Атоновцы

ЖЗЛ



ЭДГАР ПОЭ И АЛЕКСАНДР ГРИН

Поэландия и Гринландия... При всей оригинальности Александра Степановича, нет сомнений в сильном влиянии на его творчество Безумного Эдгара. В принципе, Поэландия и Гринландия могут образовать и образуют эдакую расширенную вселенную Поэгринландию... В которую втягиваются и другие авторы. Например, вся фантастика и околофантастика Стивенсона и прочая готика. Так же может образоваться и Мегавселенная "Толкиен-По-Грин-Говард-Лавкрафт...", т.к. твари Лавкрафта населяли Землю до её терроформирования валарами...
Но здесь надо четко понимать, что если творчество Эдгара По базируется на трех китах как Поэландия, Экстраваганца и Реализм, то творчество Александра Грина, насколько нам известно, не базируется на Экстраваганце, а только на Гринландии и Реализме... Возможно, что третьим китом для Грина было нечто среднее между Гринландией и Реализмом...




КАК МАЯКОВСКИЙ И БУЛГАКОВ В БИЛЬЯРД ИГРАЛИ

Если в бильярдной находился Маяковский и Булгаков направлялся туда, за ними устремлялись любопытные. Ещё бы - Булгаков и Маяковский! Того гляди разразится скандал.
Играли сосредоточенно и деловито, каждый старался блеснуть ударом.
- От двух бортов в середину, - говорил Булгаков.
Промах.
- Бывает, - сочувствовал Маяковский, похаживая вокруг стола и выбираю удобную позицию. - Разбогатеете окончательно на своих тётях манях и дядях ванях, выстроите загородный дом, и огромный собственный бильярд. Непременно навещу и потренирую.
- Благодарствую. Какой уж там дом!
- А почему бы?
- О, Владимир Владимирович, но и вам клопомор не поможет, смею уверить. Загородный дом с собственным бильярдом выстроит на наших с вами костях ваш Присыпкин.
Маяковский выкатил лошадиный глаз и, зажав папиросу в углу рта, мотнул головой:
- Абсолютно согласен.
Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные.
Атоновец атоновцу "глаз не выклюет"...




СЕРЫЙ АВТОМОБИЛЬ МАЯКОВСКОГО

В 1925 году атоновец Александр Грин, автор "Острова Рено", опубликовал антитезу "Алым парусам" под названием "Серый автомобиль".
Это, однако, не остановило другого атоновца, Владимира Маяковского, приобрести себе серый автомобиль в 1928 году...
Маяковский был страстным пропагандистом автомобилизма. В своих стихах и статьях он говорил об огромной роли автомобиля в наш динамичный век.
В конце 20-х годов в стране насчитывалось лишь 20 тысяч автомобилей, а производство отечественных машин только начиналось.
В 1928 году во время одной из заграничных поездок Маяковский купил себе небольшой "рено". Покупка этого "красавца серой масти, 6 сил, 4 цилиндра" была связана для поэта со значительными материальными трудностями - "две тыщи шестьсот бессоннейших строк в руле, рессорах и спицах". Но затраты с лихвой покрывались выигрышем времени. Ведь Маяковский всегда был в движении. Непрерывно следовали встречи с читателями, посещение редакций, участие в диспутах.
До последних дней Владимир Владимирович не только словом, но и делом доказывал девиз атоновцев, что "автомобиль - не роскошь, а средство передвижения".
В его интерпретации это звучало как "незаменимое средство передвижения", "не прихоть, а культурная потребность"...




БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ ОЛЕШИ

Скрытые сокровища

Приходя домой к Юрию Карловичу Катаев всегда копался в Олешиных бумагах, разбросанных на столе.
Именно таким образом он позаимствовал, например, слово "мовизм". Умел находить алмазы в бумажной массе.
- Он у тебя непутевый! Вот его дача! - размахивая черновиками, Катаев говорил жене Олеши. - А вот его машина, - тряс он другими черновиками. - Ну почему он ничего не заканчивает?!

Что наша жизнь? Икра...

А в это время Юрий Карлович заканчивал кое-что другое.
Встретив Ласкина в Лаврушенском переулке, Олеша предложил:
- Зайдем на пять минут в Третьяковку.
- Не могу, спешу.
- На пять минут. Ручаюсь, не пожалеете.
Зашли в Третьяковку, прошли в буфет, взяли по сто граммов и закуску - бутерброды с красной икрой.
- Пожар, который уже не опасен, - выразился Олеша, рассматривая икру на свет.
И прикончил её.




МУЛЬТЫ ЛАЗАРЯ ЛАГИНА

Особая сторона деятельности писателя – мультипликация. Первыми с кем Лагин начал сотрудничать был тандем сценариста Геннадия Шпаликова и режиссера Андрея Хржановского. Втроем они сделали классические мульты для взрослых «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника».
Вместе с тем в семьдесят первом году Госкино СССР запрещает съемки мультфильмов «Диогенбочкоремонт» и «Наше вам прочтение!» по сценариям Лагина, сочтя их порочными и клевещущими на советский строй.
«Шпионские страсти» -  прекрасная пародия на все шпионские романы 1950-1960-х. Набор штампов обыгран в полном объеме, при этом сам по себе мульт остается вполне смотрибельным и целостным произведением. Годится даже для детей и тех, кто ни про какого Льва Овалова в жизни не слышал.
Шеф одной иностранной разведки Штампф, мучается зубной болью. Узнав о создании в СССР чудесного зубоврачебного кресла, он разрабатывает план похищения этого кресла...


Рецензии