Баня
Посредине деревни Никитинка стояла общая баня. Хотя, конечно, у многих своя была баня, как это принято, в огородах, на задворках. Но у некоторых бани не было, и они пользовались этой общей баней. Баня топилась по чёрному, то есть без трубы. С одним закопченным стеклом узкого окошечка эта баня никогда не закрывалась. Был, конечно, когда-то крючок, но постоянно сломанный, и никто не догадался чинить, а ,может, и совсем наоборот, и не хотел ничего делать: а зачем, баня то все равно общая.
Так рассуждали, так и жили, так и мылись в этой бане, кому нужно было. Баня была вместительная, с предбанником, как полагалось, но двери наружной тоже не было, был просто один проём без двери. Поговаривали в деревне, что ходили в эту баню и парочки любовные, кому встретиться было негде. Прятались в это бане и воры: ловко забирались без лестницы по срубам бани на чердак и хранили там своё краденое добро. Много слухов и легенд породила эта пресловутая баня.
Когда-то давно, в этой бане угорела целая семья с фамилией Потекины. Рассказывали о них, что были эти люди нечистоплотными, дома была грязь, рубахи всегда были на них грязные. Что называется, в кои веки собралась вся семья в баню…, но кто-то их поторопил и потребовал, чтобы побыстрее мылись и освободили баню к нужному часу: приедут работники с покоса после тяжёлой косьбы.
Потекины были маленькие люди в этой деревне: вечно нищие, вечно голодные и они послушались Никитинского “прокурора’, жившего прямо напротив бани и следящей за ней. Это была злобная, давно овдовевшая бабка Марфа, свекровь той знаменитой Марьи Путиловой, исполнительницей песни про чёрного кота.
Едва едва рассеялся над баней черно - сизый дым, и она не успела ещё выстояться как следует, как побежали грязные ребятишки Потекиных, похожие на цыганенков.
Торопилась мыться семья, как приказала прокурорша Марфа “посадница”, но сильнейший угар одолел их. Закружилась голова, появилась сонливость, тошнота и к концу мытья вся семья лежала на лавках, на полкЕ и на полу. Когда ворчливая и грозная баба пришла в баню (“Да что они там так долго!?” ), то язык у неё онемел: трупы рябятишек и двоих взрослых валялись в ней. Прошло несколько минут шока, и она стала кричать и звать на помощь. Подоспели и косари, для которых была истоплена баня. Но никто не стал мыться, уже , понятно в ней в этот страшный день… Получилась какая-то кара за фамилию Потекины, что типа “люди всю жизнь ходят с запахом пота, не моются, а другие их сторонятся, не признают, брезгуют… и убирают ?” Так что это?- действительно, так или несчастный случай? Как знать, как знать…! Никто не знает? А прокурорша Марфа..? Да, та все знает..! На сегодня, вернее, знала...
Другой случай произошёл у нас с одной женщиной, очень скромной и порядочной. Это была Татьяна Ташкунова, жена балабола алкоголика, вечно рассказывающего байки, анекдоты, особенно с так называемыми картинками, то есть, с матом. Татьяна при таких выходках мужа краснела постоянно, хотя бы вроде и должна была привыкнуть, “покуда это муж, и от него никуда не денешься,- либо его терпишь, каким он есть, либо останешься одна, если не терпишь..” И Таня терпела, но как-то одиноко было ей с таким чужим неласково грубым мужиком. Сама она была натурой мечтательной и утонченной. Наверно, здесь, в этой паре не сработал принцип поэта Левитанского о том, что “каждый выбирает по себе” или “каждый выбирает для себя”…!? Что-то не так, что-то не получилось для семейной гармонии или идиллии. Немногословная и тихая жена, наверняка, устраивала такого буяна, и они жили,как казалось со стороны, душа в душу!
И вот однажды, Татьяна пошла в баню без мужа, по своим, так сказать, женским делам… одна. Детей у них отчего то не было. Когда она зашла в предбанник, ей показалось, что на чердаке кто-то есть. “Да ну, - ерунда какая-то”, - подумала Таня и смело зашла в баню.На лавке в углу стояла керосиновая лампа, еле мигающая. Она подкрутиила фитиль, разделась и начала мыться.
Но было невыносимо жутко отчего-то: ей казалось, что в разбитые стёкла окнА, наложенные друг на друга, кто-то смотрит. Таня глядела в окно, но ничего не видела, кроме коричнево-мутных разводов стёкол. Она торопилась намылить мочалку, мыло скользило и падало на пол.В третий раз, когда она подняла мыло, и её глаза поравнялись с узким окном, холод облил её обнаженную грудь и сердце: в окне торчало охотничье ружьё ( а как же оно бесшумно пролезло через два треугольных осколка стёкол, наложенных друг на друга…) Но думать было некогда. Едва не закричав, Татьяна голая бросилась к двери, но дверь снаружи была чем-то приперта. Бедная женщина стала биться в дверь, колотя ее руками изо всех сил.В это время грянул выстрел...Она вскинула руками и упала навзничь…
Балабол Терентий ( так звали её мужа) ходил к соседу, к этому “Черному коту” опохмеляться. Они с Петькой долго базарили на крылечке про то, какая баба лучше: покладистая или боевая, как у Петьки… Но вдруг услышали выстрел...
~Что это!!?... Где это!!?- воскликнул Терентий.
~Кажись, со стороны бани кто-то пальнул, - заметил Петька.
~Как из бани..? Так там же Танька моя моется..!
~Да ты чё!!? Не может быть.
Кинулись мужички к бане а баня снаружи поленом берёзовым приперта. Откинув полено, ворвались в баню и увидели Татьяну, лежащую на полу. Исказившееся от ужаса лицо было забросано спутанными волосами. Тело её было ещё тёплым, но жизнь потихоньку покидала её.
Взревел тут балагур, что называется, благим матом, именно матом, которым он всю жизнь играл в словах, веселясь, но никогда не думал, что и горе ему достанется наполовину с матом, потому как не берег свою жену, не защищал её, не ценил...Через неделю, после похорон Татьяны, стали поговаривать, что скрывается где-то по огородам и по баням беглый тюремщик,убийца- рецедевист. А кое-кто и называл даже убийцу: что никакой это не сбежавший из тюрьмы, а молодой мужик с ближней станции какой-то Толька Зацепин. Как знать, да и зачем для жертвы знать своего палача, если этой жертвы уже нет в живых…?
Вот такая баня была в деревне. А все мылись, и никто и не подозревал, что там было до них. Не важно,- человеку важно, что есть где...и есть чем вымыться..!
25.05.20 в 21.00
Свидетельство о публикации №220052501920