Екатерина Калинина и Чемал. Вымыслы и действительн

     В настоящее время Чемал - одно из наиболее посещаемых мест на Алтае. Потрясающая красота,  попасть куда проще простого: десятки рейсовых и туристических автобусов ежедневно доставляют туда по несколько тысяч туристов со всей страны. Ну, а кроме этого сотни легковых автомобилей везут и везут туда любителей рафтинга, скалолазания, да и просто желающих полюбоваться на удивительную по красоте реку Катунь. Вода в Катуни имеет непривычный для всех, кто её видит впервые, насыщенный бирюзовый цвет. В районе Чемала Катунь зажата горами до такой степени, что скорость течения у неё становится просто бешеной, что и требуется для любителей сплава по горной реке.

     Так получилось, что летом 2012 года мы впервые приехали туда. Мы, это я с женой и тогда ещё маленькой дочкой. Приехали в сопровождении знакомой и уже в деле проверенной местной жительницы. Дамой она была весьма знающей, водителем собственной машины превосходным, в общем, она нас вполне устраивала. Приехали на экскурсию, значит надо ходить куда указано и смотреть на то, куда нам указывают. Так всё и проходило, только что без пресловутой указки в руке. Налюбовались мы этим уникальным местом вдоволь, рекой и горами, её окружающими, посетили островок небольшой, Патмосом называемый, где стоит-красуется небольшая церквушка с удивительной историей, да и просто так время свободное от процедур всяческих, ради которых мы туда ездим вот уже десять лет, провели. Гуляли, любовались и внимательно слушали, узнавая очень и очень много удивительного. Одна из рассказанных ей историй, связанных у Чемалом, мне и вспомнилась. Как уверяла нас гид, на Чемале находился один из лагерей ГУЛАГа, а в нём содержалась жена Калинина, которого все советские мальчишки и девчонки называли ласково и любовно – дедушкой. Да, да. У нас у всех, помимо своих личных, был один общий дедушка – дедушка Калинин. В то время он был председателем Верховного Совета СССР, то есть вторым лицом в государстве,  естественно, после Сталина. В отличие от нас, детей, взрослые называли Калинина Всесоюзным старостой.  Он был одним из популярнейших государственных деятелей в стране, а вот жена его, как враг народа, сидела в тюрьме. Странные тогда дела творились. Ну, это я немного в сторону ушёл. Назад возвращаюсь.

      Екатерина Калинина, по словам всё той же нашей экскурсоводши, заболела  туберкулёзом, для её лечения там, на Чемале, специально был построен противотуберкулезный профилакторий, а для снабжения его электроэнергией даже построили гидроэлектростанцию, перегородив для этого реку Чемал в сотне метров от впадения её в Катунь. Нам даже продемонстрировали камень, на котором якобы любил посидеть Калинин, когда приезжал туда навестить свою супругу, и который в народе с давних пор зовут "кресло Калинина". Любопытно, не правда ли?

     Естественно, что по возвращению домой я попытался проверить эту информацию, но, как это часто бывает, всё было так, но в то же время как бы и не очень.

     Первое, и самое главное. Жена Калинина, член РСДРП с 1917 года, член Верховного Суда РСФСР, действительно была в 1939 году репрессирована, но отбывала 15-ти летний срок за антисоветскую деятельность в одном из лагерей в Коми АССР, однако была реабилитирована в 1945 году, за год до смерти мужа. Весь этот год она старалась с ним не встречаться, законно полагая, что он имел возможность её защитить, но не захотел сделать это. До конца своей жизни она проживала у дочери, умерла в 1960 году, похоронена на Новодевичьем кладбище.

     Второе, на Чемале Екатерина Калинина действительно жила несколько лет. В 1936 году, не совсем ясно по какой причине, она покинула семью, и уехала работать  директором Чемальской горно-климатической станции, а фактически санатория для партийной элиты, куда время от времени приезжали отдыхать даже руководители страны, уровня Председателя Совета Министров СССР Вячеслава Молотова или его заместителя Станислава Косиора. Существуют две более или менее правдоподобные версии этого неоднозначного поступка, и прежде всего та, что не пришлась она ко двору в качестве "первой леди" в Кремле, где её с издёвкой даже прозвали Екатериной III , и где она ни с кем из других жён особо не подружилась. Другими словами, впала она в немилость, вот её и выдворили оттуда куда подальше. Ну, а вторая версия основана на том, что Калинин начал ей изменять, вот она сама и сбежала от него. 

     Третье, ГЭС на Чемале действительно имеется, но к её появлению Калинина никакого отношения не имеет. Её строительство началось в 1931 году, а закончилось в 1935, так что к приезду жены Михаила Ивановича она уже работала и снабжала электроэнергией не только санаторий, но и противотуберкулезный  профилакторий, который до сих пор находится на противоположном берегу Катуни. 

     И, разумеется, никаким туберкулезом она там не болела, а Калинин - что ж, возможно и приезжал, и на камне том сидел, поскольку вид оттуда открывается просто чудесный. С этой точки прекрасно видна высокая и отвесная скала, которую в народе зовут "скалой неверных жен". Название это возникло не просто так, дело в том, что по преданию, с этой скалы в Катунь сбрасывали женщин, заподозренных в супружеской неверности. Считалось, что, если женщина сможет выплыть, то она невиновна, ну, а если нет, то…

     Любопытно, что в противовес этой притче существует другая, с противоположным смыслом. Вот она в моем кратком пересказе. Молодой парень, живший в селе, расположенном с правой стороны от скалы, влюбился в сельскую красотку, пришел к ней просить руки, но получил полный отказ. Расстроенный, забрался он на скалу и решил свести счеты с жизнью, но тут у него из-под ноги вылетел камень. Юноша долго смотрел, как камень летел вниз и представлял себе, как и он будет так же долго-долго падать, а затем также, как и камень, с плеском войдет в воду и исчезнет. Наваждение спало с него, он плюнул вниз со скалы и пошёл налево в соседнее село, чтобы жениться там.      

      Наверное, Екатерина Ивановна была хорошим руководителем. При её непосредственном участии в посёлке был построен маслозавод, гараж, склады. Но эта жизнь уже не могла в полной мере её удовлетворить, и она вернулась в Москву. Была избрана членом Верховного Суда РСФСР, и это не только без специального юридического образования, но и даже без среднего тоже.

     Любопытная деталь, ещё в 1924 году Екатерина Калинина написала в ОГПУ письмо с обвинениями родного брата Владимира в контрреволюционной деятельности, после чего его арестовали и расстреляли. Вот такая жизнь была в то время. 


Рецензии
Широко известны воспоминания Льва Эммануиловича Разгона
"Непридуманное. Биографическая проза"
В них правда и только правда, которая страшнее домыслов и вымыслов.
Екатерина Ивановна действительно отбывала наказание и в Чемале тоже.

"она рассказала, что очень подружилась с одной старушкой-арестанткой. Старуха прибыла из другого лагеря, в формуляре у нее сказано, что использовать ее можно только на общих подконвойных работах, но врачи на Комендантском дали ей слабую категорию, ее удалось устроить работать в бане: счищать гнид с белья и выдавать это белье моющимся. Екатерина Ивановна живет в бельевой, она, наконец-то, отдыхает от многих лет, проведенных на общих тяжелых работах, и Рика после работы в конторе ежедневно к ней заходит: занести что-нибудь из «вольной еды», посидеть, поговорить с умной и славной старухой. Она нерусская, какая-то прибалтийка, но давно обрусела и мало похожа на работницу, хотя и сказала как-то, что давно-давно работала на заводе… Да и фамилия у нее вполне русская…"
Калинина!

http://www.litmir.me/br/?b=246580&p=1
Жена президента
***Екатерину Ивановну «взяли» довольно банально, без особого художественного спектакля. Просто ей позвонили в Кремль из ателье, где шилось ее платье, и попросили приехать на примерку. В ателье ее уже ждали…

Екатерина Ивановна, как я уже говорил, обладала эстонской неразговорчивостью, конспиративным опытом старой революционерки и жены профессионального революционера. Она не любила рассказывать о всем том, что происходило после звонка из ателье. Но мы знали, что сидела она тяжело. У нее в формуляре была чуть ли не половина Уголовного кодекса, включая и самое страшное: статья 58-8 — террор. Формуляр ее был перекрещен, что означало — она никогда не может быть расконвоирована и должна использоваться только на общих тяжелых подконвойных работах. Из тех десяти лет, к каким она была осуждена, Екатерина Ивановна большую часть отбыла на самых тяжелых работах, на каких только использовались в лагере женщины. Но она была здоровой, с детства привыкшей к труду и все это перенесла. Только тогда, когда из другого расформированного во время войны лагеря она попала к нам, удалось ее пристроить на «блатную» работу.

Во время последнего года войны в жизни Екатерины Ивановны стали происходить благодатные изменения. Вероятно, Калинин не переставал просить за жену. Что тоже отличало его от других «ближайших соратников». Молотов никогда не заикался о своей жене, а его дочь, вступая в партию, на вопрос о родителях ответила, что отец у нее — Молотов, а матери у нее нет… Словом, в последний год войны к Екатерине Ивановне стали регулярно приезжать ее дочери — Юлия и Лидия. На время приезда в поселке выделяли комнату, обставляли ее шикарной мебелью и даже коврами — все же дочь Калинина! — и заключенной жене президента разрешали три дня жить без конвоя в комнате у своей дочери…

итд...
www.litmir.me/br/?
Лев Разгон. "Непридуманное"
http://www.litmir.me/br/?b=246580&p=1
Жена президента

Зоя Чепрасова   08.11.2020 10:07     Заявить о нарушении
День добрый Зоя!
Благодарю за такой расширенный отзыв. Мне он показался настолько непривычным, что я тоже посылаю вам свой расширенный ответ.
Когда-то в середине 60-х у одного моего знакомого я встретился с любопытным достаточно разговорчивым писателем, который пообещал прислать мне свою новую книгу, которая была еще не издана, но вот-вот увидит свет. Не помню дословно его обещание, но через пару лет был приятно удивлён, получив на почте бандерольку, в которой лежала книга, носившая довольно-таки странное и непривычное название "Мир, в котором дети - не гости". Проверил по Википедии, вроде не ошибся в названии. Хотелось бы её найти, да вспомнить, что он мне написал на форзаце, да вспомнить, как она вообще-то выглядела, но мы находимся в стадии сильно затянувшегося переезда, часть книг ещё на старой квартире, а основное количество из почти 15-и тысячной библиотеки находятся, упакованные в коробки на цокольном этаже нашего дома. Не знаю, доживу ли до того момента, когда начну расставлять их по полкам. Дело в том, что помещение, где должен быть мой рабочий кабинет и находиться одновременно библиотека, вроде бы формально готов, но соответствующей мебели нет и когда мы сможем её приобрести одному только, сами знаете кому, известно.
Так вот возвращаясь к той случайной встрече. Тогда встретились коллеги по несчастью, я там оказался случайно, да и молод был еще, а вот они оба своё хлебнули полной меркой. Мой приятель загремел в 49-м, когда учился на одном из последних курсов Горного института. Был он книжник, ценитель и собиратель на чём и погорел. Кто-то стукнул и у него нашли какую-то уникальную брошюрку Льва Давидовича, изданную какой-то фронтовой типографией во времена Гражданской бойни. Его она интересовала не как доклад Троцкого, он был далёк от тех событий, а как редчайший раритет. Но за его хранение он получил десятку и отбывал её до наступления пресловутой оттепели. Хочется отметить, что после вступления приговора в законную силу его по этапу отправили на восток в какую-то пересылку, куда в поисках бесплатной рабсилы приехал главный геолог тех мест. Узнав, что перед ним почти готовый геолог, он тут же затребовал его к себе. Мой приятель за время нахождения в "шаражке" закончил институт (заочно), потом защитил кандидатскую и докторские диссертации. Как он сам говорил - "времени было много, куда девать его было не понятно, вот я и писал". Уже доктором наук был реабилитирован и работал в структуре Академии Наук СССР. С Разгоном его кто-то познакомил, он его пригласил в гости, ну а я там оказался случайно. Так что пусто совсем краешком, как говорится "шапочно", но я с Львом Эммануиловичем был знаком.
Давно стараюсь не читать служителей "Мемориала", одним из основателей которого считается Разгон, но вы меня подтолкнули к тому, чтобы прочитать его "Жену президента". Знаете, нигде не нашел упоминания о том, что она отбывала срок на Чемале. Там речь идёт только о Вожаёле, а это республика Коми. Хотя странностей с этим делом полно, по другим источникам она отбывала срок в "Алжире", а это, простите, другой край великой и необъятной, все-таки между Коми и Казахстаном немалое расстояние, не знаю, но, наверное, не менее 4-х часовых поясов. Так вот в тех источниках, где описывается её пребывание в "Алжире", а это к примеру такая любопытная публикация как "Репрессированные жены высокопоставленных советских чиновников", что она вычищала стёклышком вшей из швов в одежде зеков. Не в этой публикации, о которой я написал выше, а в какой из тех, где упоминается Акмолинский лагерь.
Я писал очерк, на который вы прислали свой отклик, руководствуясь многими документами, но в основном тем, что узнал от гида в музее Михаила Ивановича, который до сих пор работает на его родине в селе Верхняя Троица в Тверской губернии. Именно рассказ гида, да "кресло Калинина" в Чемале и подтолкнули меня к этой теме.
В Чемал Екатерина Ивановна приезжала добровольно, сбежав от любвеобильного и неразборчивого в своих любовных связях муженька. Об этом много написано. И в строительстве ГЭС, которая до сих пор работает, она принимала участие, и Калинин туда приезжал, всё это было. Но вот в то, что он слёзно просил Сталина её помиловать, хотя об этом много писали в своё время, я не верю. Да и гид наш по музею в этом сильно сомневался. Не нужна была Калинину жена правдорубка с эстонскими корнями. Что о ней беспокоиться. Скорее уж я поверю, что он сам руки приложил, чтобы от неё избавиться. Только, пожалуйста, не примите это за историческую правду, как вы принимаете многие домыслы Разгона, это моё и только моё предположение. Даже не предположение, а так легкий намёк. А Лев Эммануилович писал свои воспоминания, находясь в таком возрасте, когда уже трудно становится вспоминать. Я сам иногда думаю, а не приснилось ли мне то, что я помню. К счастью я снов не запоминаю, и возраст у меня ещё пока не такой представительный, который был у Разгона, когда он начал писать свои мемуары.
Не знаю, зачем я всё это вам написал, но уж коли написал, значит зачем-то, наверное, нужно.
С уважением, и держитесь подальше от всех этих Мемориальщиков, уж больно у них там дух не русский

Владимир Жестков   08.11.2020 16:38   Заявить о нарушении
Извините, произошёл какой-то сбой и я не закончил. Так вот:
Больно у них не русский дух. Слишком уж сильно они выпячивают свои страдания, хотя проведя столь много времени в адских лагерных условиях многие из них умудрились прожить до глубокой старости. В том числе и цитируемый вами Лев Эммануилович. Боюсь, что мне это не суждено, хотя я по сравнению с ними жил и продолжаю это делать в сказочных почти царских условиях.
С искренним уважением,

Владимир Жестков   08.11.2020 16:57   Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир, приняла к сведенью вашу инфу.

Зоя Чепрасова   08.11.2020 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.