Гробокопатель

Нравится мне прогуливаться по кладбищу, успокаивает. В городах кладбища огромные, старость захоронений по деревьям можно определить. Домна Петровна, 1925 г.р. - что за имя, Домна?! Читаю надписи, глаз мгновенно выхватывает детей. Останавливаюсь, высчитываю возраст, святость от таких могил исходит невероятная. Не успели нагрешить! На "втором месте" молодые женщины, юные, жаль. Потом идут брошенные могилы, со звездами вместо крестов, замусоренные, вывороченные корнями деревьев, с ятями. Показывают бессмысленность всего кладбищенского предприятия. Оградки - наша замкнутость. Зачем оградки эти? Кто Туда через оградку-то полезет по своей воле? Видать, есть такие, раз оградки.
Православные, лютеранские, еврейские, братские, исчезнувшие, музейные, колумбарии. Братские, после плохих войн, после "хороших". В городе мы, по сути, в колумбариях живём, в каком-то смысле, только ещё не умерли. На Пискарёвке вкус металла и хлеба во рту. Новодевичье - это Некрасов, Тютчев. Есть ощущение, что вся жизнь рядом с кладбищем. Несколько раз работал вплотную рядом с кладбищами, жил рядом с кладбищем, вот, вот тут фильм "Брат" снимали, кажется вчера. С "удовольствием" люблю на кладбище поработать, могилку подправить, подкрасить, прибраться, но получается редко. Похороны не люблю, голова болит, а на кладбище - не болит и не только у меня, есть в этом какое-то единство. Всё мёртвое в итоге расщепляется на молекулы, на атомы и вливается в единую атомную массу, из которой строится наша жизнь, да, да.

Остановился на обочине кладбищенской дорожки. Иногда у них замысловатые, философские названия - линия No 2. Линия жизни одна, а похоронили на линии номер два. Посмотрел в глубину захоронений, между линиями(садоводство какое-то, прости Господи). Ранняя весна, ледок, мёрзлая земля. Над старой могилкой, чуть поодаль, склонились две женщины, молодая и не очень. Прозрачность ранней весны, прозрачность чувств. Не нужно ни перед кем выкобениваться, почти все умерли. Тишина, женщины молчат, ждут чего-то, рядом стоит полиэтиленовый пакет, из Пятерочки, в нём урна с прахом. Пакет произведён, цитирую "из отложений давно живших организмов", ирония. Женщины смотрят внутрь могилы, о чём думают, слёз кажется нет. Пакет с урной шуршит под весенним, лёгким ветерком. Женщина помоложе достает смартфон, привычно, большим пальцем открывает приложение для Андроид, Гробокопатель 1.3.0. Ставит метку на карте. Опции: урна, одна, координаты, адрес, оплата картой, без доп. ритуальных услуг, срочно, отправить заказ.
Перед администрацией кладбища, среди некоторой организационной суматохи(кладбище огромное, гигантское), сидит на скамеечке обыкновенный человек, лет 40-45. Кепка, куртка, небольшая чёрная сумка, рядом как будто бы "сидит" лопата. Это не просто лопата, древнейшее орудие жизни и смерти, это: источник дохода, это новые тапки для детей, это новая стиральная машина, это ипотека. Человек несколько откинулся назад, глаза закрыты, солнышко заглядывает под кепку. В кармане вибрирует смартфон. Человек открывает глаза, достает смартфон, набирает код, программа произносит сокральную фразу: "Маршрут построен! В последний путь." На карте в приложении появляется изломанная линия, с крестиками на пути. Человек берёт лопату, привычно встает, ставит статус "на пути" и отправляется к первой метке, Линия 3, уч.18., Иванов.
Женщины продолжали ждать, казалось, что их мысли были слышны. Периодически смартфон сообщал: "Гробокопатель в пути, до исполнения заказа 15 мин". Приблизительно через 15 минут мимо меня проходит человек с лопатой. Сворачивает, пересекает канавку вдоль линии и тихо подходит к женщинам. Шепчутся, гробокопатель переступает оградку, ставит статус "на месте". Делает несколько глубоких копков. Женщина постарше достает из пакета урну и отдаёт гробокопателю, круг замкнулся. Как-то страннно качнулись голые кроны кладбищенских деревьев - статус "исполнено". Женщины ещё некоторое время остались стоять над свежей могилкой. Гробокопатель сухо попрощался, отошел на некоторое расстояние и присел на скамеечку рядом с другой могилкой у дорожки, открыл сумку, достал перекус и принялся его употреблять. Он думал о том, какая замечательная у него работа, ведь раньше он работал на гигантской городской свалке, находящейся буквально через дорогу от кладбища, перевозчиком мусора, а теперь свалка закрылась и её стали показывать туристам, с высоты Белой башни, той, что в Александровском парке Царского села: "Посмотрите налево, вы видите техногенное творение большого города. Посмотрите прямо - купол Исакиевского собора."
Гробокопатель думал, что теперь работа у него спокойная, размеренная и завидно-регулярная, да ещё, теперь и автоматизированная. Перекусил и двинулся по маршруту к следующему заказу, а женщины пошли в сторону выхода. Был обычный будний день, Гробокопатель 1.3.0 работал как часы. 
Я, пройдя по кладбищу, сочинил какие-то там строки. Все покинули это место с чувством удовлетворения, удовлетворения печального или оптимистичного, весеннего или поэтичного, рационального и обреченного, такого же как наша жизнь.

 

 


Рецензии
Домна Платоновна - "Воительница" Н.Лескова. А ещё домна - мадам в Румунии.
А были ещё среди купцов и крестьянок Хариты и Харитиньи. Ласково - Харечка, Харенька.

Ольга Шорина   18.11.2021 20:11     Заявить о нарушении