Итак, продолжение об искусственном интеллекте

Рассказ об искусственном интеллекте «Искусственный интеллект, - а он бывает?..» выставленном в «proza.ru» оканчивается ссылкой на возможное продолжение обсуждения о возможностях искусственного интеллекта и заканчивается такой фразой: по-видимому, не «разобравшись в себе», как можно «разобраться» в окружающем?..

В этом случае может возникнуть и такой вопрос? А есть ли что-то в мире, с помощью которого можно разобраться в себе как в существе разумном и попытаться в качестве индикатора разумности использовать компьютер? По-видимому, возникнет следующий вопрос? А причём здесь компьютер? Ответ, и в тоже время вопрос, может быть таким: объединение большого количества компьютеров в так называемые сервера, которые обладают умопомрачительной памятью и почти таким же быстродействием, не обладают ли они искусственным интеллектом? Возможно, можно ответить так: почти обладают, но только почти, и не больше!.. Наглядным примером может служить фуга № 4 И. С. Баха, то есть фуга распятия Христа. В этой фуге звучит недосягаемая для сервера мелодия, которая гармонично звучит для любого «уха», даже не музыканта, а компьютер от неё «сходит сума!»: - Такого не бывает! Никогда не было!! И не будет!!!..

А вот есть. И записано в нотах И. С. Баха - им и при его жизни в семнадцатом веке!.. А компьютер в двадцать первом веке «понять этого не может!»…, но он же компьютер - интеллекта-то нет!.. И его интеллекта, у компьютера, по-видимому, и очевидно однозначно, никогда и не будет!..

А теперь для тех, кому интересно: что же такого особенно-необычного звучит в фуге № 4 И. С. Баха?

На этот вопрос популярно ответили музыканты высокого уровня Михаил Казиник и Алексей Ботвинов на радио Орфей. А дальше некоторая попытка словесно передать кое-что из их популярного «высказывания» об этой фуге. Эта фуга написана настолько беспредельно талантливо, что чрезвычайно сложно осознать всю глубину этого музыкального произведения. В этом музыкальном произведении собрано пять, казалось бы, независимых друг от друга голосов или мелодий, которые просто невозможно объединить вместе: должна возникнуть «режущая ухо» какофония подобная скрипению ножа о фарфоровую тарелку или ещё хуже чего-нибудь такого! - непередаваемого словами. Но это ещё не всё…, эти пять музыкальных голосов (мелодий), сплетаясь гармонично между собой, порождают ещё три темы. Эти три темы, «сплетённые» гармонично из пяти, как нестранно, тоже гармонично звучащих голосов выводят глубоко и внимательно их слушающего человека в такие бездны Космоса, что становится жутко и в то же время необычайно легко, как будто бы человек оказался в бестелесном состоянии и может там находиться бесконечно. Может возникнуть вопрос? А причём здесь распятие Христа? И ответ: но мы же живём в материальном мире и нам необходимо что-то, на что можно как бы «опираться», в противном случае мы «упадём» и окажемся, возможно, беспредельно «лёгкими» в безвоздушном пространстве - ведь нам и дышать ненужно! Конечно, мы же бестелесны! А ведь это и есть беспредельный Космос! Вот, потому и жутко - без привычки! Но это эмоции, а дальше попытка более чёткого объяснения с музыкальной точки зрения…

Фуга построена на имитационных проведениях одной темы (а у Баха их три!), когда, прозвучав в одном голосе, она как бы передаёт эстафету другому голосу (но сама продолжает звучать), другой голос третьему, возможно, и четвёртому (но это представить уже себе сложно, а у Баха пять голосов!). Существует определённый план построения фуги: сначала тема проходит у каждого голоса в основной тональности, затем в других и лишь в конце - в основной тональности. А ведь у И. С. Баха в фуге распятия пять голосов (мелодий) на три разные темы (основные мотивы). Первые пять голосов - тема креста. Первая тема. Потом к теме креста добавляется вторая тема оплакивания тоже в пяти голосах, при этом тема креста продолжает звучать, гармонично совпадая с темой оплакивания (какие либо диссонансы отсутствуют!). И потом торжественно и мощно к двум первым темам продолжавшим звучать добавляется, как бы врываясь в них, третья тема воскресения (кстати, несмотря на мощность темы диссонансов нет!). И в конце фуги, как и положено, для неё, возврат к первой основной тональности, а это уже объяснить словами невозможно можно только очень неточно, приблизительно предположить, что происходит какая-то мистерия, будто бы всё происходящее в течение фуги было заранее предрешено и известно по какому-то сверхъестественному плану - мистическому малопонятному предписанию. Но это только частное восприятие музыки фуги - возможно, это и не так…

Возможны и иные (многогранные) интерпретации фуги №4, до диез минор, из двадцати четырёх прелюдий и фуг первого тома хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха. Четвёртая фуга из первого тома, по-видимому, занимает особое, настолько глубокое философское место, во всех мировых (и не только музыкальных) произведениях человечества, что сложно точно обозначить для неё место из пяти шести высокоинтеллектуальных творений всего мира! По-видимому, можно сказать и так: это фуга (распятия и воскресения Христа) интеллектуально-непостижима в обычном человеческом миропонимании и потому очень сложна для интерпретации - просто недостаточно слов, а чувства не выразишь словами и, кстати, в нотной записи не передашь! Вот потому-то эта фуга даже одним и тем же исполнителем исполняется всегда по-разному - невозможно закрепить какой-то канонический стиль исполнения (но только для этой фуги), возможно, в этом-то и её непостижимость! Иоганн Себастьян Бах был глубоко-верующим человеком, и потому используя мистерию воскресения Христа (а ведь это, возможно-условный, и даже многократно-повторяющийся переход человеческого интеллекта, для самосовершенствования в Космос, в несвойственную и непонятную живому человеку среду) сумел создать такое потрясающее музыкальное произведение…

Кстати, Михаилом Казиником и Алексеем Ботвиновым (и, возможно, не только ими) было установлено, что все стили в музыке, включая даже классический джаз, берут своё начало из музыкальных произведений И. С. Баха - Бах многогранен! А вот из музыкальных произведений В. А. Моцарта не было найдено ни одного даже близко совпадающего по стилю с произведениями Баха - неразрешимый музыкальный феномен! Хотя, вроде бы, Моцарт «потратил» якобы два года жизни пытаясь подражать Баху в написании его «головокружительных» фуг. Были и другие композиторы пытающиеся разложить музыкальные произведения Баха «по полочкам», но никому это не удалось сделать, а ведь это тоже феномен Баха. Возможно, по значимости Баха в музыке, в науке можно привести, последовательно по значимости, Николая Коперника, Исаака Ньютона, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, возможно, Тихо Браге и многих других. А из наших современников, возможно, Николая Александровича Козырева, «имя» его незаслуженно забыто, благодаря научной элите сначала коммунизма, с правящим им рабочим классом, и принявшим от него эстафету, капитализма со звериным оскалом. Она-то «научная элита» капиталистической России, в основном, и «перекрыла кислород» Н. А. Козыреву, разгромила его лабораторию. А ведь Н. А. Козырев, благодаря своим экспериментам, устранил «магическую» неопределённость в квантовой механике…, но это так, кстати…, смотрите рассказ: «Ещё немного о необычности выводов Козырева…» выставленный на сайте «proza.ru», и там же многое другое…

А теперь несколько слов о маловероятном фантастическом предположении: создаётся впечатление о каком-то малопонятном убыстрении темпа жизни в сообществе людей. Какая-то излишняя их суета, за которой теряется чувство времени - время как будто «сжимается». Но имеется в виду не геометрическое время (часы, минуты, секунды по хронометру), а физическое время по Козыреву и Вернадскому. Возможно, это не более чем предположение. И к тому же, возможно, сжимание времени связанно только с возрастом людей. Чем старше человек тем «сжимание» времени для него больше. Но, возможно, «сжимание» времени связанно и со звездой Солнце, а, следовательно, и с остальными звёздами. Но это не более чем предположение. А звёзды, возможно, перерабатывают физическое время в энергию и избыток её сбрасывают. Солнце поглощает физическое время в затмении. Солнце чтобы поддержать свою энергию должно брать её из времени. И в этом случае можно, уже фантазируя, предположить, что что-то происходит с «течением» времени. Образно говоря время «сжимается» и всё живое чувствует дискомфорт. Кстати, при затмении Солнца Луной все живые существа действительно ощущают дискомфорт, хотя значительного изменения температуры не происходит, земная атмосфера тут же «замывает» это понижение температуры окружающего воздуха, но почти исчезает радиационный поток тепла от Солнца и живые организмы как бы оказываются в тени. Даже при полном затмении Солнца полной темноты не наступает «подсвечивает» атмосфера Земли. Кстати, в районе экватора Земли Солнце заходит почти вертикально, и сумерки длятся очень короткое время. А теперь ещё более фантастическое предположение: не связанно ли «сжимание» физического времени с физическими процессами в Солнце, но в области энергий недоступных для чувствительности земных приборов. Эти приборы, малочувствительны как по уровню, так и по диапазону энергий!.. Кстати, ни эти ли физические процессы пытался понять Н. А. Козырев, исследуя их, и в частности, и в основном, в лаборатории, которую разгромили гунны конца двадцатого века…

Примерно, об этом же писал Максим Горький в рассказе о сердце Данко, которым он осветил людям путь к свету…

Как бы там не было, но музыка И. С. Баха (но только музыка, а не слова) не постижима в большинстве его произведений и крайне необычна. Музыка «не стыкуется» со словами его произведений, она за пределами слов…, это может показаться странным, но это так…


18 июля 2019 года.


Рецензии