Время экспериментов
Советская система находила много стимулов к хорошей учебе студентов. Плохо учишься – останешься без стипендии. Отчислят - пойдешь служить в армию или сменишь веселую и интересную студенческую жизнь на суровые трудовые будни. Положительных стимулов тоже было предостаточно. Высокие стипендии, которых хватало на скромную, но полноценную студенческую жизнь. Проживание в благоустроенном общежитии. Путевки в санатории, профилактическое лечение, туристические поездки по СССР и, если повезет, за границу. Студенческие строительные и прочие отряды с неплохим заработком. В конце обучения многим студентам не хотелось менять свое положение на работу инженера, врача, учителя или другого представителя массовой интеллектуальной профессии с низкой зарплатой. Поэтому они часто задумывались о продолжении обучения в аспирантуре, научной или академической карьере.
Однако эта прекрасная система высшего образования, как оказалось, требовала довольно серьезных изменений.
Так обучение в Ленинградском политехническом институте имени М. И. Калинина в 1980-х годах, и особенно во второй половине этого десятилетия, можно с уверенностью назвать временем экспериментов. Начиная с поступления в вуз, которое проводилось по «эксперименту», когда для получения студенческого билета надо было сдать 2 экзамена с оценкой не менее чем «хорошо» и иметь средний бал аттестата 4,5. Эксперимент проводили из-за резкого падения престижа инженерных и естественнонаучных профессий. Времена популярности и престижа профессии ученого-физика к 1980-м годам давно прошли. Все больше набирали популярность специальности сферы торговли и других видов бытового обслуживания.
Следующим более масштабным экспериментом в образовании стал призыв студентов в армию. В Политехническом институте он начался с 1984 года, но в полной мере призыв студентов начался в 1985 году. Этот эксперимент, проведенный советскими военными, с треском провалился, так как уже в 1989 году всех студентов срочно демобилизовали, включая тех ребят, у кого не было выслужено положенного срока обязательной службы. Компенсацией за участие студентов в эксперименте, стал зачет студентам даже части срока военной службы в полную выслугу, так что даже призванные на несколько месяцев студенты оказались полностью отслужившими в армии.
Далее эксперименты продолжились вместе со всей нашей страной - перестройка, гласность, демократизация, хозрасчет, центры НТТМ, студенческое самоуправление, молодежные центры, международные связи и поездки за границу, первые свободные выборы депутатов. Воспоминания политехника «Ленинградский политехнический в годы перестройки» представляют своеобразный отчет по ходу и результатам проводимых экспериментов.
Свидетельство о публикации №220052501626