Читая Успенского

Решил полистать книгу Петра Успенского "Новая модель вселенной", которую довелось прочитать в позапрошлом году. Книга эта была куплена мной в 90-е годы и долго стояла на полке. Я изредка к ней прикасался, открывал, читал отрывки, но так и не решился в то время прочитать ее полностью. Смог сделать это только недавно.

Сейчас листал данную книгу и наткнулся на следующий интересный отрывок в ней:

"Мой путь лежит на Восток. Предыдущие путешествия убедили меня в том, что на Востоке до сих пор остается много такого, чего в Европе давно не существует. Вместе с тем у меня вовсе не было уверенности, что я найду именно то, что хочу найти. Более того, я не мог с уверенностью сказать, что именно мне нужно искать. Вопрос о школах (я имею в виду эзотерические, или оккультные, школы) по-прежнему оставался неясным. Я не сомневался, что эти школы существуют, но не мог сказать, насколько необходимо их физическое существование на земле. Иногда мне казалось, что подлинные школы могут существовать только на другом плане, что мы способны приблизиться к ним только в особых состояниях сознания, не меняя при этом места и условий нашего существования. В таком случае мое путешествие оказывалось бесцельным. Однако мне казалось, что на Востоке могли сохраниться традиционные методы приближения к эзотеризму.

Вопрос о школах совпадал для меня с вопросом об эзотерической преемственности. Иногда я допускал непрерывную историческую преемственность; в другое же время мне казалось, что возможна только «мистическая» преемственность, линия которой на земле обрывается и исчезает из нашего зрения. Остаются лишь ее следы: произведения искусства, литературные памятники, мифы, религии. Возможно, лишь через продолжительное время те же самые причины, которые породили когда-то эзотерическую мысль, снова начинают работу - и возобновляется процесс собирания знаний, создаются школы, а древнее учение выступает из своих скрытых форм. В этом случае в промежуточный период может не быть полных или правильно организованных школ, а разве что подражательные школы или школы, хранящие букву древнего закона в окаменевших формах.

Однако это не отталкивало меня; я был готов принять все, что надеялся найти.

Имелся еще один вопрос, который занимал меня до путешествия и в его начале.

Можно ли пытаться делать что-то здесь и сейчас, с явно недостаточным знанием методов, путей и возможных результатов?

Задавая себе этот вопрос, я имел в виду разнообразные методики дыхания, диеты, поста, упражнений на внимание и воображение, прежде всего, методы преодоления себя в минуты пассивности или лености.

В ответ на этот вопрос внутри меня раздавались два голоса:

- Не важно, что делать, - говорил один из них, - важно хотя бы что-то делать. Не следует сидеть и ждать, пока что-то само придет к тебе.

- Все дело как раз в том, чтобы воздержаться от действий, - возражал другой голос, - пока не узнаешь наверняка и с определенностью, что именно нужно делать для достижения поставленной цели. Если начинать что-то, не зная точно, что необходимо для достижения поставленной цели, знание никогда не придет. Результатом будет «работа над собой» различных «оккультных» и «теософских» книжек, т. е. самообман.

Прислушиваясь к этим двум голосам во мне, я не мог решить, какой из них прав" (Новая модель вселенной. Введение).

Этот же текст встречается в другой книге Успенского, которая носит название "Tertium Organum".

Мне понравилась идея автора об эзотерических школах. Многое он понимал и чувствовал правильно. Только немного резанул его скептицизм относительно теософии, который проглядывает в последних строчках приведенного выше отрывка.

Я не согласен с автором, и не считаю, что можно ставить знак равенства между теософией и самообманом. Все-таки здесь много зависит от самого человека и от способов его восприятия. Да и, насколько помню, само слово "эзотерика" в свое время ввела в обиход именно Елена Блаватская.

Мне кажется, что Успенский излишне категоричен в данном случае. Теософия может служить таким же точно инструментом познания мира и самого себя, как и любой другой подобный инструмент. Часто именно с нее у многих начинался путь к более сложным и глубоким философско-мистическим знаниям. Насчет всего остального у меня лично нет претензий к этому автору.

"Возможно, лишь через продолжительное время те же самые причины, которые породили когда-то эзотерическую мысль, снова начинают работу - и возобновляется процесс собирания знаний, создаются школы, а древнее учение выступает из своих скрытых форм".

Неведомые причины, о которых идет речь в данном отрывке, похоже не раз действовали и в моей жизни. Первый раз они подействовали в 90-е годы (об этом я когда-то написал текст "Несколько встреч с интересными людьми": http://proza.ru/2016/04/07/2300). Во второй раз они содействовали работе группы инвалидов - в этой работе мне доводилось принимать активное участие. В третий раз эти причины дали о себе знать в работе группы ФПМТ, где изучалась буддийская философия. И сейчас, когда мы общаемся с N и вместе занимаемся творчеством, делаем общие дела, эзотерические причины также действуют.

Во всех этих случаях не было четких форм, которые можно было бы обозначить с помощью слова "школа". Это были не мистические школы. Но все же это была некая активность, которая оказывала духовное влияние на тех, кто имел к ней отношение, иногда довольно интенсивное влияние.

Некий эзотерический центр, существующий на Тонком плане, собирал вместе нити обстоятельств и судеб, объединял людей в группы, давал идею и направление для работы этих групп, и тем самым вел людей к совершенству.

В последнее время действие этого центра стало перемещаться с физического уровня на уровень виртуальной реальности. Это более латентный план. Действие на нем не столь интенсивно. Но все же оно тоже реально. Можно наблюдать как в виртуальном пространстве сеются "зерна" знаний, которые могут проявить себя в настоящем и в будущем времени.

В данном случае, я, конечно, по-своему интерпретирую текст Успенского. В этом смысле, можно также усмотреть духовное влияние и в других типах жизнедеятельности людей. Не обязательно эта деятельность должна быть сопряжена с использованием специальной терминологии и языка, или с определенным уровнем знания и понимания, но при определенных условиях внутренние процессы, связанные с деятельностью "центров" человека, будут у людей схожими...

Можно сказать, что вся наша жизнь есть школа. Или как сказал Шри Ауробиндо: "Вся жизнь - йога". Есть только разные уровни обучения в этой школе, разные "классы".

Наверно не обязательно ехать в Индию для того, чтобы соприкоснуться с чем-то мистическим. В наше время существует множество книг, по которым можно учиться. Можно также учиться у жизни. И можно учиться у интересных людей, которых таинственное начало нашего существования порой собирает вместе...


Рецензии
Прочитала книгу Успенского "В поисках чудесного" о его работе с Георгием Гурджиевым. Автор скитался по миру, а учителя нашел в Москве. Интересная статья

Нина Алешагина   19.06.2021 09:18     Заявить о нарушении