Мысли вслух, про ремесленников

Ремеслу учиться – не звезды на небе считать

После советского воспитания, призывавшего меня изучать труды Ленина, а для души – подробности дуэли Пушкина, я не понимала ценность конкретного профессионального обучения. Возможно, до революции ремесленные училища имели другую репутацию, чем советские ПТУ.

”Пэтэушница” - это как диагноз умственного развития и социального происхождения. Вот ”универ” (университет) или на худой конец ”пед” (пединститут), а тем более ”мед” (мединститут) и ”политех” (политехнический институт) сигналили о какой-то высшей ментальности, дающей пропуск в касту интеллигентов.

В итоге учителя, врачи, инженерА с точки зрения народа (поэтому ставлю ударение на А) являли собой прослойку советской интеллигенции, бедной, но гордой за полученное бесплатное высшее образование. В перестройку оказалось, что деньги надо зарабатывать не на основании диплома и списка дисциплин, а собственными мозгами и руками.

Учителя пошли в репетиторы, инженеры в предприниматели, медики в косметологи – утрирую. Но суть в том, что наша советская теоретическая база полетела в далекий космос, а практические умельцы, те самые ”лопатины”, вырубившие без стыда и совести вишневый сад (реминисценция из Чехова) отправились тоже в космос, но ближний, в эмиграцию.

Когда я оказалась в Финляндии и попала на обычное для местного населения кладбище, меня удивило вот что. Ремесленники захоронены по кварталам! Речь о старинном кладбище в центре города Ювяскюля. Рядом с собором каменные надгробия почетных жителей города, священнослужителей, а если пройти по аллее, увидишь ряд могил портных, потом кузнецов, ювелиров, купцов и других горожан, включая аптекарей, почтовых работников, учителей, врачей. Крестьяне захоранивались на территории сельских приходов.

Мне показалось странным, что профессия определила и место на кладбище. Как оказалось, я считала себя выше статуса какого-нибудь ремесленника. Поработав учителем, я полагала, что это временная работа, которую можно сменить, как увлечение.

Ну а сейчас, когда за спиной много лет рабочего стажа и столько же, если не больше – опыта учебы разным профессиям и специальностям, поняла, что в жизни-то важнее всего именно ремесло. Конечно, теория – хорошо, но вот когда руки настолько натренированы, что сами помнят движения, наловчились так справно и умело мастерить, душа радуется!

Да и куда без них, без рук? Кто важнее - ”рукастый” или ”головастый”? Какие там ”физики и лирики” нашего советского морока, сегодня во всем мире хорошо практикам, а не теоретикам, считаю я. А вы чего думаете?


Рецензии
В советское время помню как учителя пугали меня ПТУ -но при этом в СМИ восхваляли трудовой народ-------Появилось много инженеров ,которые не могли решить задачку за 8 класс....

Александр Щепалин   26.07.2021 14:28     Заявить о нарушении