Пятая точка

Я рос сорванцом. Мне не сиделось на одном месте, поэтому я часто выкидывал что-нибудь этакое, от которого моя мать просто сходила с ума. И когда её нервы, струной натягивались до предела, грозясь вот-вот лопнуть, мама прибегала к экстренным мерам: отдавала меня к своей матери – моей бабке. Та жила с нами на одной улице, через два дома.

Мама нервно хватала меня за руку и волочила в бабушкин дом.

-Ну, что сорванец, опять мамку довёл?! – выкрикивала бабка и, взяв в руки мокрое полотенце, хлестала что есть силы по моей «пятой точке» приговаривая:
-Вечно ты ищешь себе приключения! Шило там у тебя что ли? Я его сейчас выбью оттуда, сразу поумнеешь у меня!

А я, бегая от неё по двору, думал: « С чего она взяла, что у меня в попе шило? Как бы  там оно поместилось? Да и кололось бы, а оно не колется. И причём, тут приключения и шило?  Что общего между шилом в моей «пятой точке» и головой, почему я должен после этого поумнеть?»

У меня много крутилось вопросов, но никто не давал мне на них ответов.

-Мамка твоя  с тобой не справляется – силёнки у неё не те, - улыбалась бабуля, когда успокаивалась. – Вот пока поживёшь у меня, а я займусь твоим воспитанием.

Я кивал головой, а сам думал о своём: бабуля не разрешала заходить в свинарник, она от меня его даже запирала.  А мне так хотелось  поиграть с поросятами….

Вот я и решил завтра полезть на крышу свинарника и попытаться влезть в него через окно.

Встал я пораньше и полез. И, толи крыша была хилой, толи я был тяжёлым, но, в общем, провалилась она подо мной. Я, молча, полетел вниз и «удачно» приземлился на свинью. Та, от неожиданности, взвизгнула, разогналась и, вышибив головой дверцу с петель, вылетела с диким визжанием и выпученными глазами, во двор. Я крепко схватился за её уши. Мне было страшно, а когда я увидел бабушку, то моя «пятая точка» вся прям сжалась от ужаса. И не зря.

В этот раз  лупили  меня прутком. Было больно, но я не проронил ни слова.

-Ишь, ты…, какой… даже не заплакал…. Очень больно было? – уже потеплевшим голосом спросила бабуля, после угощая меня блинами.

Я отрицательно мотнул головой.

-Ну, прости меня, это я сгоряча, - улыбнулась она, намазывая мёд на блин. – Ну, вот зачем ты полез на крышу? А если бы, убился тогда?

-Ну, не убился, же, - обиженно промямлил я и надул губы. Моя «пятая точка» пылала огнём, поэтому я ел стоя, а бабушка, при виде меня, потом целый день тяжело вздыхала.

И когда попа зажила, то в моей неугомонной голове, снова родился новый план: я решил вместо кур высиживать цыплят.

Встав до рассвета, я собрал все  яйца, которые нашёл в курятнике, и принес их к себе в кровать. Я прям так и представлял: проснётся бабуля, придёт меня будить, а у меня под одеялом цыплята…. Вот бы она обрадовалась. Мне почему-то тогда казалось, что куры плохо высиживают яйца, поэтому   цыплята  и не появлялись на свет. А мне так хотелось поиграть с маленькими жёлтыми комочками.
И вот положил я их под подушку, а сам рядом пристроился и заснул. Снилось мне, будто много-много цыплят вывелось, даже больше, чем яиц было.

Услышав шаги бабули, я открыл глаза и радостно заглянул под подушку.

-Что ты там ищешь? – услышал я за спиной, и моё сердце застучало быстро-быстро.

-Ничего, - испуганно ответил я и опустил подушку на место.

У бабки моей, наверное,  было  чутьё на мои проказы. Она подошла и резко подняла подушку, а потом ахнула, увидев под ней большое количество разбитых яиц. Там было желтое месиво, перемешанное со скорлупой.

Я уже после понял, что уснув, конечно же, о них забыл и видно подавил их пока спал.
А спал я всегда не спокойно.

В этот раз меня били крапивой.

После мама меня жалела и обнимала.

-Вот ты своей жалостью и разбаловала мальца-то, - сказала ей бабуля.

-Мам, ну он же без отца растёт, ему и так тяжело, - оправдывалась мать.

-Эх…, я тоже тебя ростила одна и ничего…, - вздохнула бабуля и махнула рукой.

-Ну, я же девочка, а с девочками проще, - улыбнулась мама и прижала меня к себе.

-Вот и забирай его тогда, - обиделась бабушка, и мы отправились домой.

Моя «пятая точка»  притихла, и некоторое время вела себя вполне спокойно, пока я не увидел в дупле пчёл. А там где пчёлы – мёд, ведь так?

Я долго обдумывал свой план по добыче мёда. И однажды решился залезть на дерево и заглянуть в дупло. Ну, кто же знал, что пчёлам это не понравится?

Мёда я так и не раздобыл, но зато мама, увидев меня опухшим от укусов, долго не ругалась. Она заботилась обо мне, и мне даже понравилось быть покусанным пчёлами. Глубоко в душе, я был им благодарен.

Зимой мама поехала в райцентр на заработки, а меня передала в бабкины руки.

-Сынок, прошу, не доводи бабушку. Она старенькая и у неё больное сердце, пожалей её, - попросила меня мама перед отъездом.

-Хорошо, я постараюсь, - обещал я и, правда, старался, но моя «пятая точка» не давала мне покоя, и я решил опробовать лёд.

Я уже был достаточно большим мальчиком, чтобы понять, что лёд ещё плохо затянулся, но во мне разгорелось любопытство: а вдруг он уже достаточно крепкий, и на нём можно уже кататься?

Я взял коньки, которые мне смастерил сосед - дед Семён и оправился на реку.

Хорошо, что я рассказал об этом мальчишкам, с которыми я дружил, а так бы не знаю что было. Они тогда меня отговаривали, но я хотел им показать свою храбрость.  Конечно же, лёд провалился подо мной и я истошно закричал. Ребята,  играя на берегу, услышали мои крики и позвали на помощь.

Бабуля меня потом долго лечила. Она, каждый раз, смотря на меня, хмурила брови и тяжко вздыхала.

-Горе ты моё луковое, - говорила она, отпаивая меня чаем с малиновым вареньем. – Вот если бы ты утонул, чтобы я твоей мамке сказала? Она бы меня никогда не простила за то, что не уследила за тобой. Да я и сама бы всю жизнь себя винила. Ты о нас, когда тебя тянет на приключения, хоть бы раз подумал?  Как мы без тебя будем-то? Ты наш единственный мужчина.

-Спокойно бы жили тогда, - ответил я охрипшим голосом и отвернулся к стене.
Мне было стыдно, очень стыдно. И я не понимал, почему моему «шилу» не хочется жить спокойно?

А когда выздоровел, то мы с бабулей пили чай с блинами, а наш кот, которой был редким гостем в доме, сидел рядом со мной на лавке.

Рыжий котяра, облизываясь, наблюдал за мной, как я окунаю блины в сметану. Конечно, ему тоже хотелось сметанки, и бабуля даже дала ему немного, но видно в миске на полу, есть было не интересно. Я понимал кота – мы чем-то были с ним схожи.

И когда бабуля вышла в сени, я посадил кота на стол и пододвинул к нему крынку со сметаной. Кот, опешив от такого счастья, даже растерялся и испуганно покосился на дверь.

-Ешь, давай быстрее, а то она скоро вернётся, - прошептал я ему и он, будто поняв меня, поднялся на задние лапы и запустил голову в крынку. Сметаны  было там не очень много, поэтому кот, подтянулся и засунул голову глубже, и тут вошла бабуля….

Я не помню, что крикнул коту, но тот видно испугавшись, попытался выбраться из плена, но у него ничего не выходило. Тогда он задергал задними лапами, что было сил и, вместе с крынкой, свалился на пол.

В этот раз меня били снова мокрым полотенцем, а потом поставили в угол.

Моя «пятая точка» горела как угли в печке, а я сжимал зубы, чтобы не расплакаться.

Сколько я так простоял,  не знаю, но моя «пятая точка» вновь призывала к действиям. Я посмотрел на ненавистное мне полотенце и в моей голове созрел план…

Я решил сжечь его – отомстить и ему и бабуле – это одно из её любимых полотенец. Оно часто оказывалось под её рукой, когда она искала, чем меня наказать.

Я понимал, что уже большой и, что сам виноват и надо бы уже, становиться серьёзнее, но не мог удержаться. Это, наверное, всё же «шило» не давало мне покоя.

И дождавшись, когда бабуля выйдет во двор, я открыл печь и кинул в огонь полотенце, а сам довольный снова встал в угол.

Я торопился и, наверное, поэтому не закрыл заслонку.  Да ещё как назло, конец полотенца оказался на полу, возле дорожки. Конечно же, огонь своими языками проглотил целиком полотенце, захватив и дорожку. Я от ужаса схватил ведро с водой и выплеснул его в огонь, а потом закрыл печь. Огонь-то я потушил, но дыму было…

Бабуле тогда плохо стало, когда она вбежала в задымлённый дом. Она схватила меня в охапку и, проверив, что со мной всё в порядке, прижала к себе и завыла, как мне тогда показалось, нечеловеческим голосом.

-Это я виновата, не усмотрела…, - причитала она сквозь слёзы. – Вот дура старая, печку видно открытой оставила,   вот и искра, наверное, вылетела, но, слава Богу, ты живой…

Я тогда думал, признаться ей или нет, но так и не решился и до сих пор об этом жалею….

Это было в тридцатых годах, а потом…. Началась война.

На тот момент мне было шестнадцать лет и моя «пятая точка» не могла сидеть спокойно, когда я смотрел, как все мужчины нашей деревни уходят на фронт. Я много раз бегал в сельсовет, просил, чтобы и меня тоже взяли, но от меня отмахивались.

-Ты нас на кого хочешь оставить? Как мы без тебя будем? – причитала мама, каждый раз преграждая мне дорогу из дома.

-Ишь, чего удумал? – грозила кулаком бабуля. – Сиди дома!

Но мне не сиделось – там  наши солдаты воюют, а я тут с бабами должен сидеть?

И однажды я убежал к партизанам, а после попал в стрелковую роту, потом меня
записали в разведчики, где моя «пятая точка» научилась усидчивости. Но тяга к приключениям у меня осталась. Я ничего не боялся и каждое новое задание, принималось мной в радость,как новое приключение. Но эти приключения были намного опаснее тех, которые я вытворял дома. Мне часто влетало от командования за мою самодеятельность, но благодаря моим смелым выходкам мы делали порой такое, на что многие были просто не способны.

Меня трижды награждали, последний раз  – посмертно.

Да, ты правильно меня понял, мой друг – я рассказал вам эту историю после своей смерти.  Меня  давно уже нет в этом мире. Я не жалею что пошёл воевать и погиб, защищая Родину, защищая свою маму и бабушку, защищая вас, мои дорогие. Я не зря отдал свою жизнь за ваши жизни. Я лишь жалею о том, что  никогда не говорил матери и бабуле, как я их люблю. А я их сильно любил. И мне стыдно за всё то, что я тогда им устраивал. Это я сейчас понял, что двум женщинам было и так тяжело в жизни без мужика, а тут я: нет бы, помогать им, а я лишь портил им нервы. Я жалею, что не заботился о них, но я искупил свою вину. И сейчас  хочу передать своё послание всем живущим на земле мальчишкам, у которых тоже «шило в пятой точке»: цените и любите своих матерей и используйте свою тягу к приключениям в благих целях, чтобы потом не жалеть о том, что прожили жизнь зря.  Если вам не сидится на месте, то всю свою активность реализуйте с умом – сделайте так, чтобы вами гордились, а не огорчались….  Жить  надо так, чтобы осталась  после вас добрая память.


Рецензии