Ландшафты Анатолии

Главным мотивом поездки в Турцию для меня было знакомство с пространствами Анатолии – страны, где зарождалась человеческая цивилизация. Еще на студенческой скамье на лекциях по археологии я слышал про Чатал-Гуюк – одно из древнейших земледельческих поселений в мире, расположенное недалеко от Коньи (в 4 часах езды от Анталии, вполне досягаемо). Немного позднее знатокам древностей стало известно Гюбекли-тепе – древнейшее архитектурное сооружение в мире, святилище 12-го тысячелетия до н.э., расположенное на востоке страны, у границ с Сирией. А когда в начале 14-го года мне повезло посетить выставку «Цивилизации Анатолии» в Шанхайском музее, я понял: это уникальный исторический регион, один из центров мировой цивилизации наравне с Египтом, Двуречьем, долинами Инда и Хуанхэ.

Поэтому когда я собрался поехать в Анталию из Фетхие, где у меня была гостиница, я устроился у окна автобуса, чтобы всю дорогу глазеть и фотографировать ландшафты легендарной Анатолии. Маршрут пролегал через Ликийский полуостров, и немного углублялся в континентальную Турцию. Как оказалось, типичный пейзаж глубинной Анатолии представляет собой вполне суровые виды высоких гор, покрытых хвойными лесами и увенчанных заснеженными вершинами. Наверное, такое можно увидеть в Сибири. А о Турции напоминали плодородные долины и распадки с деревнями и мечетями. Этот 4-х часовой маршрут по горной местности обеспечивал замечательный водитель – турчанка средних лет, аккуратная, внимательная, уверенная в себе женщина за рулем. Такого водителя автобуса в Турции (вспоминаем все наши стереотипы…) я совсем не ожидал увидеть! Так что поездка изначально была необычной. 

На одной из остановок уже далеко от города в автобус зашел простой мужичок довольно неприятного, зачуханного вида, с набитыми чем-то пакетами. Он устроился недалеко от меня, и я было приготовился к атаке неприятных запахов. Но вместо этого через какое-то время я стал улавливать непонятно откуда взявшиеся ароматы трав или цветов. А когда мужичок вышел на одной из безымянных остановок на середине пути, в благодарность водительнице он оставил под лобовым стеклом автобуса охапку подсушенных пахучих трав, завернутых в газету. Я понял, что это был местный собиратель, знаток анатолийских полевых богатств со своим урожаем.

Мы продолжили путь, но с этого момента я не просто наблюдал живописные виды Анатолии, но и еще и наслаждался их ароматами. По ходу автобуса, при работающем кондиционере салон наполнился ярким, торжественным запахом, чем-то напоминающим нашу календулу. Я радостный глазел, фотографировал мимо летящие виды и с удовольствием вдыхал ароматы анатолийских трав. И так до самой Анталии.

На месте прибытия я успел обежать старый город и посетить археологический музей, взял немало интересной информации. Но самое сильное впечатление на меня произвела не Анталья, а сама дорога. В тот день у меня получилась роскошная поездка, которую трудно было бы задумать специально, или купить в турфирме. Это было особенное путешествие для того, кто несколько лет мечтал познакомиться с легендарной Анатолией.

Июнь-декабрь 2019


Рецензии