Товарищ князь
Уроженец города Орла
Иван Дмитриевич Ратиев происходил из грузинского княжеского рода Ратишвили, представители которого эмигрировали в Россию в 1724 году. Он родился в Орле 17 июля 1868 года в семье офицера. Иван Дмитриевич окончил Орловский Бахтина кадетский корпус, затем Николаевское кавалерийское училище. В 1890 году поступил на службу в Нижегородский 44-й драгунский полк, расквартированный в Грузии. Через три года женился на светлейшей княжне Екатерине Ираклиевне Грузинской (1872-1917), фрейлине императрицы Александры Федоровны, правнучке грузинского царя Ираклия II. Венчание Ивана Ратишвили и Екатерины Багратиони состоялось в Тифлисе.
Так молодая семья и жила — на два города, Петербург и Тифлис, где в 1899 году родился их сын Дмитрий. Спустя три года появилась дочь Ольга.
Из-за травмы, полученной во время скачек в Тбилиси в 1907году, Иван Ратиев с военной службы вынужден был уволиться, прослушал курс лекций в Академии изящных искусств, в Париже, а по возвращении прикомандирован к кавалерийской части охраны Зимнего дворца.
6 декабря 1913 года указом Императора был произведен в подполковники кавалерии императорской гвардии, 6 декабря 1916 года за отличие по службе – в полковники с переводом в полицмейстеры, а в апреле 1917 года стал помощником начальника дворцового управления и полицмейстером Зимнего дворца.
Штурм Зимнего дворца
Но грянула Революция и в ночь на 26 октября вооруженные отряды заняли Дворец и Временное правительство арестовали. И что оставалось делать верно, служившему царскому двору полковнику Ратиеву?
Он служил, прежде всего, не царю, а России, князь понял, что главное сейчас для него – сохранить святыни родины.
Он приказал своим гвардейцам эвакуировать императорские сокровища в более безопасные части дворца. Князь направил своего 16-летнего сына Дмитрия курсанта пажеского корпуса и двух самых надежных гвардейцев на охрану царских сокровищ.
Для спасения ценностей князь вёл переговоры с эмиссаром большевиков Владимиром Антоновым - Овсеенко. Он передал императорские сокровища государству, в целости и сохранности. А ведь среди них были не только драгоценности, шедевры искусства, предметы старины, но и настоящие исторические реликвии. В их числе царские регалии - большая императорская корона, держава и скипетр, украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» в 185 карат.
Товарищ князь
Большевистское руководство поведение князя-полковника оценило по достоинству. Благодарность вождя революции В.И. Ленина была опубликована в газете «Известия ЦИК и Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов» 5 ноября 1917 года. В.И. Ленин назначил князя Ивана Дмитриевича Ратиева главным комендантом Зимнего дворца и всех музеев и дворцов Петрограда.
В документе сообщалось: «…Присвоить ему, как лицу, отвечающему за целость дворца, имущества и всех художественно — исторических ценностей, полномочия главного коменданта Зимнего дворца и всех государственных дворцов и музеев Петроградского района…». Владимир Ульянов (Ленин).
Ратиев был, пожалуй, единственный человеком в мире, удостоенным обращения «товарищ князь». Именно так его называл Владимир Ленин.
«Товарищу князю» потом ещё раз пришлось выполнить поручение новой власти. В 1919 году он сопровождал состав, в котором из Петрограда в Москву перевозили золотой запас страны. Дорога в Москву была непростой. На него оказывалось давление с тем, чтобы он остановил поезд. По дороге поезд был обстрелян. Но князь успешно справился и с этой задачей.
Уйдя в отставку с государственный службы, в течение нескольких лет И.Д. Ратиев, блестяще владевший несколькими иностранными языками, в качестве переводчика работал в различных организациях Москвы.
Его личная жизнь оказалась трагична. Ещё летом 1917-го он потерял жену, а через десять лет лишился сына – Дмитрий утонул, купаясь в Москве-реке.
В 1920-е годы аристократическое происхождение и близость к императорскому двору едва не стоила И.Д. Ратиеву жизни. В марте 1924 года по обвинению в принадлежности к «контрреволюционной монархической организации» Ратиев, его дочь Ольга и сестра Софья были арестованы и содержались в Бутырской тюрьме. Ратиева приговорили к пяти годам лагерей. По обращению сына и ходатайству московского Комитета помощи политическим ссыльным и заключенным (Политический Красный Крест, Помполит) содержание в концлагере заменено ссылкой на тот же срок в г. Екатеринбург.
Через несколько месяцев обвинения были сняты, и князь с родными были отпущены, его спасли прежние заслуги и личное поручительство наркома Анатолия Луначарского.
В начале 1930-х годов Ратиевы переехали в Москву. Дочь И.Д. Ратиева Ольга вышла замуж за князя Юрия Сергеевича Львова (1897-1938 гг.). Венчание проходило в Тбилиси, Ратиев настаивал, чтобы молодые остались в Грузии, где было безопаснее, но Львовы приняли роковое решение уехать в Ленинград.
После убийства С.М. Кирова в 1934 году зять Ратиева Юрий Сергеевич с семьёй был сослан в Куйбышев, а в 1938 году расстрелян. Ольга Ивановна должна была разделить судьбу мужа, но приказ Луначарского вновь сыграл роль «охранной грамоты», и она уцелела...
В 1940 году закончился срок ссылки, Ольга Ивановна с дочерью переехали в Тбилиси к Ивану Дмитриевичу.
Доживал свой век князь Ратиев - бывший главный хранитель и спаситель царских сокровищ в Тбилиси, в качестве персонального пенсионера. К тому времени всё имущество князя, в том числе и дом были национализированы. Иван Дмитриевич с 1931 года получал персональную пенсию, большую часть которой отдавал нуждающимся родственникам и друзьям.
О своей биографии князь рассказывать не любил. Внимание к его судьбе началось лишь в последние годы жизни, когда в грузинских газетах стали появляться статьи о спасении царских сокровищ.
В конце жизни князь из маленькой комнатки на улице Чайковского переехал в двухкомнатную квартиру в районе Сабуртало на улице Павлова, сегодня носящую имя Казбеги. Здесь он и умер 26 апреля 1958 года в возрасте 89 лет. Похоронен князь Ратиев в Тбилиси, на кладбище Ваке.
Внучка
В Тбилиси выросла внучка Ратиева Катя Львова - дважды княжна по рождению, но ставшая самой обычной пионеркой, затем комсомолкой, - как все в послевоенное время.
После школы Екатерина Юрьевна Львова окончила физфак Тбилисского университета, работала в Институте физики Академии наук Грузии. Здесь она вышла замуж за коллегу по работе Владимира Николаевича Ройнишвили, в будущем лауреата Ленинской премии (1970).
В конце 60-х годов супругов пригласили на работу в Женеву, в Европейскую организацию по ядерным исследованиям. А когда в 1970 году в подмосковном городке Протвино близ Серпухова развернулись исследования на только что построенном отечественном ускорителе высоких энергий, семья Ройнишвили переезжает туда.
Хранившийся в семейном архиве Ратиевых-Львовых Приказ наркома в заверенной машинописной копии, исполненной в Москве 6 октября 1924 года, передала в Эрмитаж внучка Ратиева - Екатерина Юрьевна Львова.
Свидетельство о публикации №220052500962