимир Павлович
Корченко Вадим Иванович
Кравцов Андрей Иванович
Краснер Григорий Лазаревич
Кузелев Василий Никонович
Кузман Альфонс Юрьевич
Кунавин Валентин Павлович
Куркчиянц Ворткез Христофорович
Лахно Фёдор Афанасьевич
Лебедев Василий Иванович
Локтионов Павел Евдокимович
Лопаев Константин Исаакович
Лунц Борис Григорьевич
Лысенко Иван Фёдорович
Любимов Василий Васильевич
Мальцев Виктор Павлович
Мамед Аджи-оглы
Мельников Константин Иванович
Моисеенко Игнат Фёдорович
Мордачёв Семён Емельянович
Никулин Николай Семёнович
Нурумов Джалдосбек Нурумович
Осипян Адольф Аркадьевич
Папунашвили Давид Алексеевич
Протвин Дмитрий Иванович
Прошин Владимир Васильевич
Рыжков Николай Павлович
Савонов Николай Васильевич
Савченко Павел Павлович
Скосырский Иван Кузьмич
Славиковский Илья Прокофьевич
Сладков Фёдор Кузьмич
Соломатин Михаил Семёнович
Сорока Алексей Филиппович
Тамбовцев Александр Григорьевич
Ухаров Иван Егорович
Учадзе Александр Семёнович
Федоренко Дмитрий Иванович
Ходарев Георгий Фёдорович
Червяков Николай Павлович
Черняков Ефим Никитович
Шатров Фёдор Анисимович
Шорников Александр Сергеевич
Юрков Сергей Владимирович
Яковчук Фёдор Зиновьевич

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ.

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 24 мая 2020 года.

Лунц Борис Григорьевич

Родился 8 мая 1908 года в городе Дрезден — столице королевства Саксония Германской империи (ныне город — административный центр земли Свободное государство Саксония Федеративной Республики Германия) в семье политических эмигрантов. Мать — русская, отец — еврей. В России с 1915 года. Жил в Москве. До призыва на военную службу закончил рабфак.
В ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Б. Г. Лунц был призван в 1926 году. В 1927 году он окончил Ленинградскую Военно-теоретическую школу Красного Воздушного Флота, в 1928 году — 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота. Служил на Дальнем Востоке в должности авиамоториста. В 1929 году в составе Особой Дальневосточной Армии Борис Григорьевич участвовал в вооружённом конфликте на Китайско-Восточной железной дороге.
В 1930 году Б. Г. Лунц уволился в запас и поступил в Балашовскую лётную школу Гражданского Воздушного флота, по окончании которой в 1931 году работал лётчиком 14-го транспортного отряда Украинского управления ГВФ в Харькове. С началом Великой Отечественной войны Б. Г. Лунц был мобилизован в качестве гражданского специалиста и в конце июня 1941 года направлен в Киевскую особую авиагруппу ГВФ. Служил вторым пилотом и командиром корабля ПС-84 в составе 1-го и 8-го отрядов. Выполняя специальные задания командования по выброске десантов в глубоком тылу противника (Прага, Плоешти, Ровно, Гомель), перевозке командного состава Красной Армии, доставке боеприпасов, почты и медикаментов, продуктов для осаждённого Ленинграда Борис Григорьевич совершил 125 боевых вылетов и был награждён орденом Красного Знамени.
В апреле 1942 года Б. Г. Лунц был вновь призван на военную службу. Ему присвоили звание старшего лейтенанта и направили в 101-й транспортный авиационный полк 1-й транспортной авиационной дивизии, где он был назначен на должность командира корабля Ли-2. В мае — июне 1942 года он участвовал в операции по снабжению попавшей в окружение 2-й ударной армии, в ходе которой сбросил в тылу врага около 15 тонн боеприпасов и продуктов. 6 июня 1942 года самолёт старшего лейтенанта Б. Г. Лунц был подбит немецкими истребителями, но командир корабля довёл горящую машину до места назначения и сбросил груз в заданном квадрате. Только после этого экипаж покинул горящий самолёт. Борис Григорьевич вернулся в свою часть и несмотря на множественные ожоги продолжил участие в операции на другом самолёте.
28 июля 1942 года 101-й транспортный авиационный полк был преобразован в 101-й авиационный полк дальнего действия в составе 1-й авиационной дивизии авиации дальнего действия СССР. С 1 августа 1942 года полк сосредоточился на обслуживании интересов Центрального штаба партизанского движения, а позднее и республиканских штабов. Борисом Григорьевичем совершал 156 вылетов к партизанам в глубокий тыл противника в районы населённых пунктов Хинель, Овруч, Киев, Чернигов, Мозырь, Брянск, Новозыбков, Осиповичи, Слуцк, Олевск, Борисов, Бобруйск, Мглин, Полоцк, из них 56 с посадкой на партизанские аэродромы. В ходе этих вылетов он доставил в партизанские соединения более 80 тонн грузов и эвакуировал в тыл более 500 раненых. 29 сентября 1942 года старший лейтенант Б. Г. Лунц совершил посадку на аэродром в зоне, где партизаны вели бой с карательными отрядами. После разгрузки самолёта по просьбе командования партизанского соединения экипаж несколько раз поднимал самолёт в воздух и наносил бомбовые удары по скоплениям живой силы противника. При полётах в зоны действия партизан Борису Григорьевичу нередко поручали освоение новых партизанских аэродромов, таких как Смелиж, Речица, Дубровка (Овручский район), озеро Червоное и Кожушки[3].
В качестве дальнего бомбардировщика Б. Г. Лунц участвовал в налётах на крупные железнодорожные узлы противника, такие как Курск, Орёл, Вязьма, Ржев, Щигры и Смоленск, бомбил переправы через Дон и скопления живой силы и техники неприятеля на сталинградском направлении. К лету 1943 года он прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Был произведён в капитаны. К июлю 1943 года Борис Григорьевич совершил 323 боевых вылета, из которых 229 ночью, на бомбардировку военно-промышленных объектов, живой силы и боевой техники противника, транспортировку боеприпасов и других грузов партизанам, высадку десантников во вражеском тылу, эвакуацию раненых.
27 июля 1943 года указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Лунц Борису Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу 1943 года Борис Григорьевич получил звание майора. В январе 1944 года в ходе операции «Январский гром» эскадрилья майора Б. Г. Лунц в интересах Ленинградского фронта совершила 98 боевых вылетов на бомбардировку узлов сопротивления противника, в том числе и Красного Села[4]. Затем она участвовала в налётах на военные объекты и инфраструктуру Финляндии. В мае 1944 года полковника В. С. Гризодубову на посту командира 101-го авиационного полка дальнего действия сменил подполковник С. С. Запылёнов, который вскоре назначил Бориса Григорьевича своим заместителем. В этой должности Борис Григорьевич активно занимался подготовкой молодых лётчиков, воспитав не менее 19 командиров кораблей. 5 ноября 1944 года 101-й авиационный полк дальнего действия был преобразован в 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (7-й авиационный корпус дальнего действия), а 26 декабря 1944 года переименован в 31-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк. До конца войны полк воевал в составе 1-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Гвардии майор Б. Г. Лунц закончил боевой путь в небе Германии, совершив за время войны в общей сложности 403 успешных боевых вылета.
В мае 1946 года гвардии майор Б. Г. Лунц уволился в запас. С 1946 по 1963 год Борис Григорьевич работал лётчиком-испытателем в НИИ-17 МРП (Научно-исследовательский институт Министерства радиопромышленности). Затем до мая 1973 года Борис Григорьевич был лётчиком-испытателем Научно-исследовательского лётно-испытательного центра «Взлёт»[5]. С 1973 по 1977 год работал инженером в НИИ-17 МРП. После выхода на пенсию Борис Григорьевич жил в Москве. 5 февраля 1997 года он скончался. Похоронен на Кунцевском кладбище столицы.

Савченко Павел Павлович

Родился 15 февраля 1911 года в городе Ростов-на-Дону.
С детства начал работать — вначале подмастерьем в артели, потом арматурщиком на заводе «Ростсельмаш». Учился в вечерней школе рабочей молодёжи, окончил семилетку. По призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работал пилотом в Уральском, а затем в Украинском управлении ГВФ. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. В 1939 году стал членом ВКП(б).
На фронте Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В первые месяцы войны на своём пассажирском самолёте он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и оставшихся без крова и родителей малолетних детей осажденного Ленинграда. Павел Савченко со своим экипажем бомбил войска Паулюса под Сталинградом, участвовал в Курской битве и в боях за Смоленск и Рославль, совершал полёты в глубокий тыл врага к партизанам.
Лётчик-бомбардировщик, командир эскадрильи 110-го авиационного полка дальнего действия, майор Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скопления войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ. Доставлял грузы и боеприпасы партизанам.
Погиб при выполнении боевого задания 16 октября 1943 года, доставляя груз — боеприпасы и взрывчатку, предназначавшиеся партизанскому соединению Сабурова.

Шатров Фёдор Анисимович

Родился 11 декабря 1914 года на станции Эмба, ныне город Актюбинской области Казахстана, в семье рабочего-каменотеса. Русский. Член КПСС с 1959 года. Окончил Минский металлургический техникум, а затем авиационную школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота. Работал лётчиком в Украинском управлении ГВФ в Днепропетровске, Донецке, Киеве.
В Красной Армии с июня 1941 года. С этого же времени на фронте. По заданию Ставки Верховного Главнокомандования совершал полёты в глубокий тыл противника на территорию Германии и оккупированных ею стран.
Командир корабля 25-го гвардейского авиационного полка гвардии капитан Фёдор Шатров к марту 1944 года совершил 281 боевой вылет (из них 179 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу противника, скоплений его войск и техники на переднем крае.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Шатрову Фёдору Анисимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3343).
С 1946 года капитан Ф. А. Шатров — в запасе. Жил в городе-герое Москве. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Участвовал во многих высокоширотных экспедициях. Умер 15 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Шорников Александр Сергеевич

Родился в семье русского рабочего. Окончил школу ФЗУ, работал на фабрике. В 1933 году окончил авиационную школу пилотов ГВФ в Тамбове. Работал лётчиком в Грузинском управлении ГВФ.
С июня 1941 — участник Великой Отечественной войны. Летал в качестве командира корабля в Харьковской, а затем Киевской авиационной группе особого назначения ГВФ на самолёте ПС-84[2]. Авиагруппа выполняла боевые задания в интересах Южного, затем Юго-Западного и Сталинградского фронтов днём и ночью, в любых метеорологических условиях.
К 16 октября 1941 года совершил 170 боевых вылетов с общим налётом 254 часа; перевёз на самолёте свыше 100 тонн боеприпасов и других грузов военного назначения, 28 раненых и 508 бойцов и командиров Красной армии. Кроме того, совершил 8 ночных вылетов в глубокий тыл противника с задачей выброса парашютистов и листовок. Приказом по Юго-Западному фронту был награждён орденом Красного Знамени.
С 1942 года — в рядах Красной армии. К 31 июля 1942 года капитан А. С. Шорников в ходе выполнения боевых заданий налетал днём 575 часов, перевозя оружие, боеприпасы, раненых, бойцов и командиров. Ночью совершил 57 боевых вылетов с налётом 260 часов, переправив за это время в тыл противника 175 десантников, листовки и грузы специального назначения. Приказом по Сталинградскому фронту был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В январе 1943 года А. С. Шорников в составе группы советских лётчиков и авиаспециалистов 1-й транспортной авиационной дивизии был командирован в Великобританию для освоения и перегонки в СССР бомбардировщиков Armstrong Whitworth A.W.41 «Albermarle». Маршрут перегонки проходил на большой высоте из Шотландии через Северное море, Данию, Норвегию, Швецию и Балтийское море (в зоне действий истребителей противника). В ночь с 2 на 3 марта 1943 года с авиабазы Эррол в районе города Данди вылетел первый экипаж: пилот капитан А. С. Шорников, штурман лейтенант П. Н. Якимов, радист лейтенант А. А. Вердеревский и борттехник Г. И. Галактионов. После девяти часов полёта самолёт совершил посадку на Внуковском аэродроме.
Летом и осенью 1943 года капитан А. С. Шорников со своим экипажем в составе полка обеспечивал подготовку к Тегеранской конференции глав СССР, Великобритании и США (28 ноября — 1 декабря 1943), перевезя в Иран большое количество офицеров и солдат Красной армии, представителей посольств, разведчиков, групп обеспечения, переводчиков, а также различных необходимых для этой цели грузов.
В январе 1944 года экипажу А. С. Шорникова (второй пилот Б. Т. Калинкин, штурман П. Н. Якимов, борттехник И. Г. Галактионов, радист Н. С. Вердеревский) была поручена переброска в Югославию советской военной миссии во главе с генерал-лейтенантом Н. В. Корнеевым. Самолёт С-47 17 января вылетел по маршруту Москва — Астрахань — Тегеран — Каир — Бизерта — Бари, но из-за погодных, технических и организационных проблем посадка в Бари была осуществлена лишь к началу февраля. Затем советская военная миссия из Бари была доставлена в Дрвар, где находился Верховный штаб НОАЮ. До конца мая 1944 года экипаж А. С. Шорникова совершал полёты в различные районы Югославии, доставляя частям НОАЮ боеприпасы, вооружение, медикаменты, вывозя обратными рейсами раненых и больных партизан. Когда Верховный штаб НОАЮ подвергся нападению крупных сил германских десантных подразделений, экипаж майора А. С. Шорникова 4 июня 1944 года, совершив посадку в горах на площадку крайне малых размеров, за два рейса вывез в Бари руководящий состав штаба во главе с маршалом Тито и членов военных миссий.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1944 года за умелое выполнение специальных заданий командования, отвагу и мужество, проявленные в ходе их выполнения, майору Шорникову Александру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 3930).
С июля 1944 года и до окончания войны летал в небе Югославии в составе авиационной группы особого назначения под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В. И. Щелкунова, обеспечивая боевую деятельность Народно-освободительной армии Югославии.
После войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка военно-транспортной авиации. В 1953 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 — Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) ВВС.
В 1957 году уволен в запас в звании подполковника. Жил в Москве, работал старшим инженером в Министерстве гражданской авиации.
Похоронен в городе Вязники.


Рецензии